Кредитный рейтинг Свердловской области (далее — Область, Регион) обусловлен развитой промышленной базой региональной экономики, растущей гибкостью расходной части бюджета, снижающейся, но по-прежнему высокой долговой нагрузкой и достаточной ликвидностью.
Свердловская область входит в состав Уральского федерального округа (УФО), граничит с семью субъектами РФ. В Области проживает порядка 4,3 млн человек (2,95% населения РФ, 5-е место). В 2015 году ВРП Области составил 1,8 трлн руб. (2,7% совокупного ВРП регионов РФ, 6-е место по данному показателю среди субъектов РФ). Основа региональной экономики — обрабатывающее производство (30,5% ВРП в 2016 году), в частности машиностроение, черная и цветная металлургия.
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Развитая региональная экономика, основу которой составляют предприятия машиностроительного и металлургического комплексов. Металлургическое производство и машиностроение в составе региональной экономики получили существенную поддержку в результате реализации оборонного заказа и строительства крупных инфраструктурных проектов в РФ. В 2016 году индекс промышленного производства Области составил 107,7% по сравнению с уровнем 2015 года (101,1% для РФ в целом). С 2017 по 2019 год ожидается ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей в металлургическом и машиностроительном производствах, что дополнительно увеличит производственный потенциал Региона. Вместе с тем динамика среднедушевых доходов и безработицы демонстрирует сильную зависимость от состояния секторов инвестиционного спроса, в наибольшей степени пострадавших от экономического кризиса в период с 2014 по 2015 год. Так, показатель безработицы существенного превышал средний по стране уровень, достигнув с 2014 по 2015 год максимума в 117% от среднестранового уровня. Показатель среднедушевых денежных доходов населения Свердловской области стабильно превышал среднестрановой уровень, однако снизился со 120% в 2013-м до 114% в 2016-м (% от среднестранового уровня).
Улучшение бюджетной дисциплины и рост устойчивости бюджета к экономическим шокам. Бюджет Области находится под давлением высокой доли обязательных расходов (около 78% в период с 2014 по 2017 год), в значительной степени полагаясь на собственные ресурсы (доля собственных доходов выросла с 91% в 2014-м до 95% в 2017-м). Вместе с тем рост операционного баланса с 10% в 2014-м до 18% в 2017-м указывает на растущую способность абсорбировать негативные внешние воздействия на доходную часть бюджета за счет контроля расходов. Доля капитальных расходов оставалась стабильной на протяжении периода с 2014 по 2017 год.
Снижающаяся, но по-прежнему высокая долговая нагрузка, предполагающая рефинансирование существенной части долгового портфеля. Расходы на обслуживание долга составляют менее 20% операционного баланса. Область не нарушала ковенант по бюджетным кредитам, поэтому у нее отсутствуют случаи вынужденного досрочного погашения долга. Существенная часть долгового портфеля (58%) должна быть погашена или рефинансирована в ближайшие 2,5 года. Для рефинансирования долга Область планирует выпустить восьмилетние облигации, что окажет позитивное влияние на срочность долгового портфеля. По оценкам АКРА, расходы Региона на обслуживание государственного долга в 2017 году вырастут относительно фактического значения 2016-го на 18,5%. Оценочный объем расходов на обслуживание долга на 2018 год планируется на уровне утвержденного показателя 2017-го.
Достаточная ликвидность бюджета при снижающихся внутригодовых оборотах краткосрочного финансирования. Потребность Области в привлечении казначейских кредитов и краткосрочного банковского финансирования за последние три года снизилась. Текущий уровень ликвидности бюджета характеризуется как достаточный. Область размещает депозиты, а годовая потребность в краткосрочном финансировании, по оценке АКРА, не превышает 10 млрд руб., которые в течение года оборачиваются до четырех раз.
Ключевые допущения
- ежегодные темпы роста региональной экономики на уровне примерно 5% с 2017 по 2019 год;
- контроль за уровнем обязательных расходов и поддержание дефицита на уровне не выше 7% доходов бюджета;
- увеличение доли рыночного долга в составе долгового портфеля;
- использование краткосрочного казначейского кредита в размере, суммарно не превышающем 40 млрд руб. в год;
- сохранение капитальных расходов на уровне не ниже 12% от расходов.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- снижение безработицы и рост среднедушевых доходов выше среднестранового уровня;
- снижение дефицита бюджета и сокращение долговой нагрузки;
- рост доли капитальных расходов свыше 15%.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- увеличение долговой нагрузки;
- снижение ННД (налоговых и неналоговых доходов) более чем на 3% относительно уровня 2016 года при сохранении обязательных расходов на текущем уровне;
- рост доли обязательных расходов в составе бюджета на 5% и более относительно уровня 2016 года.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
Отсутствует.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Свердловской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (06.09.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Свердловской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Свердловская область принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Свердловской области, не выявлены.
АКРА не оказывало Свердловской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.