Ключевые факторы рейтинговой оценки

Развитие экономики Курской области (далее — Область, Регион) определяется ее географическим положением. Регион имеет относительно невысокий ВРП на душу населения (66% от средних с 2014 по 2017 год показателей по РФ) и невысокие среднедушевые денежные доходы (84%). Географическое положение Области (Центрально-Черноземный район) определяет ее аграрную специализацию: на сельское хозяйство приходится порядка 19% ВРП, пищевое производство формирует около четверти промышленного производства. Кроме того, на территории Региона частично располагается Курская магнитная аномалия (ежегодная добыча железной руды составляет одну шестую часть от общей добычи по России), добыча полезных ископаемых формирует в среднем 10% ВРП и одну четвертую часть промышленного производства. Благодаря Курской АЭС на территории Области ежегодно вырабатывается порядка 13% электроэнергии, производимой в Центральном федеральном округе, а потребление внутри Региона составляет одну треть вырабатываемой электроэнергии. Налоговые доходы в достаточной степени диверсифицированы (по оценкам АКРА, за счет сокращения отчислений зависимость от крупнейшего налогоплательщика год от года снижается): максимальная доля поступлений от одной отрасли (добыча железной руды) в 2016 году составила 14%.

Показатели бюджетной дисциплины обусловлены достаточной долей собственных доходов и федеральной поддержкой сельского хозяйства. Собственные доходы бюджета Области с 2014 по 2017 год составляют в среднем 75% (без учета субвенций). Высокая доля капитальных расходов (20%) обеспечена в значительной мере федеральными субсидиями на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции: более 80% субсидий осуществляются за счет федеральных средств, поэтому реальный резерв сокращения капитальных расходов в пользу расходов текущего характера существенно меньше. Операционный баланс составляет порядка 22% регулярных доходов. АКРА ожидает, что в результате коррекции объема трансфертов с 2018 по 2019 год бюджетные показатели Области останутся стабильными. К дестабилизации бюджетных показателей могут привести следующие основные факторы риска: растущий разрыв между размером средней заработной платы в Регионе и в РФ в целом (учитывая повышающуюся зависимость налоговых доходов от поступлений от НДФЛ) и снижение налоговых поступлений в секторе добычи.

Низкая долговая нагрузка в совокупности с консервативной долговой политикой. Хотя формально текущий долг Области (на 01.08.2017) является краткосрочным, на две трети он состоит из бюджетных кредитов, выданных в период с 2014 по 2015 год. Треть представлена кредитами, выданными Управлением Федерального казначейства (УФК). Рефинансирование долга предполагается осуществить посредством выпуска долгосрочных государственных ценных бумаг. Текущие расчетные показатели долговой нагрузки соответствуют категории минимального уровня риска в силу невысокого размера долга относительно операционного баланса (не более 1,2 на конец 2017 года) и необременительных процентных расходов
(не более 2% операционного баланса). АКРА ожидает, что до 2019 года показатели долговой нагрузки возрастут, однако не превысят средний уровень риска.

Достаточный уровень ликвидности. Администрация Области не имеет права размещать депозиты в банках, однако располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Расходы текущего месяца превышают остатки средств на счетах бюджета на начало месяца. Потребность в краткосрочной ликвидности Региона закрывается краткосрочными кредитами, предоставленными УФК, и банковскими кредитами.

Ключевые допущения

  • сохранение консервативной долговой политики;
  • сохранение существенного уровня федеральной поддержки сектора АПК Области;
  • получение Областью с 2018 по 2019 год трансфертов, сопоставимых по объему с полученными в 2017-м;
  • сохранение обязательных расходов бюджета Области на уровне не выше 75%.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью и опережающие темпы роста ВРП;
  • рост числа производств с высоким уровнем заработных плат, что будет способствовать повышению среднедушевых доходов населения и налоговых доходов бюджета;
  • повышение уровня собственной ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • изменение долговой политики в сторону существенного наращивания государственного долга;
  • значительное снижение поддержки предприятий сельского хозяйства со стороны федерального бюджета;
  • ухудшение динамики заработных плат в Области (отставание от среднероссийских темпов);
  • дальнейшее снижение абсолютного размера налоговых поступлений от добывающей промышленности.

Краткая информация о регионе

Курская область расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО), граничит с Украиной и пятью регионами РФ. В Области проживает 0,8% населения РФ (1,1 млн человек). По итогам 2016 года ВРП Региона составил 369 млрд руб. (по итогам 2015 года — 335 млрд руб., или 0,5% совокупного ВРП РФ).

