Кредитный рейтинг Хабаровского края (далее — Хабаровский край, Край, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при низких рисках рефинансирования долговых обязательств, а также умеренными показателями бюджетного профиля с существенной потребностью в использовании дополнительного финансирования на капитальные цели. Давление на рейтинг оказывают снижающаяся операционная эффективность бюджета и ожидания Агентства по сокращению объема остатков на счетах Региона в связи с финансированием прогнозного дефицита текущего года. Экономике Края свойственны умеренные показатели развития и частичная зависимость от бюджетного сектора.
Хабаровский край входит в состав Дальневосточного федерального округа. В Регионе проживает порядка 1,3 млн человек (0,9% населения РФ). Валовой региональный продукт (ВРП) Края по итогам 2021 года достиг 987 млрд руб. (0,8% совокупного ВРП субъектов РФ). По оценке Края, по итогам 2022 года его ВРП достиг 1 140 млрд руб.
Ключевые факторы оценки
Умеренно низкая долговая нагрузка при низких рисках рефинансирования долговых обязательств. По итогам 2022 года долг Хабаровского края составил 51,0 млрд руб., что незначительно ниже показателя на 01.01.2022. Структура долгового портфеля за минувший год претерпела существенные изменения: доля бюджетных кредитов увеличилась с 60 до 93%, доля облигаций снизилась с 8 до 6%, банковские кредиты были полностью погашены, а доля государственных гарантий осталась на уровне менее 1% от совокупного объема долга Региона. Значительное изменение структуры долга вызвано получением 16,7 млрд руб. бюджетных кредитов из федерального бюджета, из которых 15,3 млрд руб. были выделены для рефинансирования коммерческих долговых обязательств Края и его муниципалитетов, оставшаяся часть — для финансирования инфраструктурных проектов. По состоянию на 01.01.2023 график погашения долга Края был плавным, а риски рефинансирования оценивались как низкие. Наибольший объем погашения долга приходился на 2025 год, когда должно быть погашено/рефинансировано 22% долга, на 85% состоящего из бюджетных кредитов. В 2023–2024 годах погашению подлежит порядка 4% долга ежегодно.
По состоянию на 01.04.2023 график погашения долга Края практически не изменился, однако объем долга увеличился на 0,8 млрд руб. в связи с получением в текущем году части заявленного объема бюджетных кредитов для финансирования инфраструктурных проектов. Предоставленные кредиты являются долгосрочными, а их погашение распределено с 2025 по 2038 год.
Долговая нагрузка на краевой бюджет умеренно низкая: соотношение долга и текущих доходов по итогам 2022 года было равно 35%. По прогнозу АКРА, на конец 2023 года долг Хабаровского края может составить порядка 40% его текущих доходов. Процентные расходы необременительны, а соотношение усредненных1 за 2019–2023 годы процентных расходов и совокупных расходов (без учета субвенций) составит немногим более 1%. Соотношение усредненных за указанный период долга и ВРП Края будет равно 5%.
1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Остатки на счетах позволят профинансировать существенную часть прогнозного дефицита текущего года. По итогам 2022 года объем ликвидности на счетах Региона увеличился практически вдвое, что связано с профицитным исполнением бюджета, а также с использованием средств автономных и бюджетных учреждений Края. C начала текущего года объем остатков на счетах Края в среднем покрывал более 90% ежемесячных расходов бюджета. Тем не менее Агентство полагает, что весь объем остатков может быть использован Регионом в текущем году для финансирования прогнозного дефицита бюджета. Дополнительно отмечается, что существенный объем остатков на счетах Края сформирован за счет средств его автономных и бюджетных учреждений.
Коэффициент ликвидности бюджета Края с учетом средств его автономных и бюджетных учреждений и ожидаемого АКРА дефицита бюджета по итогам 2023 года может составить порядка 60%.
За последние два года Край не проводил закупок кредитных линий в банках. Договор с Управлением Федерального казначейства в текущем году уже заключен, однако краткосрочные бюджетные кредиты по нему пока не привлекались. В минувшем году такие кредиты привлекались дважды.
По данным Края, по состоянию на 01.01.2023 просроченная кредиторская задолженность отсутствовала.
Умеренные показатели бюджетного профиля с существенной потребностью в дополнительном финансировании. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2019–2023 годы, по прогнозу АКРА, будет близким к 0%. При этом баланс текущих операций в 2023–2024 годах ожидается отрицательным, что свидетельствует о потребности в использовании накопленных средств для финансирования текущих расходов.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах (за вычетом объема субвенций) Края оценивается как умеренная. Усредненное значение этого показателя за 2019–2023 годы составит порядка 11%, при этом ежегодно капитальные расходы более чем наполовину финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный период будет находиться на уровне 71%.
