Кредитный рейтинг Хабаровского края (далее — Хабаровский край, Край, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при низких рисках рефинансирования долговых обязательств, а также бюджетным профилем с умеренной долей капитальных расходов в совокупных расходах Региона (за вычетом объема субвенций) и существенной потребностью в использовании дополнительного финансирования. Давление на рейтинг оказывают снижающаяся операционная эффективность бюджета и ожидаемое Агентством сокращение объема остатков на счетах Региона в связи с финансированием прогнозного дефицита текущего года. Экономике Края свойственны умеренные показатели развития и частичная зависимость от бюджетного сектора.
Хабаровский край входит в состав Дальневосточного федерального округа. В Регионе проживает порядка 1,3 млн человек (0,9% населения РФ). Валовой региональный продукт (ВРП) Края по итогам 2021 года достиг 987 млрд руб. (0,8% совокупного ВРП субъектов РФ). По оценкам Края, его ВРП по итогам 2022 года достиг 1 140 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Умеренно низкая долговая нагрузка при низких рисках рефинансирования долговых обязательств. На конец 2022 года долг Хабаровского края составлял 51,0 млрд руб. В структуре долгового портфеля 93% приходилось на бюджетные кредиты, 6% — на облигации, а оставшаяся часть — на госгарантии Региона. По состоянию на 01.01.2023 график погашения долга был плавным, а риски рефинансирования оценивались как низкие. Наибольший объем погашения долга приходился на 2025 год (22% долга, на 85% состоящего из бюджетных кредитов). В 2023–2024 годах погашению подлежало порядка 4% долга ежегодно.
На 01.10.2023 долг Хабаровского края увеличился на 5% относительно показателя на начало года и составил 53,5 млрд руб. Увеличение долга в полной мере было профинансировано за счет привлечения бюджетных кредитов на 2,5 млрд руб. Порядка 1,7 млрд руб. Регион привлек в виде бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, а оставшуюся часть — в виде кредитов на пополнение остатков средств. По результатам девяти месяцев 2023 года объем гарантий незначительно снизился, а объем облигаций не изменился. Текущий график погашения долга не предполагает существенных рисков рефинансирования в 2023–2024 годах, когда погашению подлежат 3 и 5% долга соответственно.
Долговая нагрузка на краевой бюджет умеренно низкая: соотношение долга и текущих доходов на конец 2023 года может составить около 36%. Соотношение усредненных1 за 2020–2024 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций) не превысит 1,0%. Соотношение долга Региона и прогнозируемого ВРП по результатам текущего года окажется на уровне порядка 4,6%.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Объем остатков на счетах по итогам 2023 года может заметно сократиться. C начала года остатки средств на счетах Края в среднем были сопоставимы с объемом ежемесячных расходов бюджета. Тем не менее, как полагает Агентство, остатки почти полностью могут быть использованы Регионом в текущем году для финансирования прогнозного дефицита бюджета. Агентство отмечает что существенный объем остатков на счетах Края сформирован за счет средств его автономных и бюджетных учреждений.
Коэффициент ликвидности бюджета Хабаровского края по итогам 2023 года может составить примерно 86%. В течение последних двух лет Регион не открывал кредитные линии в банках, а в целях пополнения остатков на счетах привлекает краткосрочные бюджетные кредиты.
По данным Края, на 01.07.2023 объем просроченной кредиторской задолженности незначителен.
Снижающаяся операционная эффективность бюджета при значительной потребности в дополнительном финансировании. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы, по прогнозам АКРА, будет близким к 0%. При этом в 2023 году ожидается слабоположительный баланс текущих операций, а в 2024 году — отрицательный, что может привести к финансированию текущих расходов за счет заемных средств в прогнозном периоде.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом объема субвенций) оценивается как умеренная. Усредненное значение этого показателя за 2020–2024 годы составит немногим менее 11%, при этом ежегодно капитальные расходы более чем наполовину финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный период будет находиться на уровне 74%.
