Кредитный рейтинг Липецкой области (далее — Липецкая область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки при незначительных рисках рефинансирования обязательств, значительным объемом накопленной ликвидности, высокой долей капитальных расходов и умеренным уровнем операционной эффективности бюджета. Рейтинг Области сдерживается зависимостью бюджета от крупнейшего налогоплательщика, волатильной структурой налоговых поступлений и возрастающей потребностью бюджета в использовании накопленных средств для финансирования капитальных расходов.

Липецкая область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,1 млн человек (порядка 0,8% населения РФ). В 2021 году валовой региональный продукт (ВРП) Области составил 844 млрд руб. (порядка 0,7% совокупного ВРП регионов России). По оценке Области, в 2022 году ее ВРП мог составить 842 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Умеренная операционная эффективность бюджета при возрастающей потребности в использовании накопленных остатков. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит 7%, при этом баланс текущих операций по итогам 2023 года останется слабоположительным, что указывает на полное покрытие текущих расходов Региона его текущими доходами, однако для финансирования капитальных расходов ему придется использовать дополнительные средства.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2020–2024 годы составит порядка 25%. Гибкость бюджетных расходов оценивается на умеренно высоком уровне, поскольку в среднем за последние четыре года капитальные расходы примерно на 40% финансировались за счет трансфертов из вышестоящего бюджета.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный период составит 79%.

Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов, по прогнозу АКРА, составит -8%, при этом в 2023 году показатель МБД также ожидается отрицательным ввиду ожидаемого роста расходов бюджета. Отрицательный МБД указывает на необходимость использования накопленной ликвидности для финансирования капитальных расходов, при этом, по мнению Агентства, привлечение коммерческого долга в текущем году не потребуется.

По итогам 2022 года бюджет Липецкой области был исполнен с дефицитом в 6% ННД, который по большей части был профинансирован остатками на ее счетах.

Согласно актуальной версии закона о бюджете его доходная часть по итогам текущего года сократится на 9% к показателю за прошлый год. Снижение ННД ожидается на уровне 13% в основном на фоне сокращения поступлений по налогу на прибыль на 12% в годовом сопоставлении. Существенное снижение также ожидается по доходам от размещения средств бюджета, которые могут сократиться более чем в четыре раза по итогам года. Прирост безвозмездных поступлений не превысит 5% в сравнении с 2022 годом, однако капитальные трансферты могут вырасти практически в полтора раза. Расходная часть бюджета Липецкой области увеличится на 16% в основном в связи с приростом капитальных расходов на 30%. Значительный планируемый дефицит бюджета в размере 46% ННД будет практически полностью покрыт остатками на счетах Региона.

По итогам семи месяцев 2023 года доходы бюджета Липецкой области продемонстрировали существенный прирост на более чем 15% к показателю за аналогичный период минувшего года. Прирост ННД составил 16%, при этом поступления по налогу на прибыль выросли на 30%, что по большей части связано с перераспределением поступлений по этому виду налогов ввиду отмены института КГН (консолидированная группа налогоплательщиков). Значительный прирост на 22% также показали поступления по налогам на имущество, а безвозмездные поступления увеличились на 12%. Расходная часть бюджета Региона возросла на 8%. Промежуточный профицит бюджета превысил 11,2 млрд руб. (годом ранее профицит составлял 6,4 млрд руб.).

Агентство полагает, что поступления по налогу на прибыль могут показать существенную положительную динамику по итогам текущего года в сравнении с 2022 годом. В таком случае при сохранении прочих параметров бюджета на уровне утвержденных назначений дефицит бюджета окажется ниже планового уровня, что позволит Региону сохранить значительную часть накопленной ликвидности.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Низкая долговая нагрузка при незначительных рисках рефинансирования обязательств. На 01.01.2023 долг Липецкой области составлял 13,3 млрд руб. и был на 72% представлен бюджетными кредитами. Оставшуюся часть практически полностью формировали облигации Региона. Доля государственных гарантий была незначительна. График погашения долга на указанную дату был сбалансирован, периоды значительных пиковых выплат отсутствовали. В 2023–2024 годах Области предстояло погасить или рефинансировать 27% долга, из которых 13% приходилось на текущий год.