Усредненное за 2019–2023 годы соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов, по прогнозу АКРА, будет отрицательным и составит -1%. Агентство полагает, что модифицированный бюджетный дефицит будет отрицательным в 2023–2024 годах, вследствие чего потребность бюджета в использовании накопленных остатков на счетах или привлечении долгового финансирования на капитальные цели сохранится.
По итогам 2022 года доходная часть бюджета Хабаровского края увеличилась на 14% к показателю за 2021 год. При этом ННД Края возросли на 13% по большей части в связи с увеличением поступлений по НДФЛ на 12% и налогам на товары и услуги на 37%. Объем безвозмездных поступлений из вышестоящего бюджета по итогам минувшего года увеличился на 16%. Расходная часть краевого бюджета выросла на 17%, в том числе капитальные расходы практически удвоились. Профицит бюджета по итогам 2022 года составил 3% ННД и был направлен на увеличение остатков на счетах.
Актуальная версия закона о бюджете Хабаровского края предусматривает в текущем году снижение доходной части бюджета на 7% к показателю 2022 года. При этом объем ННД сохранится на уровне прошлого года, а объем безвозмездных поступлений сократится на 22%. Планируется, что расходная часть бюджета останется на уровне 2022 года, в том числе объем текущих расходов практически не изменится. Ожидаемый дефицит в размере 9% ННД будет профинансирован по большей части за счет остатков на счетах Региона.
Агентство полагает, что расходная часть бюджета Края может возрасти более существенно, чем прогнозируется актуальной версией закона о бюджете. В том числе объем текущих расходов может увеличиться в соответствии со средним уровнем ожидаемой в 2023 году инфляции. Доходная часть бюджета, по мнению АКРА, сохранится на уровне, соответствующем параметрам закона о бюджете. В таком случае дефицит бюджета Региона составит 16% ННД, а для его финансирования потребуется использовать весь объем накопленной ликвидности, а также привлечь долговое финансирование.
Умеренные показатели развития экономики, частично зависящие от государственного сектора. Негосударственный сектор экономики Хабаровского края значительно диверсифицирован. За последние четыре года существенная доля налоговых поступлений (17% — усредненная доля за 2019–2022 годы) приходилась на отрасли, связанные с транспортировкой грузов и связью. Сектор торговли обеспечивал также около 17% налоговых поступлений Края. Деятельность, финансируемая за счет бюджетных средств (государственное управление, образование, здравоохранение и деятельность в сфере культуры), по оценкам АКРА, формировала порядка 20% налоговых доходов за указанный период и вносила наибольший вклад в доходы краевого бюджета.
Величина усредненного ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем в 2018–2021 годах составила 94%. Соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2019–2022 годах превышало 300%.
Уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, по итогам 2022 года достиг минимальных значений за весь анализируемый период и составил 2,6%. Усредненный за четыре последних года уровень безработицы в Регионе составил 3,0%. Безработица в Хабаровском крае стабильно ниже среднестранового уровня.
Ключевые допущения
-
темпы снижения доходной части бюджета Края в пределах параметров, определенных актуальной версией закона о бюджете;
-
рост текущих расходов бюджета на околоинфляционном уровне и сопутствующий рост совокупных расходов бюджета;
-
снижение операционной эффективности бюджета в 2023–2025 годах;
-
использование всего объема накопленной ликвидности для финансирования возможного дефицита текущего года;
-
рост долга на 9% к уровню 2022 года.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост объема баланса текущих операций, позволяющий финансировать текущие расходы без использования дополнительных средств;
-
снижение потребности бюджета в использовании дополнительных средств на капитальные цели;
-
сохранение существенного объема остатков на счетах бюджета по итогам 2023 года при значительном увеличении доли собственных средств Региона в общем объеме остатков на счетах;
-
устойчивый рост доли капитальных расходов.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
резкий и значительный рост доли краткосрочного долга;
-
рост соотношения долга и текущих доходов выше 55%;
-
увеличение потребности бюджета в привлечении долгового финансирования;
-
исполнение бюджета с дефицитом, превышающим прогнозируемый АКРА уровень.
Рейтинги выпусков
Хабаровский край, 35007 (ISIN RU000A0ZZQQ0), срок погашения — 24.10.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BBB(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Хабаровского края, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Хабаровского края.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Хабаровского края и облигационного выпуска Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов финансовым инструментам по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Хабаровского края и кредитный рейтинг выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были опубликованы АКРА 19.06.2020. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Хабаровского края, а также кредитного рейтинга выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Правительством Хабаровского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Хабаровского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Хабаровского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.