Экономика Области имеет агропромышленную направленность. На динамику развития Региона влияют сельское хозяйство, пищевая промышленность, добыча железной руды и производство электроэнергии.

В 2016 году структура ВРП Области распределялась следующим образом:
21% — обрабатывающие производства (треть приходится на производство пищевых продуктов); 20% — сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (преимущественно растениеводство); 8% — добыча полезных ископаемых (преимущественно металлических руд); 8% — оптовая и розничная торговля; 7% — производство и распределение электроэнергии, газа и воды; 35% — прочие отрасли.

По итогам 2016 года индекс промышленного производства (ИПП) Области составил 104,9%. Для сравнения: индекс промышленного производства в РФ за аналогичный период равнялся 101,1%. АКРА полагает, что в прогнозном периоде ИПП Курской области будет незначительно превышать ИПП РФ.

Рисунок 1. Индекс промышленного производства Курской области

Источник: Курская область, Росстат, расчеты АКРА

Факторы рейтинговой оценки

Институциональный фактор

Бюджетный процесс характеризуется умеренной точностью планирования1. Рост доходной и расходной частей бюджета связан преимущественно с изменением объема межбюджетных трансфертов (МБТ) из федерального бюджета и в меньшей степени — с увеличением налоговых и неналоговых поступлений.

Способность администрации стимулировать развитие экономики на уровне муниципалитетов оценивается как достаточно высокая. Для всех муниципальных районов и одного городского округа Области установлены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В период с 2014 по 2016 год НДФЛ формировал порядка 17% доходов муниципальных образований, что позволяет местным властям влиять на наполнение бюджетов посредством развития экономики. Местные налоги (налог на имущество физических лиц и земельный налог) формируют еще 7% доходов муниципалитетов. Однако финансирование муниципальных образований осуществляется в основном за счет безвозмездных поступлений (63% в среднем в обозначенный период), которые на три четверти состоят из субвенций на осуществление полномочий, делегированных муниципальным образованиям.

Областная администрация принимает участие в деятельности Межведомственной комиссии по работе с проблемными налогоплательщиками: меры, принимаемые комиссией, помогли в 2016 году снизить задолженность по имущественным налогам на 200 млн руб. (12% от поступлений налога на имущество в указанном году), или на 22%, за январь–июнь 2017 года — на 232 млн руб., или на 20%. Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований повышается незначительно: с 2014 по 2016 год соотношение долга и собственных доходов выросло с 23 до 27%.

1 Поскольку в законах о бюджете на 2014 и 2015 годы доходы не детализированы, анализ сделан на основе данных за 2016 год.

Развитие экономики Курской области определяется ее экономико-географическим положением.

В 2016 году ВРП Области составил 369 млрд руб. В расчете на душу населения ВРП достиг 316 тыс. руб. (69% от среднего уровня по стране). АКРА отмечает постепенный рост с 2013 года отношения среднедушевого ВРП Области к среднему показателю по стране.

Рисунок 2. Структура ВРП Курской области по видам экономической деятельности в 2016 году

Источник: Курская область

Экономика Региона носит аграрно-промышленный характер. В 2016 году доля промышленного производства в ВРП и доля сельского хозяйства составили 37 и 20% соответственно.

Преобладание промышленного производства в ВРП объясняется двумя факторами.
Во-первых, существенным объемом добычи неэнергетических полезных ископаемых: по объему отгруженной продукции в этой отрасли Область занимает пятое место после Республики Саха, Белгородской, Мурманской и Свердловской областей. Во-вторых, значительными объемами выработки электроэнергии: на территории области располагается Курская АЭС мощностью 4 ГВт (является филиалом АО «Концерн Росэнергоатом»); по итогам 2015 года (согласно данным Росстата) Область заняла 11-е место (3-е место по ЦФО) среди регионов по производству электроэнергии.

Крупнейшее по размеру выручки предприятие добывающей промышленности — ПАО «Михайловский ГОК» (ООО «УК Металлоинвест»), на которое приходится порядка 18% налоговых доходов бюджета Области (в среднем с 2014 по 2016 год).

На территории Области производится порядка одной шестой получаемого в РФ железорудного концентрата, он же составляет основу товарного экспорта Области, который в период с 2013 по 2015 год оценивался в 7% ВРП.

Основа сельского хозяйства Региона — растениеводство (две трети общего объема производства сельского хозяйства, основная культура — зерновые). По итогам 2015 года Курская область занимает шестое место (второе в ЦФО) по валовому сбору зерна в РФ. В сфере животноводства доминирует свиноводство (по итогам 2015 года Область находится на втором месте в РФ по поголовью). 

