Ключевые факторы рейтинговой оценки
Высокий уровень развития региональной экономики, обеспечивающий диверсифицированную налоговую базу бюджета. ВРП на душу населения Санкт-Петербурга (далее — Город) стабильно превосходит среднестрановой показатель на 30–40%. АКРА ожидает, что в прогнозируемом периоде темпы прироста ВРП будут незначительно превышать среднероссийский уровень. Ежегодно порядка 60% ВРП приблизительно в равной пропорции формируется в секторах «Торговля и ремонт», «Предоставление услуг», «Обрабатывающие производства», что оценивается АКРА как хороший уровень диверсификации региональной экономики.
Сбалансированная структура бюджета и достаточный уровень бюджетной дисциплины. Бюджет Города характеризуется высокой самодостаточностью (собственные доходы — в среднем 96%). Объем обязательных расходов составляет порядка 72%, а операционный баланс Города — 20% регулярных доходов, что оценивается АКРА как достаточный уровень бюджетной дисциплины. Бюджетные показатели Города могут подвергнуться давлению в результате роста обязательных расходов на транспортное хозяйство и увеличения объема субсидий образовательным учреждениям. АКРА прогнозирует, что с 2018 по 2019 год объем обязательных расходов вырастет с текущего уровня на 3–4%. Заявленный рост расходов бюджета с 2017 по 2019 год может снизить уровень бюджетной дисциплины до умеренного.
Низкая прогнозируемая долговая нагрузка. Долговая нагрузка на бюджет Города практически отсутствует. По оценке АКРА, соотношение долга и операционного баланса Санкт-Петербурга на конец текущего года (после планируемого выпуска облигаций в 2017 году) составит 1,62 с дальнейшим ростом до 3х в 2019 году. Расходы на обслуживание долга будут необременительны на трехлетнем горизонте планирования. По мнению АКРА, долговая нагрузка на бюджет Города на конец 2017 года будет соответствовать низкому уровню риска.
Избыточная ликвидность бюджета. Остатки средств на начало месяца (с учетом депозитов) в период с 2014 по 2016 год стабильно превышали расходы текущего месяца, создавая значительный запас ликвидности. Город регулярно проводил аукционы по размещению средств, зарабатывая в среднем 5,1 млрд руб. ежегодно с 2014 по 2016 год. АКРА оценивает текущий уровень ликвидности бюджета Города как «избыточный» и ожидает, что, несмотря на необходимость финансирования дефицита бюджета, уровень ликвидности не снизится ниже «высокого» в прогнозном периоде.
Ключевые допущения
- сохранение темпов роста экономики, превышающих среднестрановые показатели;
- сохранение контроля над темпами роста расходной части бюджета и поддержание капитальных расходов на уровне 20%;
- низкая долговая нагрузка с учетом выпуска государственных облигаций;
- высокий уровень ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- замедление темпов роста экономического развития;
- рост долговой нагрузки выше уровня 2,6 относительно операционного баланса бюджета.
Краткая информация о регионе
Санкт-Петербург — город федерального значения, расположенный в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), граничит с Ленинградской областью. В Санкт-Петербурге проживает 3,5% населения РФ (5,2 млн человек, четвертый по численности населения субъект РФ). По итогам 2015 года объем ВРП Города составил 3 трлн руб., или 4,5% совокупного ВРП РФ.
В 2015 году структура ВРП Санкт-Петербурга распределялась по отраслям следующим образом: 24% — оптовая и розничная торговля и ремонт, 20% — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, 18% — обрабатывающие производства, 11% — транспорт и связь. Крупнейшее предприятие сферы оптовой торговли — Группа «Газпром нефть».
Индекс промышленного производства (ИПП), который по итогам 2016 года равнялся 103,9%, демонстрирует чуть более волатильную динамику по сравнению со среднероссийским трендом и аналогичным показателем для СЗФО. Согласно прогнозу социально-экономического развития Города на период до 2035 года, темпы роста ИПП Санкт-Петербурга с 2017 по 2020 год составят 2–3%. Данный показатель на 1,5% превышает прогноз АКРА по росту промышленного производства в РФ в целом.
Рисунок 1. Индекс промышленного производства Санкт-Петербурга
На территории Города действует особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Санкт-Петербург».
