Кредитный рейтинг АО ПСФ «БАЛТИЙСКИЙ ПРОЕКТ» (консолидатор Группы компаний «АБЗ-1»; далее — «АБЗ-1», Группа) обусловлен средними оценками бизнес-профиля, рыночной позиции, корпоративного управления и географической диверсификации. Финансовый профиль Группы характеризуется высокой рентабельностью по FFO до чистых процентных платежей и налогов при среднем уровне покрытия процентных расходов, а также средними показателями долговой нагрузки, ликвидности и рентабельности по свободному денежному потоку (FCF).
Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают невысокая оценка размера бизнеса (по методологии АКРА) и уровень отраслевых рисков, связанных с инфраструктурным строительством. Однако Агентство отмечает, что характер выполняемых Группой основных работ (дорожное строительство) относится к наименее сложным в рамках отрасли, что отчасти снижает риски. Поскольку Группа реализует крупный проект ГЧП, связанный со строительством трамвайной сети, а финансовое закрытие этого проекта ожидается до конца 2022 года, риск операционного бизнес-профиля «АБЗ-1» был частично скорректирован с учетом отсутствия опыта реализации подобных концессионных соглашений.
«АБЗ-1» — диверсифицированная дорожно-строительная группа компаний, деятельность которой преимущественно сосредоточена в Северо-Западном федеральном округе РФ. Группа реализует полный цикл работ от производства дорожно-строительных материалов до управления строительством и ввода в эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры. Группа имеет линии по производству асфальтобетонных смесей с мощностью выпуска до 1,5 млн тонн в год, что генерирует в среднем порядка 25% совокупной выручки. Подразделения Группы расположены в семи регионах России — Санкт-Петербурге (AAA(RU), прогноз «Стабильный»), Ленинградской (AA+(RU), прогноз «Стабильный»), Московской (AA+(RU), прогноз «Позитивный»), Тверской (A(RU), прогноз «Стабильный»), Псковской и Новгородской (BBB+(RU), прогноз «Стабильный») областях, а также в Республике Карелия.
С 2019 года Группа совместно с Банком ГПБ (АО) (AA+(RU), прогноз «Стабильный») реализует концессионный проект по созданию и эксплуатации трамвайной сети в Санкт-Петербурге по маршруту «станция метро Купчино — Шушары — Славянка». «АБЗ-1» контролирует 10% уставного капитала проектной компании ООО «БалтНедвижСервис» — концессионера, заключившего в октябре 2019 года с администрацией Санкт-Петербурга концессионное соглашение сроком на 30 лет, предусматривающее проектирование, строительство и эксплуатацию трамвайной сети протяженностью 21 километр.
Ключевые факторы оценки
Средние оценки бизнес-профиля и географической диверсификации. Группа является крупным региональным игроком на рынке дорожно-строительных работ и инфраструктурного строительства в Северо-Западном федеральном округе. Кроме того, ей принадлежит 27% рынка асфальтобетонной продукции в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Деятельность «АБЗ-1» сфокусирована, в частности, на дорожно-строительных работах, генерирующих около 80% выручки, из которых более половины приходится на долю генподрядных работ и 30% — на дорожно-ремонтные работы. Остальная часть выручки Группы приходится на производство асфальтобетонных смесей. Ожидается, что данный сегмент бизнеса будет стабильно расти ввиду высокого спроса на дорожно-строительные материалы в домашнем регионе, а также в соседних регионах, на рынки которых Группа, согласно своей стратегии, планирует последовательно выходить.
До конца 2022 года ожидается финансовое закрытие по концессионному проекту по созданию и эксплуатации трамвайной сети в Санкт-Петербурге по маршруту «станция метро Купчино — Шушары — Славянка». До этого момента все работы Группы по проектированию и другие подготовительные работы финансируются за счет бридж-кредита, предоставленного финансовым участником концессии (Банк ГПБ (АО)), а также акционерных займов Группы. Если в силу каких-либо причин финансовое закрытие концессионного соглашения не будет осуществлено, то понесенные финансовые затраты на выполненные работы должны быть компенсированы концедентом (администрация Санкт-Петербурга), поэтому Агентство в базовом сценарии не ожидает роста долговой нагрузки Группы в связи с потенциально возможной реализацией данного события.