Производство пищевых продуктов (нецикличная отрасль), частично осуществляющее дальнейший передел сельскохозяйственной продукции, формирует почти треть промышленного производства Области, являясь продолжением производственной цепочки сельского хозяйства. Основные предприятия сектора — завод по производству кондитерских изделий, мясоперерабатывающие предприятия, предприятие по производству крепких алкогольных напитков, предприятия по производству сахара, муки, мясной, молочной, хлебобулочной продукции. Пищевая отрасль рассматривается администрацией Области как стратегически важная и создающая условия для углубления переработки и создания товаров с высокой добавленной стоимостью.

Рисунок 3. Структура промышленного производства Курской области в 2016 году

Источник: Курская область

По оценкам АКРА, по итогам 2016 года от добычи железной руды (фактически от ПАО «Михайловский ГОК») зависит не менее 14% налоговых доходов2 бюджета Области (в 2015 и 2014 годах налоговые поступления составили 18 и 22% соответственно). С учетом связанных предприятий сектора энергетики зависимость бюджета Области от налоговых поступлений предприятий группы «Металлоинвест» может быть несколько выше. Обозначенная доля поступлений в секторе (14%) полностью формируется за счет единственного налогоплательщика, а ее снижение обусловлено падением на протяжении двух лет абсолютного размера налоговых поступлений в секторе на 30%. АКРА рассматривает негативный тренд как риск для областного бюджета, несмотря на условно приемлемый уровень диверсификации налоговых доходов.  

По данным Региона, с 2014 по 2016 год на десять крупнейших налогоплательщиков приходилось 36–39% налоговых доходов консолидированного бюджета.

Согласно данным 2016 года, крупнейшие по размеру выручки предприятия Области работают в сферах добычи полезных ископаемых, производства и торговли электроэнергией, торговли, пищевой промышленности.

Для целей анализа использованы данные по поступлениям НДФЛ, данные по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу.

Таблица 1. Крупнейшие предприятия Курской области в 2016 году

Источник: данные «СПАРК-Интерфакс»

АКРА ожидает, что в 2016 году доля инвестиций в ВРП Области (24,3%) может немного превысить среднероссийский уровень. Основная доля инвестиций приходится на значимые для Области отрасли: сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность, энергетику и добычу полезных ископаемых. По итогам 2015 года эти отрасли сформировали порядка 70% инвестиций. Несмотря на достаточно высокую долю капитальных расходов бюджета, основной объем инвестиций в Регионе осуществляется за счет частных средств, что определяется аграрно-промышленным характером его экономики.

Крупнейший инвестиционный проект Области — проект по замещению Курской АЭС (строительство Курской АЭС-2). Значительный объем инвестиций также планируется направить на строительство комплекса переработки радиоактивных отходов Курской АЭС, в сельское хозяйство и в добывающую промышленность.

Средний уровень заработной платы в Области примерно на 30% ниже, чем в целом по РФ, а денежные доходы с 2014 по 2016 год составляли 85% от уровня по стране. Максимальная доля занятых наблюдается в секторах торговли (26%), сельского хозяйства (17%) и добычи (11%). Растущий разрыв между средней заработной платой в секторе торговли Курской области и средней заработной платой в целом по Региону создает риски для налоговых доходов бюджета.

На протяжении длительного времени наблюдалось снижение численности населения Области, чему способствовали отрицательный естественный прирост и отток в результате межрегиональной миграции. В 2015 году в Области благодаря росту международной миграции (из стран СНГ) был впервые за длительный период зафиксирован рост населения. Регион является нетто-донором трудовой миграции: число выезжающих на работу в другие субъекты РФ стабильно выше числа приезжающих из других субъектов. Безработица держится на уровне ниже среднего по стране. Доля населения трудоспособного возраста приблизительно на 2% ниже аналогичного показателя в среднем по РФ, доля населения пенсионного возраста на 2% выше среднего показателя по России. В отдаленной перспективе указанные тенденции могут спровоцировать рост социальных расходов бюджета.

Рисунок 4. Уровень развития экономики Курской области относительно среднестрановых показателей (100%)

Источник: Курская область, Росстат, расчеты АКРА

Регион характеризуется умеренной степенью урбанизации (городское население составляет две трети); сравнительно меньшей, чем в целом по РФ, долей населения трудоспособного возраста; достаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры. Уровень износа жилищно-коммунальной инфраструктуры, качество управления ЖКХ и уровень развития социальной инфраструктуры оцениваются нейтрально.

