Кредитный рейтинг Нижнего Новгорода (далее — Нижний Новгород, Город) обусловлен сравнительно высокими показателями развития экономики, высокой долей налоговых и неналоговых доходов (ННД) в структуре бюджета (за исключением текущего года) и высокой долей капитальных расходов, которые, однако, не свидетельствуют о возможностях по маневрированию расходной частью бюджета. Умеренный уровень ликвидности бюджета Города ограничивает его кредитный рейтинг.

«Позитивный» прогноз обусловлен фактом предоставления Городу кредита из областного бюджета для погашения задолженности по рыночным заимствованиям. До конца года Город планирует продолжить снижать долю краткосрочного долга, в связи с чем график его погашения не будет предполагать значимых выплат в течение одного года, а риски рефинансирования существенно снизятся.

Нижний Новгород — административный центр Нижегородской области и Приволжского федерального округа (ПФО). Пятый по численности населения город России (более 1,25 млн человек). Нижний Новгород — крупный транспортный узел ПФО и один из крупнейших промышленных центров России.

Ключевые факторы оценки

Замещение краткосрочного долга долгосрочными бюджетными кредитами. Ожидаемая долговая нагрузка на бюджет Города на конец текущего года — порядка 43% его текущих доходов (не более 80% ННД). Значительная разница в показателях объясняется большим объемом доходов в виде трансфертов, традиционно характерных для бюджетов муниципальных образований (МО). Городу был предоставлен бюджетный кредит для погашения задолженности по рыночным заимствованиям на сумму 7,1 млрд руб. В результате по состоянию на 01.08.2022 долг на 86% состоял из бюджетных кредитов. Областным бюджетом будет дополнительно выделен транш в размере 625 млн руб. для погашения части коммерческого долга Нижнего Новгорода. Город ожидает, что потребности в привлечении коммерческого долга в конце текущего года составят порядка 2,3 млрд руб. Таким образом, АКРА предполагает, что на конец текущего года доля краткосрочного долга может оказаться ниже 20%. С учетом срочности предоставляемых бюджетных кредитов (погашение приходится на 2025–2027 годы) можно ожидать, что такая структура долга будет стабильной. Замещение краткосрочного долга долгосрочным позитивно отражается на кредитном качестве Города.

Процентные расходы необременительны: ежегодно они не превышают 4% расходов без учета субвенций.

Соотношение долга Города и валового городского продукта (ВГП) не рассчитывается в силу отсутствия последнего. По оценке АКРА, это соотношение могло бы быть значительно ниже 20%.

Нижний Новгород практикует заключение лизинговых договоров для приобретения транспортных средств, что может рассматриваться как косвенная долговая нагрузка.

Умеренный уровень ликвидности бюджета. Среднемесячные остатки на счетах бюджета Нижнего Новгорода не покрывают значительного объема его ежемесячных расходов либо существенной доли его долга, что характерно для МО. Для пополнения остатков на счетах Город привлекает кредит УФК. Кроме того, Нижний Новгород использует средства муниципальных организаций. Город располагает некоторым объемом невыбранных кредитных лимитов, не превышающих или в некоторых случаях едва превышающих 365 дней.

Расчетный коэффициент ликвидности городского бюджета на конец года составит менее 10%.

Сравнительно высокий уровень самодостаточности бюджета при его ограниченной гибкости в связи с высокой долей капитальных расходов, финансируемых за счет вышестоящего бюджета. Город ожидает роста ННД в текущем году на 6%, в том числе поступлений по НДФЛ — на 6%, по налогам на совокупный доход — на 12%, по налогам на имущество — на 20% (в связи с увеличением налогооблагаемой базы). Рост безвозмездных поступлений составит до 67%, в том числе на 153% (или на 18 млрд руб.) возрастут субсидии со стороны областного бюджета. Большая часть этих средств направляется на строительство метро, а также на другие объекты строительства и благоустройства. Таким образом, в 2022 году ожидается значительный рост капитальных трансфертов (на 140%).