Факторы рейтинговой оценки
Институциональный фактор
АКРА отмечает долгосрочную стабильность бюджетных полномочий Санкт-Петербурга и отсутствие в течение года существенных и частых изменений городского бюджета.
Практика управления государственными финансами Санкт-Петербурга постоянно совершенствуется: разработаны и применяются эффективные системы управления свободной ликвидностью, системы взаимодействия с частным бизнесом в рамках СПИК (специальный инвестиционный контракт) и ГЧП (государственно-частное партнерство), определена консервативная долговая стратегия.
Как с точки зрения выделяемых полномочий, так и с точки зрения контроля долговой нагрузки и бюджетной дисциплины взаимоотношения с администрациями муниципальных образований оцениваются как стабильные.
Бюджетный процесс характеризуется высокой точностью планирования. Средний процент исполнения доходов с 2013 по 2016 год составил 104%, расходов — 96%. Плановый бюджет корректируется один–два раза в год в пределах 5% от общего объема доходов или расходов.
Высокий уровень развития региональной экономики, обеспечивающий диверсифицированную налоговую базу бюджета
В 2015 году ВРП Города составил 3 024 млрд руб. Динамика ВРП коррелирована с экономическим циклом. По итогам 2015 года ВРП на душу населения равнялся 581 тыс. руб. Указанный показатель стабильно превышает средний по стране на 30–40%. АКРА ожидает, что упомянутый тренд сохранится на горизонте до 2020 года.
На протяжении последних десяти лет темп прироста реального ВРП был выше среднероссийского показателя. АКРА ожидает, что в прогнозируемом периоде темпы прироста ВРП будут незначительно превышать среднероссийский уровень.
Рисунок 2. Структура ВРП Санкт-Петербурга по видам экономической деятельности в 2015 году
Ежегодно порядка 60% ВРП приблизительно в равной пропорции формируется в секторах «Торговля и ремонт», «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», «Обрабатывающие производства».
Однако доля сектора «Оптовая и розничная торговля и ремонт» постепенно нарастает (24% по итогам 2015 года). Крупнейшими предприятиями Города, зарегистрированными с кодом ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) 51.51 «Оптовая торговля топливом», являются ПАО «Газпром нефть» (согласно отчетности по МСФО размер выручки компании в 2016 году составил 1 696 млрд руб.) и другие компании, аффилированные с ПАО «Газпром». С 2013 по 2016 год доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ от предприятий Города, функционирующих в отрасли «Оптовая и розничная торговля и ремонт», в том числе от предприятий оптовой торговли, снижалась и в 2016 году достигла 7,3 и 3,2% соответственно. В городской бюджет упомянутые организации, включая предприятия оптовой торговли, перечисляют в среднем 18 и 12% налоговых доходов1 Санкт-Петербурга соответственно.
Сектор операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг формирует 20% ВРП и традиционно вносит наибольший вклад в налоговые доходы Города (более 20%). В данном секторе нет якорного налогоплательщика.
Обрабатывающие производства, на долю которых приходится до 20% ВРП (по итогам 2015 года данный показатель равнялся 18%), обеспечивают порядка 15% налоговых доходов Города и максимальную долю налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ, до 42% (данные 2016 года). Бόльшую часть составляют поступления от табачного производства (АО «БАТ-Спб», ООО «Петро»).
На региональном уровне существенный вклад в налоговые доходы вносят следующие основные подотрасли обрабатывающего производства: производство машин и оборудования (ПАО «Силовые машины», АО «РЭП Холдинг»), пищевое производство, включая производство напитков (ООО «Пивоваренная компания «Балтика»), судостроение (ОА «Адмиралтейские верфи»), химическое производство (ОАО «Невская Косметика»), металлургическое производство (АО «ИТЗ»). Предприятия автомобилестроения (крупнейшие из которых ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус», ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус»), равно как и производство табачных изделий (АО «БАТ-Спб», ООО «Петро»), формируют не более 1% налоговых доходов Города.
1 Учитываются налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, транспортный налог.
