Кредитный рейтинг Пензенской области (далее — Область, Регион) обусловлен умеренными показателями развития экономики, а также стабильным бюджетным профилем. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывает уровень собственных доходов Области.
Прогноз по кредитному рейтингу отражает ожидания АКРА относительно возможной стабилизации объема ликвидности и роста баланса текущих операций в связи с увеличением налоговых поступлений.
Область входит в состав Приволжского федерального округа. На территории Региона проживает 1,3 млн человек (около 0,9% населения РФ). По оценкам Области, объем валового регионального продукта (ВРП) составил за 2021 год порядка 504 млрд руб. (около 0,5% суммарного ВРП российских регионов).
Ключевые факторы оценки
Низкий уровень долговой нагрузки с минимальным риском рефинансирования. По оценкам АКРА, на конец 2022 года отношение долга к текущим доходам Региона составит порядка 36%, а по итогам 2023 года может составить 42%. Данные показатели соответствуют умеренно низкой долговой нагрузке. Долг Региона на 01.12.2022 составил 25,2 млрд руб. и был представлен бюджетными (80%) и банковскими (20%) кредитами. Его структура изменилась в течение 2021 года благодаря получению Областью бюджетных кредитов, заместивших часть коммерческих кредитов. Кроме того, в 2022 году Регионом были получены новый бюджетный кредит на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов и бюджетный кредит на погашение долговых обязательств муниципальных образований Области по рыночным заимствованиям. Потенциальный объем инфраструктурных бюджетных кредитов учтен в общей долговой нагрузке на бюджет Области.
График погашения долга Области не предполагает значительных выплат в течение ближайших трех лет. У Региона отсутствуют долговые обязательства, подлежащие погашению в оставшийся период 2022 года. Доля долга, подлежащего погашению в 2023 году, составляет 7%.
Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный1 уровень процентных расходов в 2019–2023 годах составит порядка 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций). Соотношение долга Области и ее ВРП не превышает 5,5%.
Рост налоговых доходов позволил Области увеличить объем свободной ликвидности. За 11 месяцев 2022 года совокупные доходы областного бюджета выросли на 11% к показателю за аналогичный период 2021 года за счет роста налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) на 18% и безвозмездных поступлений на 2%. Основное влияние на рост ННД оказали поступления по НДФЛ и налогу на прибыль. Промежуточный профицит бюджета за 11 месяцев 2022 года составил 1,3 млрд руб.
Законом об областном бюджете на 2022 год предусмотрено исполнение бюджета с дефицитом 17% ННД, который будет профинансирован за счет роста долга и использования остатков на счетах.
Усредненное за 2019–2023 годы соотношение ННД и доходов бюджета (без учета субвенций) составляет около 60%, что говорит о наличии у Региона зависимости от федеральных трансфертов. Баланс текущих операций Области в среднем составляет порядка 10% текущих доходов, а соотношение усредненных за тот же период модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов — порядка -4%.
Благодаря исполнению бюджета с промежуточным профицитом при увеличении объема долга наблюдается рост свободной ликвидности. На 01.12.2022 объем ликвидности превышал размер среднемесячных расходов Области за 11 месяцев 2022 года в 1,8 раза.
Показатель гибкости бюджетных расходов оценивается на высоком уровне, усредненное значение которого в 2019–2023 годах составит 21,5%. За счет собственных доходов Области финансируется порядка половины ее капитальных расходов.
Диверсифицированная структура налоговых поступлений с небольшой концентрацией на государственном секторе. На долю предприятий госсектора приходится в среднем порядка 22% налоговых поступлений. Максимальная усредненная доля налоговых поступлений негосударственного сектора составляет 25% и приходится на отрасль «Обрабатывающие производства» (данная отрасль достаточно диверсифицирована). Вторая по доле налоговых поступлений отрасль негосударственного сектора — оптовая и розничная торговля.
Усредненный ВРП на душу населения Области в 2017–2020 годах составил 56% среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в Регионе в 2018–2021 годах превышало 3,3.
Усредненный уровень безработицы в Области (по методологии МОТ) в 2018–2021 годах составил 4,5%.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Ключевые допущения
-
исполнение областного бюджета в 2022 году в соответствии с параметрами, предусмотренными законом о бюджете;
-
исполнение бюджета в 2023 году с дефицитом 9% ННД;
-
частичное использование свободной ликвидности для финансирования дефицита бюджета в 2022 году;
-
следование долговой политике, не допускающей возникновения значительных рисков рефинансирования.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
устойчивый рост ликвидности бюджета;
-
стабилизация баланса текущих операций в положительной зоне;
-
сокращение долговой нагрузки;
-
рост показателей социально-экономического развития.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
существенное ухудшение графика погашения государственного долга;
-
критическое снижение уровня доступной ликвидности;
-
снижение размера баланса текущих операций.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Пензенской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг Пензенской области был опубликован АКРА 20.09.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Пензенской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Пензенской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Пензенской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Пензенской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.