Расходы Города в 2022 году возрастут почти наполовину. Максимальный прирост расходов ожидается по разделу «Национальная экономика», подраздел «Транспорт», что является прямым отражением увеличения объема субсидий на эти цели со стороны областного бюджета. Также заметно возрастут расходы на ЖКХ, образование и охрану окружающей среды.

Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в 2019–2023 годах составит 15,1%. На протяжении всего исследуемого периода баланс текущих операций Города положителен.

Усредненная доля ННД (без учета субвенций) в 2019–2023 годах составит 49,6%. На относительное снижение показателя существенное влияние оказывает рост субсидий в текущем году. АКРА полагает, что с окончанием строительства метро доля ННД вернется к уровню, примерно равному 60%, и поэтому корректирует это значение.

Усредненное значение соотношения капитальных расходов и совокупных расходов находится на очень высоком уровне, существенно превышающем максимальную оценку. Однако капитальные расходы в основном обеспечиваются трансфертами.

Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов отрицательное.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Сравнительно высокие показатели развития экономики. Нижний Новгород — один из крупнейших промышленных центров ПФО. Средняя номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций в Городе в четыре раза превышает прожиточный минимум Нижегородской области. Безработица, рассчитываемая по методологии Международной организации труда, в Нижегородской области находится на низком уровне. Уровень официально зарегистрированной безработицы в Городе примерно соответствует областному уровню.

ВГП Города не рассчитывается. ВРП Нижегородской области составляет ежегодно порядка 77–78% среднестранового уровня.

Исходя из последних доступных данных, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по крупным и средним организациям за январь — март 2022 года увеличился на 18,6%. Этот же показатель по виду деятельности «Обрабатывающие производства» по крупным и средним организациям за указанный период вырос на 22,8%. Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов формирует до трети отгрузки; транспортировка и хранение является второй по значимости отраслью.

Ключевые допущения

  • стабильность бюджетной политики Нижегородской области в части распределения поступлений от НДФЛ и части налогов на совокупный доход;

  • сохранение на достаточном уровне соотношения баланса текущих операций и текущих доходов;

  • сохранение практики заключения лизинговых договоров для финансирования развития транспортной инфраструктуры Города;

  • сохранение высокой доли ННД в доходах бюджета после завершения значимых инфраструктурных проектов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • сохранение доли долга, погашаемого в текущем (либо в следующем за текущим) году, ниже 20%;

  • значительный рост ликвидности бюджета;

  • опережающий темпы роста расходов рост доходов Города.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • реализация рисков рефинансирования на краткосрочном горизонте;

  • снижение доли ННД бюджета в связи с недополучением собственных доходов;

  • изменение областного законодательства в отношении распределения поступлений от НДФЛ и части налогов на совокупный доход в пользу Нижегородской области;

  • рост текущих расходов бюджета Города, не сопровождающийся ростом доходов;

  • рост долговой нагрузки на бюджет Города.

Рейтинги выпусков

Нижний Новгород, 34002 (ISIN RU000A0ZYJ00); срок погашения — 05.12.2022, объем эмиссии — 5 млрд руб., — A-(RU).

Обоснование. Указанный выше облигационный выпуск Нижнего Новгорода, по мнению АКРА, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Нижнего Новгорода — A-(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Нижнего Новгорода и выпуска облигаций Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Нижнего Новгорода был опубликован АКРА 21.11.2017, муниципальных ценных бумаг Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) — 29.11.2017.

Кредитные рейтинги Нижнего Новгорода и выпуска его облигаций были пересмотрены и раскрыты ранее дат, обозначенных в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов, в связи с оперативным выполнением процедур по пересмотру и согласованию раскрываемой информации с рейтингуемым лицом. Планируемая дата пересмотра — 09.08.2022, новая дата пересмотра — 04.08.2022. Планируемая дата раскрытия — 12.08.2022, новая дата раскрытия — 09.08.2022.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Нижнего Новгорода, а также кредитного рейтинга муниципальных ценных бумаг Нижнего Новгорода (ISIN RU000A0ZYJ00) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Нижним Новгородом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Нижнего Новгорода принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Нижнего Новгорода дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.