Таблица 1. Крупнейшие компании Санкт-Петербурга (по размеру выручки
за 2015 год)
Основную долю в структуре промышленного производства Санкт-Петербурга занимает обрабатывающее производство: доли добычи полезных ископаемых, производства и распределения электроэнергии, газа и воды незначительны. В то же время на производство кокса и нефтепродуктов (за счет присутствия Группы «Газпром нефть») приходится по итогам года порядка трети промышленного производства. Другие крупные отрасли промышленности — пищевая (ООО «Пивоваренная компания «Балтика», ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен», АО «Мултон», ООО «Ригли» и др.), производство транспортных средств (дочерние компании иностранных автопроизводителей, а также судостроительные предприятия: АО «Адмиралтейские верфи», АО «ОСК», ПАО СЗ «Северная верфь» и др.).
Рисунок 3. Структура обрабатывающей промышленности в 2016 году
АКРА оценивает диверсификацию налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга как достаточную. Максимальная доля поступлений от одной отрасли (операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг), в которой при этом нет якорного налогоплательщика, составляет 21%.
По информации администрации Города, налоговая база по крупнейшим налогоплательщикам хорошо диверсифицирована и не зависит от крупных налогоплательщиков (или от консолидированной группы налогоплательщиков).
По сравнению с 2013 и 2014 годом уровень инвестиций в Санкт-Петербурге снизился. Доля инвестиций в ВРП Города по итогам 2015 года составила 16% (ниже среднероссийского уровня и показателя по СЗФО). Структура инвестиций частично повторяет структуру ВРП: по итогам указанного года основная доля инвестиций пришлась на операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, обрабатывающую промышленность. При этом сектор транспорта и связи, несмотря на то что его доля в ВРП составляет порядка 11%, обеспечивает значительный объем инвестиций (свыше 20%). Это объясняется, в частности, высокими расходами Города на развитие транспортной и дорожной инфраструктуры.
С 2010 по 2015 год структура инвестиций по видам основных фондов остается относительно стабильной: бόльшая часть приходится на инвестиции в здания и оборудование; с точки зрения форм собственности отмечается усиление преобладания частных инвестиций.
Крупнейшие инвестиционные проекты на территории Города осуществляются в сферах девелопмента (процикличная отрасль, способная оказать негативное влияние на планирование будущих налоговых доходов) и развития транспортной инфраструктуры.
Значительно более высокий, чем в среднем по РФ, уровень заработной платы (+30%) и очень низкий (в сравнении со среднестрановым) уровень безработицы — устойчивые источники роста налоговой базы бюджета: совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) поступлений НДФЛ с 2013 по 2016 год достиг 10%.
Среднегодовой прирост населения в Санкт-Петербурге (порядка 1,5%) на 80% обеспечивается миграционным притоком (в 2016 и в 2017 годах 44 тыс. и 56 тыс. человек соответственно). Оставшиеся 20% — естественный прирост населения (по итогам 2015 года коэффициент естественного прироста составил 1,7 на 1000 человек). Город является реципиентом трудовой миграции.
Рисунок 4. Уровень развития экономики Санкт-Петербурга относительно среднестрановых показателей (100%)
Несмотря на то что доля трудоспособного населения в Городе сравнительно выше (на 2 п. п.), чем в целом по РФ, наблюдается ее устойчивое снижение. При этом доля населения моложе трудоспособного возраста на 3,5 п. п. ниже, чем в среднем по стране. АКРА прогнозирует, что в отдаленном будущем Санкт-Петербург может испытывать потребность в рабочей силе, которую придется компенсировать за счет миграционного притока. Уровень износа жилищно-коммунальной инфраструктуры (коммунальные сети) составляет более 50%. Причина — превышение межэксплуатационных сроков оборудования.
Качество управления ЖКХ по отдельным направлениям оценивается как низкое. Так, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» из бюджета Города предоставлялась регулярная финансовая помощь (в 2017 году она составила 2,5 млрд руб.). Снижение спроса (экономия потребления воды населением) и, как следствие, выручки способно ухудшить положение упомянутой госкомпании, которой может потребоваться предоставление дополнительной финансовой помощи из городского бюджета.
АКРА оценивает финансовую нагрузку на бюджет Санкт-Петербурга в связи с поддержкой отдельных предприятий сектора ЖКХ как незначительную, однако неудовлетворительное качество коммунальных сетей может негативно отразиться на темпах и качестве развития экономики Города.
