Кредитный рейтинг Тверской области (далее — Тверская область, Область, Регион) обусловлен низкой контролируемой долговой нагрузкой, наличием определенного запаса ликвидности, который будет использован для финансирования планируемых дефицитов, и высоким уровнем капитальных расходов, который в некоторых случаях может рассматриваться как резерв для сокращения расходов бюджета.
Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывают умеренные показатели развития экономики.
Тверская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО). В Регионе проживает почти 1% населения РФ и создается 0,5% суммарного российского валового регионального продукта (ВРП). По оценкам Области, в 2022 году ее ВРП достиг 608 млрд руб. Тверская область ежегодно занимает второе место (после Москвы) по объему произведенной электроэнергии среди субъектов ЦФО — 17% всей электроэнергии ЦФО по данным 2022 года.
Ключевые факторы оценки
Низкий уровень государственного долга без существенных рисков рефинансирования. Долговая нагрузка на бюджет Тверской области характеризуется низким уровнем — на конец 2022 года соотношение ее долга и текущих доходов было равно 18,2%. АКРА ожидает, что по итогам 2023 года соотношение может составить 24,5% на фоне запланированного Регионом роста долга на 31%.
На 01.01.2023 долг Области полностью состоял из бюджетных кредитов с погашением в 2023–2037 годах. По итогам семи месяцев текущего года структура и объем долга не изменились, суммарная задолженность Региона на 01.08.2023 составляет 15,5 млрд руб.
Риски рефинансирования оцениваются как низкие. В 2023 и 2024 годах Области предстоит погашать порядка 5% долга ежегодно.
Процентные расходы для Региона необременительны: усредненный1 уровень процентных расходов в 2020–2024 годах составит менее 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).
Соотношение долга и ВРП Региона ежегодно существенно ниже уровня, влияющего на уровень кредитного рейтинга.
В 2023 году ожидается рост долга за счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета для финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Накопленная ликвидность позволит Региону финансировать дефицит бюджета. На конец 2022 года объем остатков на счетах Области более чем в два раза превысил среднемесячные расходы бюджета (данные без учета средств автономных и бюджетных учреждений, которые Область также использует в управлении ликвидностью). За прошедшие семь месяцев текущего года Регион более чем в 1,5 раза увеличил объем остатков средств на счетах — по состоянию на 01.08.2023 остатки более чем в 2,5 раза превысили его долг.
Такой запас ликвидности позволит Области полностью профинансировать запланированный дефицит текущего и двух последующих годов.
Процентные доходы Области в 2022 году составили 4,5% ее налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД), в 2023-м показатель ожидается примерно на том же уровне. Коэффициент ликвидности по итогам 2023 года может составить 125%, то есть оказаться значительно ниже прошлогоднего показателя, что обусловлено запланированным расходованием части накопленных средств.
Сбалансированная бюджетная политика и высокая доля капитальных расходов в структуре бюджета. Бюджет Области характеризуется достаточно высокой долей ННД. АКРА полагает, что усредненная доля ННД Региона в общем объеме его доходов (без учета субвенций) за период с 2020 по 2024 год составит 72%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период будет равно приблизительно 10%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в 2023 году составит - 5%. Комбинация этих показателей свидетельствует о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, для финансирования капитальных расходов может потребоваться привлечение долга или расходование накопленной ликвидности.
Структура ННД бюджета устойчива: традиционно максимальную долю ННД формируют поступления от НДФЛ и от налога на прибыль, также значимую долю занимают налоги на товары и услуги и налоги на имущество. В 2023 году Регионом прогнозировалось сокращение поступлений по налогам на прибыль и на доходы физических лиц (на 2 и 4% соответственно). При этом по итогам исполнения бюджета за первое полугодие ННД Области выросли на 14%: в сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступления по налогу на прибыль увеличились на 31%, по НДФЛ — на 6%.
В течение 2021–2022 годов значительно возрос объем капитальных расходов Области. Примерно наполовину они обеспечены трансфертами. В 2023 году Регионом запланирован рост капитальных расходов приблизительно на 56%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в 2020–2024 годах будет составлять 28%. АКРА рассматривает капитальные расходы как возможный резерв для сокращения расходов бюджета в случае снижения его доходной части.
Ранее Тверская область исполняла бюджет с профицитом. В 2023 году Регион планирует исполнить бюджет с дефицитом в размере 27% ННД, который будет профинансирован за счет остатков средств и незначительно — за счет роста долга.
Диверсифицированная экономика с умеренными показателями развития. К ключевым секторам экономики Региона относятся: пищевое производство, производство транспортных средств, транспорт и связь, производство электроэнергии. Подушевой ВРП Области равен примерно 60% среднестранового показателя, а уровень заработных плат в среднем составляет около трех региональных прожиточных минимумов.
Налоговые поступления в бюджет Тверской области достаточно диверсифицированы: максимальная доля поступлений в 2022 году и в первом квартале 2023-го, по оценке АКРА, приходилась на обрабатывающие производства (24–25%). Другие значимые с точки зрения доли налоговых поступлений отрасли — торговля, транспортировка и хранение, деятельность в области информации и связи, производство, передача и распределение электроэнергии. Безработица в Области преимущественно ниже, чем в среднем по стране.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в пределах параметров, определенных актуальным законом о бюджете Области;
-
финансирование дефицита преимущественно за счет использования накопленной ликвидности.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост доли капитальных расходов областного бюджета, финансируемых за собственный счет;
-
наращивание объема ликвидности бюджета;
-
рост ВРП и зарплат в Регионе темпами, превышающими среднестрановые.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
резкое снижение ННД в отсутствие возможностей сокращения расходов бюджета;
-
рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Тверской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Тверской области был опубликован АКРА 12.12.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тверской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг Тверской области был пересмотрен и раскрыт ранее дат, обозначенных в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов, в связи с оперативным выполнением процедур по пересмотру и согласованию раскрываемой информации с рейтингуемым лицом. Планируемая дата пересмотра — 22.08.2023, новая дата пересмотра — 18.08.2023. Планируемая дата раскрытия — 25.08.2023, новая дата раскрытия — 23.08.2023.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Тверской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тверской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Тверской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.