Усредненное за 2020–2024 годы соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов, по прогнозам АКРА, будет отрицательным и составит порядка -5%. Агентство полагает, что модифицированный бюджетный дефицит в 2023–2024 годах будет отрицательным, вследствие чего потребность бюджета в использовании накопленных остатков на счетах или привлечении долгового финансирования на капитальные цели сохранится.
По итогам 2022 года профицит краевого бюджета составил 3% ННД и был направлен на увеличение остатков на счетах.
Актуальная версия закона о бюджете Хабаровского края предполагает снижение доходной части в 2023 году на 1% к показателю 2022 года. При этом объем ННД увеличится на 6%, в том числе за счет прироста поступлений по НДФЛ более чем на 10% в годовом сопоставлении. Объем безвозмездных поступлений сократится на 15%. Планируется, что расходная часть бюджета увеличится на 8% к уровню 2022 года. Объем текущих расходов вырастет на 5% год к году, а капитальных — практически на треть. Ожидаемый дефицит в размере 9% ННД будет профинансирован по большей части за счет остатков на счетах.
Агентство полагает, что расходная часть бюджета может возрасти более существенно, чем прогнозируется актуальной версией закона о бюджете. В том числе объем текущих расходов может увеличиться в соответствии со средним уровнем ожидаемой в 2023 году инфляции. Доходная часть бюджета, по мнению АКРА, сохранится на уровне, соответствующем параметрам закона о бюджете. В таком случае дефицит бюджета Региона составит порядка 11% ННД, а для его финансирования потребуется использовать большую часть накопленной ликвидности, а также привлечь долговое финансирование.
Умеренные показатели развития экономики, частично зависящие от госсектора. Негосударственный сектор экономики Края значительно диверсифицирован. В течение последних четырех лет существенная доля налоговых поступлений (17% — усредненная доля за 2019–2022 годы) приходилась на отрасли, связанные с транспортировкой грузов и связью. Сектор торговли также обеспечивал около 17% налоговых поступлений. Деятельность, финансируемая за счет бюджетных средств (государственное управление, образование, здравоохранение и деятельность в сфере культуры), по оценкам АКРА, формировала порядка 20% налоговых доходов за указанный период и вносила наибольший вклад в доходы краевого бюджета. По итогам первой половины 2023 года существенных изменений в отраслевой структуре налоговых поступлений не произошло.
Величина усредненного ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем в 2018–2021 годах составила 94%. Соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2019–2022 годах превышало 300%.
Уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, по итогам 2022 года достиг минимальных значений за весь анализируемый период и составил 2,6%. Усредненный за последние четыре года уровень безработицы в Регионе равен 3,0%. Безработица в Хабаровском крае стабильно ниже среднестранового уровня.
Ключевые допущения
-
исполнение доходной части бюджета Края в пределах параметров, определенных актуальной версией закона о бюджете;
-
рост текущих расходов бюджета на околоинфляционном уровне в 2023–2024 годах и сопутствующий рост совокупных расходов бюджета;
-
снижение операционной эффективности бюджета в 2023–2025 годах;
-
рост потребности бюджета в дополнительных источниках финансирования капитальных расходов;
-
использование большей части накопленной ликвидности для финансирования возможного дефицита текущего года.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост операционной эффективности бюджета;
-
снижение потребности бюджета в использовании дополнительного финансирования;
-
устойчивый рост доли капитальных расходов в совокупных расходах краевого бюджета (за вычетом объема субвенций).
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
резкий и значительный рост доли краткосрочного долга;
-
рост соотношения долга и текущих доходов до уровня выше 55%;
-
существенное снижение объема остатков на счетах Региона;
-
исполнение бюджета с дефицитом, превышающим прогнозируемый АКРА уровень.
Рейтинги выпусков
Хабаровский край, 35007 (ISIN RU000A0ZZQQ0), срок погашения — 24.10.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BBB(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Хабаровского края, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Хабаровского края.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Хабаровского края и облигационного выпуска Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Хабаровского края и кредитный рейтинг выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были опубликованы АКРА 19.06.2020. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Хабаровского края, а также кредитного рейтинга выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Правительством Хабаровского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Хабаровского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Хабаровского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.