Изменение прогноза по кредитному рейтингу Красноярского края (далее — Красноярский край, Край, Регион) на «Позитивный» связано с ожиданиями Агентства относительно повышения операционной эффективности бюджета наряду со снижением доли коммерческого долга в долговом портфеле Региона по итогам текущего года.

Кредитный рейтинг Красноярского края обусловлен низкой долговой нагрузкой, незначительными рисками рефинансирования обязательств, сбалансированными бюджетными показателями и существенным объемом накопленной ликвидности. Дополнительную поддержку кредитному рейтингу Края оказывают высокие показатели развития его экономики и, как следствие, сильный экономический профиль. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывает высокая зависимость доходов бюджета от добывающего и металлообрабатывающего секторов экономики.

Красноярский край входит в состав Сибирского федерального округа. В Регионе проживает порядка 2,9 млн человек. Крупнейшие города: Красноярск, Норильск и Ачинск. Край обладает богатыми запасами металлических руд, а также топливно-энергетическими ресурсами. Валовой региональный продукт (ВРП) Региона по результатам 2021 года составил 3,1 трлн руб. По оценкам Края, по итогам 2022 года ВРП составит порядка 3,5 трлн руб.

Ключевые факторы оценки

Сбалансированные показатели бюджета при существенной потребности в использовании накопленной ликвидности. Усредненное1 значение соотношения баланса текущих операций и текущих доходов ожидается на умеренном уровне: по прогнозам АКРА, за 2020–2024 годы оно составит немногим менее 10%. Баланс текущих операций за 2023 год, как ожидается, будет положительным, что указывает на достаточность текущих доходов для финансирования полного объема текущих расходов и существенной доли — капитальных. По мнению Агентства, если по итогам 2023 года бюджет будет исполнен с дефицитом существенно меньше прогнозируемого уровня, то операционная эффективность бюджета может вырасти.

Доля капитальных расходов в совокупных расходах Края оценивается на умеренно высоком уровне: усредненное значение показателя за 2020–2024 годы составит порядка 18%. Капитальные расходы Края почти на две трети финансируются за счет собственных средств.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Края (без учета субвенций) за аналогичный период, по прогнозам АКРА, незначительно превысит 88%.

Соотношение усредненных за 2020–2024 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит порядка -6%, при этом потребность бюджета в использовании накопленных средств на капитальные цели оценивается как умеренно высокая. Агентство использует положительную корректировку по этому показателю в связи с ожидаемой низкой долговой нагрузкой Края по итогам текущего года.

В 2022 году доходная часть бюджета Красноярского края сократилась на 6% в годовом сопоставлении, а ННД снизились на 6%, что в основном было обусловлено уменьшением поступлений по налогу на прибыль (более чем на 28% по сравнению с 2021 годом). При этом рост поступлений по НДФЛ (+21%) и налогу на добычу полезных ископаемых (+21%), а также существенный доход (4% ННД) от размещения средств бюджета отчасти компенсировали сокращение поступлений по налогу на прибыль. Объем безвозмездных поступлений за 2022 год снизился на 4% к уровню 2021-го. Расходная часть бюджета увеличилась на 22% год к году, а капитальные расходы практически удвоились. Существенный рост (на 14% в годовом сопоставлении) также был зафиксирован по текущим расходам Края. Дефицит бюджета по итогам года незначительно превысил 1% ННД и был профинансирован преимущественно за счет остатков на счетах Региона.

Актуальная версия закона о бюджете Края на 2023–2025 годы предполагает исполнение бюджета по итогам 2023 года с существенным дефицитом — в размере 20% от запланированного объема ННД. Ожидается, что доходная часть может сократиться на 6% к показателю за 2022 год, при этом планируемый объем безвозмездных поступлений из вышестоящего бюджета может уменьшиться на 21%. Снижение ННД составит порядка 3%, в том числе на 3% сократятся поступления по налогу на прибыль. Расходная часть бюджета вырастет на 9% в год к году. Дефицит по итогам 2023 года планируется покрыть за счет накопленной ранее ликвидности.

По прогнозам Агентства, доходная часть бюджета Края может сократиться менее существенно, чем указано в актуальной версии закона о бюджете, поскольку динамика поступлений по налогу на прибыль может оказаться положительной относительно прошлогоднего уровня. При сохранении прочих бюджетных параметров неизменными дефицит бюджета в 2023 году составит порядка 13% ННД.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Остатки на счетах позволят профинансировать ожидаемый дефицит текущего года. По итогам 2022 года остатки на счетах Региона сократились на 19% в связи с финансированием бюджетного дефицита. Однако накопленной ликвидности, по мнению АКРА, должно быть достаточно для покрытия ожидаемого дефицита бюджета в 2023 году (при этом большая часть накопленных средств может быть использована). С начала 2023-го остатки на счетах Края (без учета средств автономных и бюджетных учреждений) в среднем более чем втрое покрывали ежемесячные расходы бюджета.

Коэффициент ликвидности бюджета Региона по итогам 2023 года (рассчитываемый без учета средств автономных и бюджетных учреждений), согласно ожиданиям АКРА, превысит 140%.

Просроченная кредиторская задолженность бюджета на 01.06.2023 отсутствовала. Красноярский край размещает средства на депозитах, что позволяет ему получать процентные доходы. За истекший период 2023 года кредит Управления Федерального казначейства не привлекался, однако договор заключен. По состоянию на 01.06.2023 открытые кредитные линии отсутствуют.

