Кредитный рейтинг Свердловской области (далее — Свердловская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки при несущественных рисках рефинансирования задолженности в краткосрочной перспективе и сбалансированными операционными показателями бюджетного профиля. Давление на рейтинг оказывает возросшая потребность бюджета в использовании заемного финансирования, вызванная прогнозируемым по итогам текущего года дефицитом бюджета. Области свойственны умеренные показатели социально-экономического развития и их частичная зависимость от металлургического комплекса.

Свердловская область входит в состав Уральского федерального округа, граничит с семью субъектами РФ. В Области проживает порядка 4,3 млн человек (3% населения страны). Валовый региональный продукт (ВРП) Региона составил 2,5 трлн руб. в 2020 году. По оценке Правительства Области, в 2021 году ее ВРП составил 2,7 трлн руб. (регулярно ВРП Региона равен примерно 3% совокупного ВРП регионов России).

Ключевые факторы оценки

Сбалансированные бюджетные показатели при возрастающей потребности в использовании заемного финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Области за 2018–2022 годы составит 14%. При этом баланс текущих операций по итогам 2021 года останется положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих и части капитальных расходов.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Свердловской области за 2018–2022 годы превысит 22%, что соответствует наивысшему уровню гибкости бюджетных расходов по методологии АКРА. В среднем капитальные расходы примерно на три четверти финансируются Регионом за свой счет.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) за указанный период составит 85%.


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов, по мнению Агентства, может составить менее -5%. АКРА отмечает, что в текущем году у бюджета Области возрастет потребность в привлечении дополнительного финансирования для покрытия капитальных расходов. Во многом это обусловлено прогнозируемым дефицитом бюджета по итогам 2022 года.

По итогам 2021 года объем доходов бюджета Региона более чем на 25% превысил доходы за аналогичный период 2020-го. ННД бюджета за указанный период увеличились на 35% к прошлогоднему уровню (годом ранее фиксировалось снижение ННД на 6% к показателю 2019-го): налог на прибыль вырос более чем в полтора раза, налоги на совокупный доход — на 38%, НДФЛ — на 15%. При этом объем безвозмездных поступлений сократился на 5% относительно показателя 2020 года. Расходы бюджета в минувшем году увеличились почти на 9% к показателю 2020-го, что привело к формированию профицита бюджета по итогам года на уровне 5% ННД (в 2020-м дефицит составил порядка 14% ННД).

По актуальному прогнозу Области, в текущем году объемы ННД и безвозмездных поступлений могут сократиться на 8% каждый к показателю 2021 года. При этом основное снижение придется на налог на прибыль, который, как ожидается, сократится на 18%. Прогнозируется, что расходная часть бюджета Региона может увеличиться более чем на 5% к уровню 2021-го, а бюджет будет исполнен с дефицитом в размере 12% ННД.  Большая часть ожидаемого дефицита бюджета будет покрыта за счет привлечения заемного финансирования, что, по мнению Агентства, может увеличить долговую нагрузку Региона, которая тем не менее останется в пределах текущей категории.

Умеренно низкая долговая нагрузка при незначительных рисках рефинансирования долга в краткосрочной перспективе. По итогам 2021 года долг Области снизился на 13% относительно показателя на конец 2020-го и составил 99,5 млрд руб. Большую часть долга (57%) на 01.01.2022 составляли облигации, оставшаяся часть приходилась на бюджетные кредиты. По состоянию на 01.06.2022 объем долга и его структура практически не изменились, однако к этому моменту Область уже получила 1,7 млрд руб. из 5,1 млрд руб. кредитов, выделенных из федерального бюджета на реализацию инфраструктурных проектов Региона. График погашения долга Региона сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие три года Свердловской области необходимо погасить или рефинансировать 39% долга (не более 16% долга ежегодно). На дату публикации настоящего пресс-релиза в 2022 году Области предстоит погасить 9% долга, в том числе 7,5 млрд руб. облигаций и 1,7 млрд руб. бюджетных кредитов. Большая часть погашаемых обязательств покрывается остатками на счетах Региона.

АКРА полагает, что в текущем году Область будет освобождена от обязательств по выплате бюджетных кредитов, которые должны быть погашены в 2022 году. Наряду с этим ожидается поступление долгосрочных кредитов из федерального бюджета на рефинансирование коммерческой задолженности в размере, соответствующем объему погашаемых в текущем году облигаций. Благодаря этому Области не придется привлекать коммерческий долг для рефинансирования обязательств с погашением в 2022 году.

