Кредитный рейтинг Костромской области (далее — Костромская область, Область, Регион) обусловлен минимальными рисками рефинансирования долга, умеренной долговой нагрузкой на бюджет Области, высокой долей капитальных расходов в совокупных расходах бюджета и положительными операционными показателями. Дополнительную поддержку кредитному рейтингу Региона оказывает существенный объем свободной ликвидности на его счетах, который, тем не менее, в краткосрочном периоде будет потрачен. Сдерживающее влияние на кредитный рейтинг оказывают отсутствие перспектив значительного снижения долговой нагрузки в среднесрочной перспективе и умеренные показатели развития экономики, часть из которых не превышает среднестрановой уровень.

Костромская область расположена в Центральном федеральном округе. В Регионе проживает порядка 620 тыс. человек (0,4% населения России). По оценкам Области, ее валовой региональный продукт (ВРП) по итогам 2021 года составляет 238 млрд руб. (порядка 0,2% совокупного ВРП регионов РФ).

Ключевые факторы оценки

Минимальные риски рефинансирования долга при умеренной долговой нагрузке. За первую половину 2022 года структура и размер долга Области изменились в пользу бюджетных кредитов, возросших на 6,4 млрд руб., а банковские кредиты были погашены полностью (Костромской области был предоставлен кредит на погашение коммерческого долга, часть которого Область направила муниципальным образованиям). В результате совокупный долг увеличился на 4,8 млрд руб. к показателю на начало 2022 года. Вследствие этого риски рефинансирования долга были минимизированы: в оставшийся период текущего года Региону необходимо погасить или рефинансировать 3% долга, а максимальная доля погашаемого долга приходится на 2025–2028 годы, когда Область будет замещать по 20% долга ежегодно.

На конец 2021 года соотношение долга Региона и текущих доходов снизилось до 42%, что соответствует умеренному уровню долговой нагрузки. По прогнозам Агентства, по итогам 2022 года этот показатель может вырасти до 61%, что не окажет влияния на кредитный рейтинг Области при неизменности прочих факторов.

Костромская область участвует в программе предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК). Региону одобрено получение ИБК в объеме 1,1 млрд руб. в 2022 году.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный1 за 2019–2023 годы уровень процентных расходов не превысит 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций). Соотношение долга и ВРП Области колеблется в пределах 10%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Достаточный объем накопленной ликвидности. На начало 2022 года объем остатков на счетах Костромской области составлял порядка 100% ее среднемесячных расходов за 2021 год, объем накопленной ликвидности был эквивалентен 20% от объема долга Региона. Коэффициент ликвидности на конец текущего года прогнозируется на уровне 56%.

Область не привлекала бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в 2021 году и за истекший период 2022-го в связи с отсутствием необходимости.

Стабильные показатели бюджетного профиля с выраженной зависимостью от федерального бюджета. АКРА ожидает, что 2022 году налоговые и неналоговые доходы (далее — ННД) областного бюджета снизятся на 2%, а безвозмездные поступления — на 3%. Снижение ННД будет обусловлено преимущественно сокращением поступлений по налогу на прибыль. Планируется, что расходная часть бюджета возрастет на 7,5%. Дефицит бюджета Области составит 16% ННД и будет полностью профинансирован за счет привлечения долга. В то же время по итогам первой половины 2022 года наблюдается рост поступлений по налогу на прибыль и ННД на 11 и 14% соответственно к показателям за аналогичный период 2021 года, в результате чего за первое полугодие Область зафиксировала промежуточный профицит.

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов остается на умеренно высоком уровне и за 2019–2023 годы составит 15%.

Доля капитальных расходов в совокупных расходах Области оценивается как высокая. Усредненное значение этого показателя за 2019–2023 годы составит порядка 28%. В то же время около половины объема капитальных расходов финансируется за счет трансфертов из федерального бюджета. Усредненная доля ННД в доходах Региона (без учета субвенций) составит 59%.

Соотношение усредненных за 2019–2023 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов будет слабоотрицательным, что свидетельствует о достаточности собственных средств для финансирования текущих расходов. Однако для финансирования капитальных расходов Региону может потребоваться заемное финансирование или использование накопленной ликвидности.

Умеренные показатели развития экономики при значительном уровне ее диверсификации. Наиболее крупные предприятия Региона — это предприятия деревообрабатывающей, металлургической и ювелирной промышленности, а также производители электроэнергии. В то же время, по оценкам Агентства, наибольшая доля налоговых поступлений приходится на сферу обеспечения электроэнергией, газом, паром и водоснабжение. При этом усредненная доля указанных налоговых поступлений, по оценкам АКРА, за 2018–2021 годы составила 11%, что говорит о высокой диверсификации налоговых поступлений. Значимую долю налоговых доходов также сформировали отрасли обработки древесины (порядка 10%), финансовая деятельность (10%), а также оптовая и розничная торговля (9%). Совокупность отраслей, формирующих государственный сектор экономики, обеспечивает порядка 20% налоговых поступлений и формирует примерно 20% ВРП Региона.

Экономика Области характеризуется низкими показателями ВРП на душу населения (примерно 50% от среднестранового значения). Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2018–2021 годы составило 2,7. Усредненный за этот период уровень безработицы составил 4,7%.

Ключевые допущения

  • сохранение высокой зависимости от трансфертов из федерального бюджета;

  • использование накопленной ликвидности для финансирования возможного дефицита бюджета в 2022 году;

  • рост долговой нагрузки в 2022 году до уровня не выше 65% текущих доходов.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивый рост соотношения баланса текущих операций и текущих доходов выше 20%;

  • значительный рост доли собственных доходов в составе бюджета;

  • значительное и устойчивое снижение уровня долговой нагрузки до уровня 30% текущих доходов и ниже;

  • дальнейший рост объема накопленной ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • возникновение потребности бюджета в привлечении долгового финансирования на текущие расходы;

  • увеличение соотношения долга и текущих доходов до уровня выше 90%;

  • значительное сокращение доступной ликвидности при росте расходной части бюджета.

РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Костромской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Костромской области был опубликован АКРА 12.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Костромской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных администрацией Костромской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Костромской области принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Костромской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.