Кредитный рейтинг Томской области (далее — Томская область, Область, Регион) обусловлен умеренным уровнем долговой нагрузки при умеренно низких рисках рефинансирования обязательств, положительной операционной эффективностью бюджета и диверсифицированной экономикой с существенной зависимостью от добычи полезных ископаемых. Рейтинг сдерживается растущей потребностью бюджета в использовании заемного финансирования на капитальные цели и ожидаемым Агентством снижением накопленной ликвидности по итогам текущего года.
Томская область расположена в Сибирском федеральном округе, и почти треть ее территории не заселена в связи с географическими особенностями местности. На территории Региона располагается большое количество высших образовательных учреждений, что позволяет ему считаться крупным образовательным центром. В Области проживает 1,1 млн человек (0,7% населения РФ). В 2021 году валовой региональный продукт (ВРП) Области составил 706 млрд руб. (порядка 0,6% суммарного ВРП субъектов РФ). По оценкам Региона, его ВРП по итогам 2022 года составит 765 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Умеренная долговая нагрузка при умеренно низких рисках рефинансирования обязательств. На начало 2023 года долг Области составлял 49,2 млрд руб., что на 2% выше показателя по итогам 2021 года. Практически три четверти долгового портфеля формировали бюджетные кредиты, оставшуюся часть — государственные облигации Области, часть из которых представлена облигациями для населения. График погашения долга по состоянию на начало года не предполагает существенных пиковых выплат.
По состоянию на 01.08.2023 долг Региона увеличился до 50,2 млрд руб., при этом доля облигаций снизилась до 23% совокупного долга, а доля бюджетных кредитов увеличилась, в том числе за счет привлечения краткосрочных кредитов Управления Федерального казначейства (УФК) на сумму 2,0 млрд руб., а также бюджетных кредитов на финансирование инфраструктурных проектов в размере 1,2 млрд руб.
АКРА оценивает текущие риски рефинансирования как умеренно низкие. Согласно текущему графику, объем средств к погашению в 2023 году составляет порядка 5,6 млрд руб., или 11% совокупного долга. Большую часть указанной суммы формируют облигации Региона. В 2024 году погашению подлежит порядка 8% долга.
Особенностью долговой политики Региона является выпуск облигаций для населения, которые могут быть предъявлены к выкупу в течение срока обращения. Доля таких облигаций в общем объеме облигаций Региона на 01.08.2023 составляла менее 3%.
По итогам 2022 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 55%. По прогнозу Агентства, соотношение показателей сохранится примерно на том же уровне и по итогам 2023 года. Соотношение усредненных1 за 2020–2024 годы процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом объема субвенций) не превысит 2%. Соотношение усредненных долга и ВРП Области составит порядка 7%.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Накопленная ликвидность позволит профинансировать большую часть прогнозируемого дефицита бюджета. По итогам 2022 года объем остатков на счетах Региона увеличился более чем в полтора раза к показателю по итогам 2021 года. Ежемесячный объем накопленных средств с начала текущего года в среднем сопоставим с объемом ежемесячных расходов бюджета. По прогнозу АКРА, остатки на счетах Области в полном объеме могут быть использованы для покрытия дефицита текущего года, что позволит профинансировать его значительную часть. Коэффициент ликвидности бюджета Области будет равен 33% по итогам 2023 года.
Область использует краткосрочные кредиты УФК для финансирования кассовых разрывов. На 01.08.2023 объем привлеченных средств составляет 2,0 млрд руб. По состоянию на указанную дату открытые, но не использованные кредитные линии в банках отсутствуют. Просроченная кредиторская задолженность бюджета Области за первое полугодие текущего года также отсутствует.
Растущая потребность бюджета в привлечении заемных средств при положительной операционной эффективности. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2020–2024 годы составит 5%. Баланс текущих операций по итогам 2023 года, по мнению АКРА, также сохранится положительным, что указывает на полное покрытие текущих расходов Региона его текущими доходами.
Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций) за 2020–2024 годы составит 12%. Капитальные расходы в среднем примерно на две трети финансируются Областью за свой счет. Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в совокупных доходах Региона (без учета субвенций) составит 71%.
Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов будет равно -5%, что указывает на умеренную потребность бюджета в использовании дополнительных средств на капитальные цели. По прогнозу АКРА, в текущем году потребность бюджета в дополнительном финансировании превысит объем остатков на счетах. В таком случае Области потребуется привлечение заемного финансирования для обеспечения планового уровня капитальных расходов.
