Кредитный рейтинг Томской области (далее — Томская область, Область, Регион) обусловлен умеренным уровнем долговой нагрузки относительно текущих доходов Региона, средними показателями развития региональной экономики по сравнению со среднестрановым уровнем, умеренными показателями бюджетного профиля и ликвидности. «Позитивный» прогноз по кредитному рейтингу связан с ожидаемым улучшением показателей бюджетного профиля и ликвидности в случае исполнения бюджета в соответствии с законом об областном бюджете.
Томская область расположена в Сибирском федеральном округе. В Области проживает 1,1 млн человек (0,7% населения РФ). В 2019 году валовой региональный продукт (ВРП) составил 557 млрд руб. (порядка 0,6% суммарного ВРП субъектов РФ). Почти треть территории Области не заселена в связи с большой площадью болот и лесов. Томск является крупным образовательным центром — Томская область по количеству студентов в расчете на 10 тыс. человек по итогам 2020 года находилась на третьем месте среди регионов РФ после Санкт-Петербурга и Москвы.
Ключевые факторы оценки
Меры поддержки, предоставленные Томской области Правительством РФ, позволили снизить риски рефинансирования ее долговых обязательств в среднесрочной перспективе. В 2021–2022 годах Правительство РФ предоставило Области бюджетные кредиты для замещения части рыночного долга и рефинансирования коммерческого долга, подлежащего погашению в 2022 году, а также реструктурировало бюджетный кредит, полученный Областью в 2020 году для рефинансирования кредита Управления Федерального казначейства (УФК). По состоянию на 01.09.2022 в 2022 и 2023 годах погашению (рефинансированию) подлежат по 11% долговых обязательств Региона.
По оценкам Агентства, на конец 2022 и 2023 годов соотношение долга Области и ее текущих доходов (по методологии АКРА) может составить 62%. Соотношение усредненных1 долга и ВРП Области составит порядка 8%.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
По состоянию на 01.09.2022 на облигации приходилось 27% долга Области, а оставшуюся его часть составляли бюджетные кредиты с погашением до 2034 года. Усредненный уровень процентных расходов в 2019–2023 годах составляет 2% совокупных расходов областного бюджета (без учета субвенций).
Особенностью долговой политики Региона является выпуск облигаций для населения, которые могут быть предъявлены к выкупу в течение срока обращения. Доля таких облигаций в общем объеме облигаций Региона в текущем году снижается, составив 2% на 01.09.2022.
Умеренный уровень ликвидности бюджета. Область располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. При управлении ликвидностью Область использует краткосрочные бюджетные кредиты УФК. На 01.09.2022 остатки на счетах более чем вдвое превысили среднемесячные расходы областного бюджета за семь месяцев 2022 года. Коэффициент ликвидности (по методологии АКРА) в 2022 году может составить порядка 20%.
Умеренные показатели бюджетного профиля. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Томской области в 2019–2023 годах будет равна 73%. Усредненная доля капитальных расходов в указанном периоде составит порядка 13% совокупных расходов (без учета субвенций). В 2019–2023 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 6%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -6%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов, однако указывают на необходимость привлечения заемных средств для финансирования капитальных расходов.
Закон об областном бюджете предусматривает его исполнение в 2022 году с дефицитом порядка 1% ННД. АКРА допускает возможность исполнения бюджета с более существенным дефицитом по сравнению с запланированным.
За семь месяцев 2022 года доходы бюджета увеличились на 28% по сравнению с показателем за аналогичный период 2021 года, ННД — на 34%, а расходы — на 13%. Промежуточный профицит бюджета составил 7,6 млрд руб.
Зависимость региональной экономики от добычи нефти. В 2016–2019 годах более четверти ВРП Томской области приходилось на добычу полезных ископаемых, главным образом нефти. В связи с пандемией коронавируса доля данной отрасли в ВРП Области в 2020 году снизилась до 18%. Негативное влияние на объем добычи нефти в Регионе в течение последних семи лет также оказывали ухудшение структуры остаточных запасов, ведение добычи на месторождениях с большой степенью выработанности и рост доли трудноизвлекаемых запасов. ВРП на душу населения остается ниже среднестранового уровня (соотношение усредненных показателей в 2017–2020 годах — 85%). Безработица в Области снизилась с 8,7% в 2020 году до 6,8% в 2021-м. В 2021 году соотношение среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума для трудоспособного населения составило 3,9 раза.
Ключевые допущения
-
увеличение ННД в 2022 году на 18% по сравнению с 2021-м с последующим ростом на 4% в 2023 году;
-
исполнение бюджета в 2022 году с дефицитом 12% ННД;
-
сокращение капитальных расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
исполнение бюджета в 2022 году с дефицитом не более 3% ННД;
-
снижение степени зависимости от внешних источников ликвидности;
-
снижение долговой нагрузки до уровня ниже 55% текущих доходов.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
изменение долговой политики Области в пользу использования краткосрочных инструментов;
-
рост долговой нагрузки выше 80% текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Томская область, 34055 (ISIN RU000A0JW1K9), срок погашения — 19.06.2023, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB(RU).
Томская область, 34062 (ISIN RU000A0ZYMJ7), срок погашения — 19.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — BBB(RU).
Томская область, 35067 (ISIN RU000A1024L7), срок погашения — 23.07.2027, объем эмиссии — 20 млрд руб., — BBB(RU).
Обоснование. Облигационные выпуски Томской области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Томской области.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Томской области и облигационных выпусков Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7, RU000A1024L7) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Томской области и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7, RU000A1024L7) были опубликованы АКРА 10.04.2018, 10.04.2018, 10.04.2018 и 13.05.2021. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Томской области, а также кредитных рейтингов выпусков государственных ценных бумаг Томской области (RU000A0JW1K9, RU000A0ZYMJ7, RU000A1024L7) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных администрацией Томской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Томской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало администрации Томской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.