Компоненты кредитного рейтинга |
|
|
Экономический профиль1 |
4
|
|
Финансовый профиль2 |
6
|
|
Кредитный рейтинг |
BBB+(RU) |
|
Прогноз |
«Позитивный» |
1 Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
Новгородская область (далее — Новгородская область, Область, Регион) расположена в Северо-западном федеральном округе, имеет границы с четырьмя регионами РФ. На 01.01.2023 в Области, по данным Росстата, проживало 575,9 тыс. человек (порядка 0,4% населения страны). Валовой региональный продукт (ВРП) Новгородской области за 2021 год составил 342,1 млрд руб., за 2022-й — 327,2 млрд руб. (по оценке Региона). Ежегодно ВРП Области составляет порядка 0,3% суммарного ВРП российских субъектов.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
сохранение достигнутого уровня ликвидности при отсутствии роста краткосрочной части долга;
-
достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%;
-
рост социально-экономических показателей Региона.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- увеличение текущих расходов бюджета Области, не сопровождающееся ростом текущих доходов;
- рост долговой нагрузки более 50% текущих доходов.
Диверсифицированная экономика с развитой химической промышленностью
Экономика Новгородской области характеризуется умеренными социально-экономическими показателями. Усредненный3 за 2017–2020 годы среднедушевой ВРП составил 458,7 тыс. руб.4 Усредненный за 2018–2021 годы среднедушевой ВРП продемонстрировал 15%-ный рост, достигнув 524,7 тыс. руб. Начиная с 2018 года данный показатель сохраняется на уровне, который примерно на 30% ниже усредненного за аналогичный период среднестранового показателя.
В 2021 году ВРП Региона составил 342,1 млрд руб. (порядка 0,3% суммарного ВРП субъектов РФ). В 2020 году индекс физического объема ВРП был чуть ниже 100%, в 2021 году на фоне оживления экономической ситуации показатель возобновил рост, однако в 2022-м, по оценкам Региона, он снова оказался ниже 100%. Регион ожидает восстановление показателя физического объема ВРП не раньше 2024 года.
3 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
4 По данным, имеющимся на период последнего пересмотра рейтинга.
Рисунок 1. Индекс физического объема ВРП (постоянные цены; год к году)
Источник: Росстат, данные Региона
Основу экономики Региона составляет производственно-промышленный сектор. Доля промышленности в ВРП Области в 2021 году составила 45%. Основной вклад в ВРП традиционно вносят обрабатывающие производства, их доля в 2021 году составила 41%. Среди остальных отраслей экономики Региона наибольшую долю формируют госсектор, торговля и ремонт, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, транспортировка и хранение, сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство.
Рисунок 2. Структура ВРП Новгородской области в 2021 году
Источник: Росстат
Обрабатывающая отрасль достаточно диверсифицирована, однако наблюдается рост концентрации химической промышленности. Химическое производство Новгородской области зависит от ее крупнейшего предприятия — ПАО «Акрон», которое входит в десятку крупнейших по выручке предприятий Региона.
Таблица 1. Крупнейшие по объему выручки (за 2022 год) предприятия, зарегистрированные в Новгородской области
Компания |
Вид деятельности |
Выручка, млн руб. |
Чистая прибыль, млн руб. |
ПАО «Акрон» |
Производство удобрений и азотных соединений |
180 566 |
71 777 |
Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами |
22 067 |
74 |
|
ООО «Новгородпродукт» |
Торговля оптовая сахаром, шоколадом и сахаристыми кондитерскими изделиями |
17 234 |
166 |
БКО; АО «Боровичский комбинат огнеупоров» |
Производство огнеупорных изделий |
15 798 |
1 602 |
ООО «Завод Агрокабель» |
Производство прочих проводов и кабелей для электронного и электрического оборудования |
14 312 |
46 |
ООО «Дом Одежды» |
Торговля оптовая одеждой и обувью |
12 419 |
538 |
ОАО «ВНМД» |
Производство соленого, вареного, запеченого, копченого, вяленого и прочего мяса |
12 137 |
535 |
АО «ПО Росдорстрой» |
Строительство автомобильных дорог и автомагистралей |
11 340 |
1 139 |
ООО «ТНС энерго Великий Новгород» |
Торговля электроэнергией |
10 693 |
140 |
ООО «Сплат Глобал» |
Торговля оптовая парфюмерными и косметическими товарами |
9 863 |
1 066 |
Источник: СПАРК-Интерфакс
В целом структура налоговых поступлений близка к структуре ВРП. Наибольшую долю налоговых доходов Региона обеспечивают предприятия химической промышленности (в основном за счет ПАО «Акрон»). Усредненная за 2018–2021 годы доля налоговых поступлений от химической отрасли в общем объеме налоговых поступлений в Регион составила 22%. За 2019–2022 годы5 указанный показатель увеличился до 34%, что говорит о растущей концентрации налоговых поступлений в бюджет Региона.