Сбалансированная структура бюджета и умеренный уровень бюджетной дисциплины
Бюджет Города характеризуется высокой самодостаточностью (доля собственных доходов составляет в среднем 96% доходов без учета субвенций) и устойчивой структурой налоговых доходов с доминированием НДФЛ (до 44% собственных доходов бюджета).
Доминирование НДФЛ отчасти обеспечено отсутствием необходимости передачи части налога нижестоящим бюджетам через механизм распределения дополнительных нормативов отчислений, отчасти — стабильно низким уровнем безработицы и относительно высоким уровнем доходов населения. АКРА ожидает, что с учетом особенностей формирования городского бюджета, текущих экономических тенденций и изменения федерального законодательства в отношении налога на прибыль зависимость собственных доходов Санкт-Петербурга от НДФЛ с 2017 по 2019 год может составить до половины собственных доходов Города.
Условный резерв роста собственных доходов Города за счет повышения ставок по некоторым видам региональных налогов минимален. Поступления от региональных налогов сохраняются на стабильном уровне, составляя 11% собственных доходов.
На территории ОЭЗ технико-внедренческого типа «Санкт-Петербург» действуют налоговые льготы по налогу на прибыль (сумма недопоступления налога в бюджет от которой несущественна).
Максимальные поступления в бюджет Города от отдельной отрасли (операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг) составляют порядка 23%. В рамках этой отрасли бюджет Санкт-Петербурга не зависит от крупнейших налогоплательщиков. Вторая отрасль по размеру вклада в городской бюджет — торговля и ремонт, крупнейшим предприятием которой, согласно ОКВЭД, является ПАО «Газпром нефть». При этом, по информации администрации Города, в 2015 году доля налоговых поступлений от Группы «Газпром нефть» и ПАО «Газпром» была менее 2% от общего объема налоговых доходов бюджета Санкт-Петербурга и в 2016 году снизилась.
Производство табачных изделий, формирующее до четверти собираемых на территории Города налоговых доходов, в силу особенностей налогообложения формирует не более 1% налоговых доходов Города.
Рисунок 5. Отраслевая структура налоговых доходов* Санкт-Петербурга
за 2016 год
** Учитываются операции с недвижимым имуществом; аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; научные исследования и разработки; предоставление прочих видов услуг.
Источник: ФНС, расчеты АКРА
Объем обязательных расходов Санкт-Петербурга составляет в среднем 72%, а операционный баланс — 20% регулярных доходов и имеет тенденцию к снижению. Поддержанию такой динамики способствуют рост обязательных расходов на транспортное хозяйство Города (в том числе увеличение субсидий), повышение расходов на товары и услуги в сфере дорожного хозяйства, увеличение субсидий образовательным учреждениям. С 2018 по 2019 год АКРА прогнозирует увеличение объема обязательных расходов с текущего уровня на 3–4%. Заявленный рост расходов бюджета с 2017 по 2019 год может снизить размер операционного баланса до 10–12%.
Город поддерживает достаточный уровень капитальных расходов (20%), осуществляя их преимущественно за свой счет. АКРА ожидает, что в период с 2017 по 2018 год уровень капитальных расходов составит порядка 18%. Приоритетные направления капитального строительства — объекты метрополитена и социальной инфраструктуры (детские сады). По оценкам Города, в 2017 году объем вложений по данным направлениям достигнет 20 млрд и 8 млрд руб. соответственно.
Таблица 2. Оценка показателей бюджетной дисциплины Санкт-Петербурга
Источник: расчеты АКРА
Максимальная доля капитальных вложений, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, в 2014 году достигла 18% (в 2016 году аналогичный показатель равнялся 8%). Половина капитальных расходов приходится на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. АКРА положительно оценивает уровень затрат на инфраструктуру Города (доля капитальных расходов бюджета оценивается как достаточная).
Учитывая структуру капитальных расходов в разрезе экономической классификации, реальный размер сокращения капитальных расходов в пользу расходов некапитального характера может составить порядка трети капитальных трат городского бюджета, то есть 6–7% совокупных расходов бюджета.