Достаточно высокие показатели бюджетной дисциплины обусловлены достаточной долей собственных доходов и федеральной поддержкой сельского хозяйства.

Бюджет Области характеризуется стабильно достаточной долей собственных доходов
(с 2014 по 2017 год с учетом плановых показателей бюджета на 2017 год они составили в среднем 75%).

Максимальные налоговые поступления приходятся на налог на прибыль, но его доля снижается как за счет стагнации поступлений от налога (в том числе в результате падения поступлений в добывающей отрасли), так и за счет роста поступлений от НДФЛ. Областная администрация ожидает, что уже в 2018 году максимальная доля поступлений придется на НДФЛ (35%). Растущий разрыв между уровнем средней заработной платы в Регионе и в целом по РФ создает риски для налоговых доходов Региона.

Основная категория получателей налоговых льгот — предприятия сельского хозяйства, которым предоставляются льготы по налогу на имущество. Отмена данной льготы не предусмотрена, потери областного бюджета в 2016 году составили 1,6% собственных доходов. Существует незначительный резерв роста собственных доходов за счет ставок региональных налогов, не относящихся к социально значимым группам объектов налогообложения. Поступления от региональных налогов с 2014 по 2017 год составляют 14% собственных доходов.

С 2014 по 2016 год максимальная доля налоговых доходов (в среднем 18%) приходилась на сектор добычи. С учетом перечня предприятий, работающих в этой отрасли, степень зависимости от крупнейшего налогоплательщика существенна, но не критична. Доля добывающей промышленности в доходах бюджета снижается вследствие падения абсолютного размера налоговых поступлений от отрасли. Деятельность, связанная с электроэнергетикой, приносит 5% налоговых доходов, а сектор АПК (сельское хозяйство и пищевая промышленность) — порядка 10%.  

По мнению администрации Области, отсутствие прозрачного механизма организации внутригрупповых расчетов в целях налогообложения в рамках консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) — один из рисков для доходов бюджета. Реализация этого риска находит выражение в том, что с 2015 года поступления налога на прибыль от предприятий КГН снижаются.

Рисунок 5. Отраслевая структура налоговых доходов* Курской области (средние значения за 2014–2016 годы)

* В ходе анализа использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество, транспортному налогу.

** Учитываются операции с недвижимым имуществом; аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; научные исследования и разработки; предоставление прочих видов услуг.

Источник: ФНС, расчеты АКРА

Объем обязательных расходов не оказывает серьезного давления на операционный баланс и в период с 2014 по 2017 год составляет в среднем 72% расходов. Регулярные доходы стабильно достигают 98% доходов бюджета, в результате с 2015 по 2017 год операционный баланс составляет более 20% регулярных доходов (18% в 2014 году).  Капитальные расходы поддерживаются на достаточном уровне (20% расходов бюджета). АКРА предполагает, что с 2018 по 2019 год после коррекции объемов трансфертов, передаваемых из федерального бюджета, показатели бюджетной дисциплины останутся стабильными. В случае снижения объема собственных поступлений на 7% от запланированного уровня, предусмотренного стресс-тестом АКРА, операционный баланс снижается до 13–16% регулярных доходов.

АКРА отмечает, что высокая доля капитальных расходов (20% в среднем с 2014 по 2017 год) обеспечена в значительной мере федеральными субсидиями на поддержку сельскохозяйственной продукции. Поддержка сельского хозяйства обойдется бюджету Региона в 11% расходов бюджета в 2017 году (85% из них субсидировано федеральным бюджетом; пропорция софинансирования необременительна для бюджета Области). Поэтому реальный резерв сокращения капитальных расходов в пользу расходов текущего характера существенно меньше.

Условная рентабельность поддержки невысока: объем налоговых доходов от предприятий сельского хозяйства составляет 4% налоговых доходов, от предприятий пищевого производства — еще около 6% (оценка АКРА). При этом в связи с применением к организациям сельского хозяйства нулевой ставки по налогу на прибыль недопоступления по этому налогу с 2015 по 2016 год превысили 3,6 млрд руб.

Таблица 2. Оценка показателей бюджетной дисциплины Курской области

Источник: расчеты АКРА

Учитывая структуру капитальных расходов в разрезе экономической классификации, возможности бюджета Области с точки зрения резерва для сокращения бюджетных расходов в пользу расходов некапитального характера могут составить не более 5% капитальных затрат областного бюджета без учета трансфертов (не более 0,5% совокупных расходов бюджета).