Новгородская область имеет выраженную экспортную ориентацию внешней торговли. Стоимость экспорта составляет более 80% внешнеторговых операций Области, за 2021 год она в 4,5 раза превышала стоимость импортных поступлений в Регион.
Область характеризуется снижающейся численностью населения: в 2017–2022 годах она ежегодно убывала в среднем на 1% и на 01.01.2023 составляла 575,9 тыс. человек. Сокращение численности населения в значительной степени обусловлено естественной убылью, которая в 2022 году составила 1% населения. Миграционный прирост в прошлом году был слабо отрицательным (-0,02%), двумя годами ранее миграционная динамика сохранялась положительной — в среднем порядка 0,35% населения.
5 Использованы данные ФНС за десять месяцев 2022 года.
На дату последнего пересмотра рейтинга Региона (08.02.2023) усредненная за 2018–2021 годы заработная плата составляла 36 702 руб. По последним данным, усредненная за 2019–2022 годы заработная плата выросла на 15% и составила 42 190 руб. Прожиточный минимум в прошлом году продемонстрировал аналогичный прирост, в результате отношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума сохранилось на уровне 3.
Уровень безработицы в Регионе (по методологии Международной организации труда; далее — методология МОТ) стабильно ниже среднестрановых значений (региональный показатель по итогам 2021 года составил 4,1%, за 2022 год — 3,1%). Доля населения старше трудоспособного возраста в Новгородской области превышает среднероссийский показатели примерно на 4 п. п. С 2000 года население Области сократилось на 16%. Если показатель безработицы будет невысоким, сокращение населения может спровоцировать дефицит кадров и привести к росту социальных расходов бюджета, поскольку доля населения старше трудоспособного возраста будет расти опережающими темпами. По прогнозам Области, уровень безработицы по методологии МОТ в 2023 году составит 4,6%, в 2024 году — 4,4%, в 2025 году — 4,3%.
Около 70% доходов бюджета Области формируется за счет собственных доходов: усредненная за период 2019–2023 годов доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) составит порядка 70% совокупных доходов бюджета (без учета субвенций).
Умеренные показатели бюджетного профиля
С 2021 года в структуре налоговых поступлений преобладает налог на прибыль (НП), на который в 2021–2023 годах будет приходиться в среднем 45% ННД. С 2017 по 2020 год доля НП в структуре ННД составляла 29% и была сопоставима с долей НДФЛ.
Доля НДФЛ в ННД в 2021–2023 годах в среднем составит 20%, налогов на товары и услуги (НТУ) — 16%, на имущество (НИ) — 11%. Поступления по НИ и НДФЛ более устойчивы к неблагоприятным изменениям конъюнктуры, нежели поступления по НП и НТУ, по этому значительных изменений по ним в последние годы не наблюдалось.
Рисунок 3. Структура налоговых доходов Новгородской области, тыс. руб.
Источник: Федеральное казначейство, Министерство финансов Новгородской области
В 2022 году в номинальном выражении поступления по НП в региональный бюджет выросли на 35%, по НДФЛ — на 14%, по НТУ — на 5%, по НИ — на 4%. Благодаря этому совокупные доходы бюджета Области увеличились на 14% даже на фоне снижения безвозмездных поступлений на 6%. Расходы выросли на 19%, при этом бюджет был исполнен с профицитом в размере 11% ННД. В 2023 году Область ожидает снижение ННД на 23%, в том числе по причине сокращения поступлений по налогу на прибыль на 35%. На дату пересмотра рейтинга Региона (08.02.2023) прогнозировалось снижение расходов бюджета на 2%, однако, по последним данным (на 01.05.2023), Регион ожидает рост расходов на 14%, что приведет к исполнению бюджета с дефицитом в размере 27% ННД против изначально запланированных 7%.