Рисунок 6. Структура капитальных расходов Санкт-Петербурга
Результаты стресс-теста АКРА показывают, что резерв сокращения капитальных и прочих расходов позволит Городу поддерживать критически низкое, но при этом положительное значение операционного баланса при ежегодном трехлетнем снижении налоговых доходов на 7% от запланированного уровня. При этом соотношение долга и операционного баланса возрастет за три года до х7 за счет роста падения последнего.
Ожидаемый рост долговой нагрузки не вызовет ухудшения кредитного качества в связи с низкой базой.
В настоящий момент долговая нагрузка на бюджет Санкт-Петербурга отсутствует. После погашения облигационного займа в июне 2017 года единственные финансовые обязательства Города — бюджетные кредиты, объем которых минимален. Рост обязательных расходов в 2016 году был отчасти профинансирован посредством использования остатков средств на счетах. В 2017 году рост обязательных расходов планируется профинансировать преимущественно долгосрочным облигационным займом в объеме 57,5 млрд руб.
Политика управления долгом Города в прогнозном периоде будет определяться условиями соглашения о бюджетном кредите от 2015 года, согласно которым на 01.01.2018 доля долговых обязательств не должна превысить 28% от суммы собственных доходов бюджета (доля рыночного долга не должна быть выше 27% собственных доходов). На 01.01.2019 доли долговых обязательств и рыночного долга должны составлять каждая не более 35% собственных доходов.
По оценке АКРА, соотношение долга и операционного баланса Города на конец 2017 года будет равняться 1,62 с дальнейшим ростом до 3х в 2019 году. Расходы на обслуживание долга будут необременительны на всем горизонте планирования. По мнению АКРА, долговая нагрузка на городской бюджет на конец 2017 года будет соответствовать низкому уровню риска.
Просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 01.04.2017 равняется 1% кредиторской задолженности.
Финансовое положение предприятий, находящихся в собственности Города или под его операционным контролем и имеющих социальную или инфраструктурную значимость, оценивается АКРА как стабильное. К наиболее значимым предприятиям относятся три компании транспортного сектора и три организации сектора ЖКХ. С точки зрения дополнительной долговой нагрузки наибольший риск для бюджета Города представляет финансовый долг двух предприятий госсектора: ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и ГУП «ТЭК СПб» (по состоянию на 01.03.2017 составил 11,2 млрд и 8 млрд руб. соответственно).
Принимая во внимание социальную значимость и финансовое состояние данных организаций, АКРА считает целесообразным учитывать их задолженность в виде косвенных обязательств городской администрации. По оценке АКРА, на конец первого квартала 2017 года объем задолженности упомянутых предприятий достигал порядка 20 млрд руб.
В 2015 году Городу была реструктурирована (пролонгирована) задолженность (на общую сумму 974 млн руб.) перед федеральным бюджетом по кредитам, предоставленным на цели строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования. Реструктуризация не носила характера вынужденной, на текущий момент задолженность погашена.
Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Города, способных повлиять на его уровень кредитоспособности, отсутствуют.
АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств и случаев предоставления экстренной помощи вышестоящего бюджета с целью погашения займов.
Избыточный уровень ликвидности
В соответствии с законодательством администрация Города имеет право размещать депозиты в банках. Средства бюджета размещаются в кредитных организациях, требования к которым определены местным законодательством.
Средний месячный объем депозита Санкт-Петербурга за анализируемый период составляет 65% остатков средств на счетах.
Остатки средств на начало месяца (с учетом депозитов) стабильно превышают расходы текущего месяца (за исключением периодов окончания и начала года, а также в марте), создавая значительный запас ликвидности.
Рисунок 7. Баланс ликвидности* Санкт-Петербурга, млрд руб.
* Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.
Источник: Санкт-Петербург, расчеты АКРА
В силу того, что размер долга Города необременителен, процентные доходы стабильно в несколько раз превышают расходы на обслуживание долга. На момент проведения анализа Город не имел заключенных кредитных контрактов с банками (необходимость в источниках внешней ликвидности отсутствовала). Кассовые разрывы при исполнении бюджета Города за анализируемый период не возникали.
Дополнительные корректировки
Отсутствуют.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
Отсутствует.
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Санкт-Петербургу впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (26.06.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Санкт-Петербургом, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Санкт-Петербург принимал участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Санкт-Петербурга, не выявлены.
АКРА не оказывало Санкт-Петербургу дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.