Кредитный рейтинг Москвы (далее — Город) обусловлен высоким уровнем развития экономики данного субъекта, существенным профицитом операционного баланса, высоким уровнем самодостаточности и структурной сбалансированности бюджета, значительной ликвидностью бюджета и незначительной долговой нагрузкой.
В Городе проживает порядка 12,4 млн человек (8,4% населения РФ). ВРП Города
в 2015 году составил 13,5 трлн руб. (первое место в РФ, более 20,8% совокупного ВРП российских регионов).
Ключевые факторы рейтинговой оценки
Статус политического, финансового, промышленного, научного и культурного центра страны обуславливает высокий уровень развития экономики Города. Уровень среднедушевых доходов населения Города примерно в два раза превышает аналогичный показатель для остальных регионов страны. Безработица находится на стабильно низком уровне — примерно треть от среднего по стране показателя, измеренного по методологии МОТ. Формально экономика Города характеризуется невысокой отраслевой диверсификацией: 32% регионального ВРП создается в секторе торговли (оптовой и розничной) и 23% в сегменте «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг». Однако реальная степень диверсификации по отраслям существенно выше: многие крупные корпорации различных секторов экономики имеют холдинговую структуру, а в качестве основных видов деятельности у головных компаний холдингов указывалась «оптовая торговля» или «предоставление прочих видов услуг». Численность населения Города увеличивается за счет естественного прироста и миграционного притока. Город характеризуется высоким уровнем развития социальной и инженерной инфраструктуры.
Высокий профицит операционного баланса позволяет Городу финансировать капитальные затраты и погашать имеющиеся долги, не прибегая к рефинансированию. Бюджет характеризуется высоким уровнем самодостаточности (доля налоговых и неналоговых доходов составляет 98% совокупных (без учета субвенций) доходов бюджета) и относительно низким размером обязательных расходов (62% от совокупных расходов). АКРА ожидает, что в 2018 и 2019 годах операционный баланс и доля капитальных расходов Города будут поддерживаться на средних за 2014–2016 годы уровнях (33% от регулярных доходов и 26% от уровня совокупных расходов соответственно).
Сбалансированность денежных потоков по статьям доходов и расходов обуславливает высокий уровень ликвидности бюджета. Остатки средств на начало квартала (с учетом депозитов) сопоставимы или превышают расходы предстоящего квартала, что создает значительный запас ликвидности. Доходы от размещения временно свободных средств бюджета в 2016 году обеспечили 55,5% профицита бюджета.
За три года объем долга снизился в 2,9 раза (на 117,3 млрд руб.). По оценкам АКРА, в 2017–2018 годах Город не будет испытывать потребности в привлечении долгового капитала. Анализ финансового состояния и обязательств предприятий расширенного госсектора не выявил необходимости выделения бюджетных средств сверх тех объемов, которые предусмотрены в действующих редакциях соответствующих госпрограмм.
Ключевые допущения
-
сохранение показателей экономического развития Города на уровнях, существенно превышающих среднестрановые значения;
-
сохранение контроля над темпами роста расходной части бюджета и поддержание профицита операционного баланса на уровне 30–35% от регулярных доходов;
- сохранение высокого уровня ликвидности бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- существенный рост долговой нагрузки;
- существенное снижение профицита операционного баланса;
- существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.
Рейтинги выпусков
Отсутствуют.
Рейтинговая история
Отсутствует.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Москве впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (28.08.2017).
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Москвой, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Москвы принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Москвы, не выявлены.
АКРА не оказывало Правительству Москвы дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.