Незначительные риски рефинансирования долга при низкой долговой нагрузке. На 01.01.2023 долг Края составил 50,6 млрд руб., а его объем в годовом сопоставлении изменился за счет погашения облигаций и привлечения бюджетных кредитов. Доля облигаций в долговом портфеле Региона сократилась до 57%, а бюджетных кредитов — выросла до 43%. Прочие долговые обязательства продолжают формировать менее 1% задолженности. По графику погашения долга наибольший объем погашений приходится на 2023 год, когда Краю необходимо погасить или рефинансировать 30% долга, в 2024 году погашению подлежит 27% долга. При этом большую часть погашений в среднесрочной перспективе формируют облигации Края. АКРА отмечает, что объем погашения на ближайшие годы полностью покрывается остатками на счетах Региона.

По состоянию на 01.07.2023 объем долга Красноярского края и график его погашения изменились несущественно. Для реализации инфраструктурных проектов Регионом было получено 2,1 млрд руб. (с погашением до 2038 года), а также было погашено 1,2 млрд руб. государственных облигаций. Наибольший для Края объем погашений по-прежнему приходится на 2023 и 2024 годы (28 и 27% соответственно).

В 2022 году соотношение долга и текущих доходов Красноярского края составило 15%, что соответствует низкой долговой нагрузке. По прогнозам Агентства, по итогам текущего года этот показатель окажется на уровне 13%.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2020–2024 годы уровень процентных расходов не превысит 2% совокупных расходов бюджета (за вычетом субвенций). Соотношение усредненных долга и ВРП Края составляет порядка 2%.

Край участвует в программе привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов. Есть вероятность предоставления Региону таких кредитов в размере до 90 млрд руб., что может изменить уровень долговой нагрузки Края в долгосрочной перспективе. Смягчающими факторами будут длительный срок погашения и низкая процентная ставка по таким кредитам.

Высокие показатели развития экономики, во многом зависящей от металлургического сектора. Экономика Края существенно зависит от отраслей добычи и обработки металлов, которые в отдельные годы формировали до 50% налоговых поступлений в бюджет Края. Усредненная за 2019–2022 годы доля налоговых поступлений Региона от металлургического сектора, по расчетам АКРА, превысила 40%. Существенную долю (порядка 16%) формировала деятельность по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. Крупнейшие компании Края: ПАО «ГМК «Норильский никель», АО «Полюс Красноярск», АО «РУСАЛ Красноярск» и др.

Усредненный за 2018–2021 годы ВРП Края в расчете на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 136%. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2019–2022 годы превышало 350%. По итогам 2022 года безработица в Крае снизилась до 2,7%, а усредненный показатель безработицы, рассчитываемой по методологии МОТ, оказался на уровне 3,5%.

Ключевые допущения

  • положительная динамика поступлений по налогу на прибыль в 2023 году в сопоставлении год к году;

  • исполнение расходной части бюджета по итогам 2023 года в пределах параметров, установленных текущей версией закона о бюджете Края;

  • прирост текущих расходов бюджета в 2024 году в соответствии с ожидаемым уровнем инфляции при одновременном сокращении капитальных расходов;

  • использование большей части накопленной ликвидности для финансирования прогнозируемого дефицита бюджета в 2023 году.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост объема баланса текущих операций бюджета Края при одновременном увеличении доли собственных доходов в совокупных доходах без учета субвенций;

  • устойчивое снижение концентрации налоговых доходов на металлургическом секторе.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост соотношения долга и текущих доходов до уровня выше 30% за счет привлечения коммерческого долга;

  • существенное увеличение потребности бюджета в использовании накопленной ликвидности из-за увеличения объема прогнозного дефицита бюджета.

Рейтинги выпусков

Красноярский край, 35016 (ISIN RU000A0ZZM87), срок погашения — 12.09.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб., — АА(RU).

Красноярский край, 35015 (ISIN RU000A0ZZC48), срок погашения — 26.06.2025, объем эмиссии — 12 млрд руб., — АА(RU).

Красноярский край, 35014 (ISIN RU000A0ZYFB8), срок погашения — 31.10.2024, объем эмиссии — 7,8 млрд руб., — АА(RU).

Красноярский край, 34013 (ISIN RU000A0ZYCM2), срок погашения — 03.10.2024, объем эмиссии — 10,0 млрд руб., — АА(RU).

Красноярский край, 34012 (ISIN RU000A0JWXF0), срок погашения — 25.10.2023, объем эмиссии — 18,231 млрд руб., — АА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Красноярского края, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Красноярского края.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Красноярского края и облигационных выпусков Красноярского края (ISIN RU000A0ZZM87, RU000A0ZZC48, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Красноярского края был опубликован АКРА 09.10.2017, выпусков RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0 — 10.10.2017, выпуска RU000A0ZYFB8 — 07.11.2017, выпуска RU000A0ZZC48 — 02.07.2018, выпуска RU000A0ZZM87 — 21.09.2018.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Красноярского края, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Красноярского края (RU000A0ZZM87, RU000A0ZZC48, RU000A0ZYFB8, RU000A0ZYCM2, RU000A0JWXF0) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Красноярского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Красноярского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Красноярского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Михаил Николаев
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 179

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.