Область закончила 2022 год с профицитом бюджета в размере 3% ННД, что позволило увеличить объем остатков на счетах.
Согласно утвержденным бюджетным назначениям, доходная часть бюджета Области в 2023 году может увеличиться на 12% к показателю прошлого года. При этом рост ННД прогнозируется на уровне 17%, в том числе в полтора раза могут увеличиться поступления по налогу на прибыль. Существенный прирост на 12 и 10% могут показать поступления по налогам на совокупный доход и налогам на имущество. Объем безвозмездных поступлений ожидается на уровне 2022 года. Расходная часть бюджета Региона возрастет на 15%, в том числе ожидается увеличение капитальных расходов более чем в полтора раза. Область планирует закончить текущий год без дефицита бюджета, а накопленные остатки на счетах будут направлены на погашение краткосрочных долговых обязательств.
За семь месяцев 2023 года доходы бюджета Томской области увеличились на 6% к уровню за аналогичный период 2022 года. ННД также выросли на 6%, при этом поступления по налогу на прибыль за указанный период сократились на 5% в годовом сопоставлении. Наибольший прирост показали поступления по НДФЛ и налогам на товары и услуги, которые увеличились на 13 и 11% соответственно. Прирост безвозмездных поступлений составил 6%, а расходная часть бюджета выросла на 15%. Промежуточный профицит бюджета превысил 3,7 млрд руб. (годом ранее профицит на начало августа составлял почти 7,6 млрд руб.).
АКРА исходит из предположения, что в течение 2023 года поступления по налогу на прибыль могут продемонстрировать прирост не выше уровня ожидаемой инфляции. В таком случае ННД Региона и его совокупные доходы увеличатся менее значительно по сравнению с прогнозом Области. Агентство полагает, что в целях сохранения приемлемого объема дефицита бюджета Область может сократить темпы прироста капитальных расходов. Несмотря на это, прогнозный дефицит бюджета превысит плановые значения, а для его финансирования потребуется использовать всю накопленную ликвидность, а также привлечь существенный объем заемных средств.
Диверсифицированная экономика с существенной зависимостью от добычи нефти. В 2018–2021 годах в среднем порядка четверти ВРП Томской области приходилось на добычу полезных ископаемых, главным образом нефти. По расчетам АКРА, наибольшую долю налоговых поступлений (усредненное значение за 2019–2022 годы) в 19% составила сфера оптовой торговли, порядка 10% сформировала деятельность по добыче нефти и газа. По данным за 2022 год, сфера оптовой торговли сформировала порядка 24% налоговых поступлений, а деятельность по добыче нефти и газа — около 9%. ВРП на душу населения остается ниже среднестранового уровня (соотношение усредненных показателей в 2018–2021 годах — 81%). Безработица составила 5,1% в 2022 году. Усредненный за 2019–2022 годы уровень безработицы равен 6,1%. Соотношение усредненной за указанный период среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения составило 3,8 раза.
Ключевые допущения
-
прирост поступлений по налогу на прибыль в 2023 году на уровне ожидаемой инфляции;
-
прирост текущих расходов в 2024 году не ниже уровня ожидаемой инфляции;
-
сокращение темпов прироста капитальных расходов в текущем году;
-
использование всего объема остатков на счетах для финансирования ожидаемого дефицита бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
сохранение объема остатков на счетах Области по итогам года;
-
снижение зависимости бюджета от внешних источников ликвидности;
-
устойчивое снижение долговой нагрузки ниже 55% текущих доходов.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение соотношения подушевого ВРП Области и подушевого среднестранового ВРП ниже 80%;
-
изменение долговой политики Области в пользу использования краткосрочных инструментов;
-
существенное снижение доли капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом субвенций);
-
существенное увеличение потребности бюджета в привлечении заемных средств на капитальные цели при отсутствии достаточного объема остатков на счетах Региона.
Рейтинги выпусков
Томская область, 34062 (ISIN RU000A0ZYMJ7), срок погашения — 19.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB+(RU).
Томская область, 35067 (ISIN RU000A1024L7), срок погашения — 23.07.2027, объем эмиссии — 20 млрд руб., — BBB+(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Томской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Томской области и облигационных выпусков Томской области (RU000A0ZYMJ7, RU000A1024L7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Томской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0ZYMJ7, RU000A1024L7) были опубликованы АКРА 10.04.2018, 10.04.2018 и 13.05.2021. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томской области, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0ZYMJ7, RU000A1024L7) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных администрацией Томской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Томской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Томской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.