Рисунок 6. Структура собственных капитальных расходов Курской области с 2015 по 2017 год

Источник: Курская область, расчеты АКРА

Низкая долговая нагрузка в совокупности с консервативной долговой политикой.

В управлении долгом администрация Области опирается на бюджетные кредиты, используя также краткосрочные и среднесрочные банковские кредиты. В 2017 году Область планирует изменить стратегию и выйти на рынок облигаций. Текущий (на 01.07.2017) государственный долг полностью представлен бюджетными кредитами (в том числе кредитом, выданным Управлением Федерального казначейства (УФК), который при необходимости в течение года замещается возобновляемой кредитной линией).

Гарантии в долговой книге Области отсутствуют.

Текущий график погашения долга предусматривает выплату на протяжении ближайших 14 месяцев 78% долга (7,3 млрд руб.). До конца 2017 года необходимо рефинансировать краткосрочный кредит УФК в размере 2,57 млрд руб. и бюджетный кредит в размере 2,02 млрд руб. Дополнительно Область будет финансировать дефицит бюджета (плановое значение — 2,76 млрд руб.)

Рисунок 7. График погашения текущего долга Курской области, млрд руб.

Источник: Курская область, расчеты АКРА

Рефинансирование будет осуществляться частично посредством привлечения нового бюджетного кредита, банковскими кредитами и облигациями (запланирован выпуск объемом 1,3 млрд руб.)

По оценкам АКРА, прогнозный объем долга Области к концу 2019 года может вырасти до 210% операционного баланса (60% собственных доходов).

Рисунок 8. Оценка структуры долга Курской области, млн руб. 

Источник: Курская область, расчеты АКРА

Отношение долга областного бюджета к операционному балансу колеблется в пределах х1 (умеренный или низкий уровень риска), прогнозные значения в период с 2018 по 2019 год — не выше х2,2.

Соотношение процентных расходов и операционного баланса находится на низком уровне (в среднем 2%). Несмотря на необходимость рефинансирования бюджетного кредита рыночными заимствованиями, в прогнозном периоде соотношение не превысит 3%, что соответствует низкому уровню риска. Текущая стоимость долга Области оценивается как необременительная.

По прогнозам АКРА, на конец 2017 года операционный баланс после уплаты процентных платежей в четыре раза превысит объем погашения долга. По оценкам АКРА, до 2019 года данный коэффициент будет оставаться на высоком уровне (почти х2).

Стресс-тест АКРА, допускающий сокращение собственных доходов Региона с задействованием резерва снижения капитальных и прочих расходов, предполагает с 2018 по 2019 год рост отношения долга к операционному балансу до 3х, при этом в текущем периоде отношение операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга может упасть до 1х.

На 01.01.2017 релевантный долг компаний государственного сектора Области составляет 18,3 млн руб. Состояние предприятий госсектора позволяет не учитывать их задолженность в виде косвенных обязательств областного правительства.

Просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 01.07.2017 отсутствует.

Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на уровень ее кредитоспособности, отсутствуют.

АКРА не располагает сведениями о несвоевременном погашении процентных платежей или основной суммы долга, о нарушении установленных договорами кредитования ковенант или о случаях предоставления экстренной помощи
из бюджета вышестоящего уровня с целью погашения займов. Реструктуризация части бюджетных кредитов, имевшая место в 2015 году, не носила вынужденный характер.

Достаточный уровень ликвидности

Администрация Области не имеет права размещать депозиты в банках.

Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Однако величина остатков средств на счетах бюджета на начало месяца в большинстве случаев ниже расходов текущего месяца. Область регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов, для чего использует краткосрочные кредиты УФК на пополнение остатков средств на счетах областного бюджета.

Рисунок 9. Баланс ликвидности* Курской области, млрд руб.

* Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.

Источник: Курская область, Федеральное казначейство, расчеты АКРА

На момент проведения анализа объем заключенных контрактов (без выборки) с коммерческими банками превышал объем среднемесячных расходов бюджета в 2014–2016 годах.

Дополнительные корректировки

Отсутствуют.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

АКРА впервые присвоило кредитный рейтинг Курской области. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (30.08.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Курской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Курская область принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных
в официально опубликованной финансовой отчетности Курской области,
не выявлены.

АКРА не оказывало Курской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели Курской области

Источник: Курская область, Росстат, расчеты АКРА

Таблица 2. Сводные экономические показатели Курской области

Источник: Курская область, расчеты АКРА

Таблица 3. Сводные экономические показатели Курской области

Источник: Курская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели основных финансовых коэффициентов Курской области

Источник: Курская область, расчеты АКРА
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.