Кредитный рейтинг Самарской области (далее — Самарская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой при плавном графике погашения долга, стабильными показателями бюджета и достаточным уровнем его ликвидности. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг Региона оказывают показатели развития экономики, которые отчасти уступают среднероссийским, и вероятность использования значительной части накопленной ликвидности для финансирования дефицита бюджета.

Самарская область расположена в Приволжском федеральном округе, граничит с четырьмя субъектами РФ и с Казахстаном. В Регионе проживает 3,2 млн человек. Крупнейшие города области — Самара, Тольятти и Сызрань — совместно с другими населенными пунктами образуют Самарско-Тольяттинскую агломерацию, занимающую третье место в РФ по численности населения (2,7 млн человек).

Объем валового регионального продукта (ВРП) Самарской области в 2022 году составил 2,32 трлн руб., по оценкам Региона. Крупнейшие предприятия Области специализируются на добыче нефти, производстве автомобилей, аэрокосмической техники, химической и нефтехимической продукции, а также продуктов питания. Регион имеет достаточно развитую транспортную инфраструктуру.

Ключевые факторы оценки

Умеренно низкий уровень долговой нагрузки при сбалансированной по срокам погашения структуре долга. По оценкам АКРА, соотношение долга Области и ее текущих доходов может возрасти с 28% на начало 2023 года до 44% на конец года из-за возможного привлечения новых заимствований для финансирования дефицита, предусмотренного законом о бюджете. Соотношение усредненных1 долга и ВРП составит порядка 3,6%.

По состоянию на 01.01.2023 в структуре долга Области преобладали бюджетные кредиты (71%), а остальная часть приходилась на облигации (29%). На 01.08.2023 объем и структура долга несколько изменились в связи с привлечением бюджетных кредитов и частичной амортизацией облигационного займа. Ежегодный объем погашения (рефинансирования) не превышает 15% текущего объема долга. Усредненный уровень процентных расходов в 2020–2024 годах составит порядка 1,4% совокупных расходов бюджета без учета субвенций, что соответствует низкому уровню риска и говорит о необременительности данных расходов для бюджета Региона.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Достаточный уровень ликвидности бюджета. Область регулярно размещает средства на депозитах. По состоянию на 01.01.2023 средства, размещенные Самарской областью на банковских депозитах, более чем вдвое превышали среднемесячные расходы ее бюджета за 2022 год. Управление временно свободными остатками бюджетных средств позволяет бюджету получать дополнительные доходы и компенсировать расходы на обслуживание долга. Коэффициент ликвидности (по методологии АКРА) в 2022 году был равен 117%, а в 2023 году может составить порядка 49%. В то же время за семь месяцев текущего года остатки на счетах Области увеличились на 80% к показателю на начало года.

Умеренно высокая степень самодостаточности бюджета при достаточной гибкости бюджетных расходов. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в общих доходах Самарской области (без учета субвенций) в 2020–2024 годах окажется на уровне 79%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) за указанный период составит 7%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов — -10,3%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и о потребности в привлечении заемных средств или использовании остатков на счетах для финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы в 2020–2024 годах составят 25% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Однако значительная часть этих расходов финансируется за счет трансфертов из федерального бюджета, что ограничивает возможности перераспределения данных средств на иные цели.

Отраслевая диверсификация налоговых поступлений в бюджет Региона находится на достаточном уровне. Максимальный вклад одной отрасли или связанных отраслей в доходы бюджета составляет менее 25%. Наибольшую долю налоговых доходов областного бюджета формируют обрабатывающая промышленность (в том числе химическая — 10% в 2022 году), добыча нефти и газа (7%), а также оптовая торговля (11%).

Предполагается, что в 2023 году бюджет Области будет исполнен с существенным дефицитом, а для его финансирования придется привлекать долг и в значительной мере использовать накопленные остатки ликвидности. Регион не раскрывает структуру прогноза по ННД, но в целом они снизятся на 4%, а совокупные доходы — на 17%. В то же время за семь месяцев текущего года бюджет Области был исполнен с профицитом в 18 млрд руб., а доходы исполнены на 70% (в том числе ННД — на 69%).

Диверсифицированная экономика с развитой промышленностью. В 2018–2021 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 81% от среднестранового уровня. В 2022 году безработица в Области была равна 2,7%, а среднемесячная заработная плата превысила региональный прожиточный минимум (для трудоспособного населения) более чем в три раза.

Основа экономики Региона — обрабатывающая промышленность и добыча нефти (21,5 и 20,6% ВРП в 2021 году соответственно). В структуре обрабатывающей промышленности Самарской области доминируют производство транспортных средств и химическая промышленность. По итогам 2022 года в Регионе произведено 42% новых легковых автомобилей, выпускаемых в России, а также 15% азотных удобрений и значительная доля других продуктов химической и нефтехимической отраслей. Проведение структурной трансформации на ряде предприятий, а также перенос некоторых производств позволили Самарской области адаптироваться к изменившимся экономическим условиям.

Ключевые допущения

  • сохранение консервативной долговой политики;

  • сохранение достаточного уровня ликвидности бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение отставания Региона от среднестрановых уровней по части экономических показателей;

  • сохранение соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30% при сохранении уровня ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;

  • существенное снижение уровня ликвидности областного бюджета;

  • увеличение долговой нагрузки Области до уровня выше 55% текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Самарская область, 35013 (ISIN RU000A0JXT41); срок погашения — 31.05.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АА(RU).

Самарская область, 35012 (ISIN RU000A0JWM56); срок погашения — 21.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АА(RU).

Самарская область, 35014 (ISIN RU000A0ZZ9P8); срок погашения — 04.06.2026, объем эмиссии — 8 млрд руб., — АА(RU).

Самарская область, 35015 (ISIN RU000A1020L5); срок погашения — 04.08.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Самарской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Самарской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Самарской области и облигационных выпусков Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Самарской области и государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) были опубликованы АКРА 28.12.2016, 05.06.2017, 07.07.2017, 06.06.2018 и 03.08.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Самарской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Самарской области (ISIN RU000A0JXT41, RU000A0JWM56, RU000A0ZZ9P8, RU000A1020L5) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Самарской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Самарской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Самарской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.