Рисунок 4. Динамика основных видов налоговых доходов Новгородской области
Источник: Федеральное казначейство, Министерство финансов Новгородской области
Рисунок 5. Отраслевая структура поступлений по налогу на прибыль за 11 месяцев 2022 года
Источник: Министерство финансов Новгородской области
Безвозмездные поступления, формирующие около 30% доходов бюджета, в основном состоят из субсидий, доля которых в безвозмездных поступлениях в период с 2018 по 2022 год выросла с 15 до 46%, а в 2023 году ожидается на уровне 68%. В целом в 2023 году Регион ожидает рост безвозмездных поступлений на 9% на дату последнего пересмотра рейтинга и на 24% по данным на начало мая 2023 года.
Динамика совокупных расходов бюджета в основном определяется текущими расходами.
Рисунок 6. Динамика расходов бюджета Новгородской области
Источник: Министерство финансов Новгородской области, расчеты АКРА
Гибкость бюджетных расходов Области находится на умеренно высоком уровне, усредненная за 2019–2023 годы доля капитальных расходов в общем объеме совокупных (без учета субвенций) расходов составила на момент пересмотра рейтинга Области 20% — максимальное значение с 2018 года. Доля капитальных расходов, финансируемых Регионом за счет собственных средств, в 2022 году была равна 65%, в 2023-м ожидается снижение показателя до 50%.
Усредненное за 2019–2023 годы соотношение баланса текущих операций и текущих доходов оценивалось на дату пересмотра в 14%. Баланс текущих операций в 2021–2022 годах оставался положительным, на момент последнего пересмотра рейтинга он также ожидался положительным, однако, по актуальной на момент текущего анализа информации, баланс выйдет в отрицательную зону.
Соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов демонстрирует аналогичную динамику: по состоянию на 01.05.2023 показатель был скорректирован и ожидается на уровне - 1,1%, что свидетельствует о периодически возникающей незначительной потребности в долговом финансировании или расходовании остатков средств на счетах.
Регион характеризуется умеренно низким уровнем долговой нагрузки. По состоянию на начало 2023 года государственный долг Области составлял 18,7 млрд руб. и был на 100% представлен бюджетными кредитами.
На начало 2023 года Область ожидала рост государственного долга на 8% по итогам года, однако, по актуальной информации, к концу текущего года долг составит 19,3 млрд руб., что на 3% выше прошлогоднего показателя. Соотношение долга и текущих доходов будет равно 40% (по данным на 27.06.2023).
Рисунок 7. Структура государственного долга Новгородской области
Источник: Министерство финансов Новгородской области, расчеты АКРА
Умеренно низкий уровень долговой нагрузки и минимальные риски рефинансиро-вания долга
График погашения на дату последнего пересмотра рейтинга не предполагает наличия рисков рефинансирования. В 2023–2024 годах Области предстоит погашать около 3% долга ежегодно, доля краткосрочного долга в 2023 году составит 2,8%.
Рисунок 8. График погашения государственного долга Новгородской области на 01.01.2023
Источник: Министерство финансов Новгородской области
Достаточный уровень ликвидности бюджета
Средневзвешенный срок погашения долговых обязательств Региона составляет почти пять лет. Процентные расходы незначительны — с 2022 года они стали существенно ниже процентных доходов (в прошлом году показатель составил 5% процентных доходов, в 2023 году ожидается на уровне 15%).
Новгородская область располагает объемом ликвидности, который позволяет ей своевременно выполнять расходные обязательства, включая процентные платежи. Остатки на счетах по учету средств областного бюджета на 01.01.2023 в два раза превысили показатель на начало 2022 года. Остатки более чем в два раза превысили среднемесячные расходы областного бюджета за 2022 год.
Коэффициент ликвидности, рассчитанный на момент последнего пересмотра рейтинга Региона в соответствии с методологией АКРА, в 2023 году может составить порядка 318%, при этом с учетом актуальных данных о росте дефицита бюджета показатель ожидается на уровне 101%.
Лимит по кредитам Управления Федерального казначейства (УФК) в 2022 году составил порядка 1,9 млрд руб. (была краткосрочная выборка на сумму 1,4 млрд руб.). Просроченная кредиторская задолженность на последнюю доступную отчетную дату отсутствует. Кредитные лимиты в банках отсутствуют. На 2023 год договор с УФК не заключался.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Новгородской области был опубликован АКРА 27.07.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало правительству Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.