По состоянию на 30.09.2022 бэклог составляет 28,4 млрд руб. (без учета проекта ГЧП), что соответствует не менее чем двум объемам годовой выручки в текущих размерах Группы. При этом доля субподрядных работ составляет порядка 30%, что является приемлемым уровнем для компаний, работающих в этой отрасли.
География присутствия Группы исторически охватывает Санкт-Петербург и Ленинградскую область, но также она имеет опыт выполнения контрактов в Московской, Тверской и Новгородской областях и в Республике Карелия.
Средняя долговая нагрузка при среднем уровне покрытия процентных расходов. По состоянию на конец 2021 года отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей составило 3,2х, и по итогам 2022 года, как ожидает АКРА, оно не изменится. По оценкам Агентства, в 2023–2024 годах значение данного показателя может снизиться до уровня ниже 2,0х благодаря поступлению дополнительной выручки по контракту генподряда в рамках реализуемой концессии. На 31.10.2022 долговой портфель Группы составил 7,7 млрд руб., а структура корпоративной задолженности «АБЗ-1» была представлена облигациями, банковскими кредитами и лизинговыми обязательствами. Средневзвешенное отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам с 2020 по 2025 год ожидается на уровне 4,0х.
Невысокая оценка размера бизнеса при высокой рентабельности. По оценкам АКРА, среднее значение FFO до чистых процентных платежей и налогов с 2020 по 2025 год составит около 3,5 млрд руб. Агентство ожидает, что по итогам 2022 года FFО до чистых процентных платежей и налогов останется на уровне 2021 года — примерно 2,0–2,2 млрд руб. Ожидаемый после 2022 года рост FFO до чистых процентных платежей и налогов обусловлен дополнительными поступлениями денежных потоков в рамках реализации концессии.
Рентабельность Группы по FFO до процентных платежей и налогов по итогам 2021 года составила 15%, а в 2022–2024 годах среднегодовое значение показателя ожидается на уровне 14–15%.
Средний показатель ликвидности на фоне положительного FCF. Дополнительные поступления по проекту ГЧП при умеренных капитальных расходах и ожидаемых дивидендных выплатах позволяют Агентству ожидать генерацию положительного FCF. Однако необходимость финансирования концессионера в рамках проекта по созданию и эксплуатации трамвайной сети в Санкт-Петербурге по маршруту «станция метро Купчино — Шушары — Славянка» оказывает умеренное давление на показатели ликвидности Группы. В связи с этим данный фактор оценивается на среднем уровне. Качественная оценка ликвидности находится на приемлемом уровне: «АБЗ-1» привлекает финансирование из разных источников, при этом в прогнозном периоде (в 2022–2024 годах) планируется рефинансирование большей части кредитных обязательств в пользу облигаций (Группа имеет программу выпуска облигаций на сумму 10 млрд руб., из которых на сегодняшний день были размещены облигации в объеме 5 млрд руб.).
Ключевые допущения
-
выполнение всех заключенных контрактов и сохранение размера портфеля контрактов на текущем уровне в 2022–2024 годах;
-
ежегодный рост себестоимости на уровне роста выручки;
-
выполнение обязательств по всем заключенным контрактам в срок и в полном объеме;
-
финансовое закрытие по концессии не позднее конца 2022 года.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
рост уровня покрытия процентных расходов — рост отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам выше 5х;
-
успешная работа в рамках реализации концессионного соглашения;
-
реализация новых контрактов, что приведет к улучшению финансовых метрик Группы.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
снижение уровня покрытия процентных расходов — снижение отношения FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам ниже 2,5х;
-
возникновение проблем при реализации концессионного соглашения;
-
существенное ухудшение доступа к внешним источникам ликвидности.
Компоненты рейтинга
Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): bbb.
Корректировки: отсутствуют.
Рейтинги выпусков
Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Впервые кредитный рейтинг АО «Промышленно-строительная фирма «Балтийский проект» был опубликован АКРА 16.12.2021. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АО «Промышленно-строительная фирма «Балтийский проект» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АО «Промышленно-строительная фирма «Балтийский проект», Группой компаний «АБЗ-1», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, АО «Промышленно-строительная фирма «Балтийский проект» и Группа компаний «АБЗ-1» принимали участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало АО «Промышленно-строительная фирма «Балтийский проект» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.