По состоянию на 01.08.2023 долг Липецкой области увеличился до 14,7 млрд руб. за счет привлечения 1,5 млрд руб. бюджетных кредитов. Средства были привлечены на финансирование инфраструктурных проектов (1,0 млрд руб.) и на обеспечение расходных обязательств (0,5 млрд руб.). Объем облигаций не изменился, гарантии на указанную дату отсутствовали. По текущему графику в 2023 году погашение составит 12% от совокупного объема обязательств, в 2024 году — 17%.

По итогам 2022 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 16%. АКРА ожидает, что к концу 2023 года данный показатель вырастет до 19%, что соответствует низкому уровню долговой нагрузки.

Соотношение долга и ВРП Региона ежегодно не превышает 2%, а соотношение усредненных за 2020–2024 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций) составит менее 1%.

Величина остатков на счетах Области достаточна для финансирования дефицитов будущих периодов. С начала 2023 года остатки на счетах в среднем в несколько раз превышали ежемесячные расходы бюджета Области. По мнению Агентства, объем накопленных средств позволит без привлечения долга покрыть ожидаемый бюджетный дефицит 2023 года, а также погасить объем долга, запланированный на этот год.

Коэффициент ликвидности бюджета Области по итогам 2023 года превысит 140%.

По данным на 01.07.2023, у Области отсутствует просроченная кредиторская задолженность. По состоянию на 01.08.2023 открытые, но не использованные кредитные линии в банках отсутствуют. В текущем году Область заключила договор с Управлением Федерального казначейства на предоставление ей краткосрочных бюджетных кредитов, однако такие кредиты с начала года не привлекались.

Зависимость экономики Области от динамики производства в металлургическом секторе. По расчетам Агентства, металлургическая промышленность сформировала порядка трети налоговых поступлений за 2022 год, а усредненная за 2019–2022 годы доля налоговых поступлений от этого сектора составила порядка 40%. По данным за шесть месяцев 2023 года, доля налоговых поступлений от указанной отрасли возросла до 46%, что, по сведениям Региона, обусловлено переходным периодом после отмены института КГН. Крупнейшим налогоплательщиком Области является ПАО «НЛМК». АКРА отмечает потенциальные риски, связанные с зависимостью от крупнейшего налогоплательщика.

В 2018–2021 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 87% от среднестранового уровня. Безработица в Области не превышала 4,3% за весь период наблюдений с 2013 года. По итогам 2022 года значение показателя составило 3,7%. За период с 2019 по 2022 год соотношение усредненных среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума превысило 3,5.

Ключевые допущения

  • снижение зависимости экономики от металлопромышленного комплекса;

  • существенная положительная динамика поступлений по налогу на прибыль по итогам текущего года;

  • исполнение расходной части бюджета в пределах параметров, указанных в актуальной версии закона о бюджете;

  • использование свободной ликвидности на счетах Региона для финансирования ожидаемого дефицита бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост величины баланса текущих операций по итогам 2023 года;

  • снижение потребности бюджета в использовании значительного объема накопленных средств;

  • сохранение существенного объема накопленной ликвидности по итогам текущего года.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • усиление концентрации экономики на металлопромышленном комплексе;

  • увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 30%;

  • значительное сокращение доступной ликвидности при росте расходной части бюджета и падении доходов.

Рейтинги выпусков

Липецкая область, 35010 (ISIN RU000A0ZZR33); срок погашения — 21.10.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АA(RU).

Липецкая область, 34011 (ISIN RU000A1013T3); срок погашения — 21.11.2024, объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).

Липецкая область, 34012 (ISIN RU000A102598); срок погашения — 16.09.2025, объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).

Обоснование. Перечисленные выше облигационные выпуски Липецкой области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Липецкой области — AA(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3, RU000A102598) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3, RU000A102598) были опубликованы АКРА 07.07.2017, 24.10.2018, 21.11.2019 и 15.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Липецкой области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Липецкой области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Липецкой областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Липецкой области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Липецкой области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.