На конец 2021 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 30%. АКРА ожидает роста данного показателя по итогам 2022 года до 42%, что также будет соответствовать умеренно низкому уровню долговой нагрузки по методологии Агентства. Рост показателя долговой нагрузки в текущем году обусловлен как снижением текущих доходов Региона, так и ожидаемым ростом абсолютной величины долга, вызванным финансированием прогнозируемого дефицита.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2018–2022 годы уровень процентных расходов не превысит 2% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций). 

Соотношение долга и ВРП Области не превышает 4%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки по методологии АКРА.

Объем доступной ликвидности снизится в связи с частичным финансированием дефицита бюджета. С начала 2021 года остатки на счетах Области (с учетом средств автономных и бюджетных учреждений, а также средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса) в среднем более чем на 80% покрывали ежемесячные расходы бюджета. На 01.01.2022 объем средств бюджета Области (включая средства, размещенные на депозитах) составлял порядка 6 млрд руб. Накопленные средства будут частично использованы для финансирования дефицита текущего года.

Коэффициент ликвидности бюджета Области (рассчитываемый без учета средств автономных и бюджетных учреждений) с учетом ожидаемого дефицита бюджета по итогам 2022 года составит 15%, что соответствует низкому уровню по методологии Агентства. При этом АКРА отмечает, что объем средств автономных и бюджетных учреждений в некоторые месяцы превосходит объем собственных средств бюджета Региона.

По данным на 01.04.2022, у Области отсутствует просроченная кредиторская задолженность. Свердловская область размещает накопленную ликвидность на депозитах, что позволяет ей получать процентные доходы. В текущем году кредит Управления Федерального казначейства не привлекался, однако договор уже заключен.

Диверсифицированная экономика с умеренной концентрацией на металлургическом комплексе. Величина усредненного за 2017–2020 годы подушевого ВРП Региона в сопоставлении со среднестрановым показателем стабильно превышает 90%. Соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2018–2021 годах составило 3,9.

По итогам 2021 года усредненный за четыре последних года уровень безработицы в Области, рассчитываемый по методологии МОТ, составил 4,6%.

Основой экономики Свердловской области является обрабатывающий сектор с умеренной концентрацией на металлургическом комплексе. По оценке АКРА, усредненный за 2018–2021 годы вклад отрасли «Металлургическое производство» в налоговые поступления Региона составил 22,4%. По итогам 2021 года восемь из десяти крупнейших по выручке предприятий Области были связаны с металлопромышленным комплексом.

Ключевые допущения

  • исполнение доходной и расходной частей бюджета по итогам 2022 года в пределах параметров, прогнозируемых Областью;

  • финансирование дефицита бюджета по большей части за счет привлечения долга;

  • рост абсолютной величины долга не более чем на 29% по итогам 2022 года к аналогичному показателю 2021-го;

  • снижение рисков рефинансирования долга в краткосрочной перспективе в связи с отсрочкой погашения бюджетных кредитов и рефинансирование объема облигаций, погашаемых в текущем году, за счет бюджетных кредитов от федерального центра.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивое снижение долговой нагрузки Региона ниже 30% его текущих доходов;

  • снижение потребности бюджета в привлечении дополнительного финансирования на капитальные цели;

  • рост объема остатков средств на счетах по итогам года.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • дальнейший рост потребности бюджета в привлечении долгового финансирования;

  • исполнение бюджета по итогам 2022 года с дефицитом, значительно превышающим уровень, прогнозируемый Областью;

  • существенный рост краткосрочной части долга;

  • значительное сокращение доступной ликвидности (в том числе средств автономных и бюджетных учреждений) при росте расходной части бюджета.

Рейтинги выпусков

Свердловская область, 35003 (ISIN RU000A0JWZ77), срок погашения — 15.11.2024, объем эмиссии — 5 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYDU3), срок погашения — 22.10.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35005 (ISIN RU000A0ZZQH9), срок погашения — 23.10.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35006 (ISIN RU000A1016N9), срок погашения —15.12.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 34007 (ISIN RU000A101UG7), срок погашения —28.06.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35008 (ISIN RU000A101Z17), срок погашения — 29.07.2027, объем эмиссии — 12 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35009 (ISIN RU000A102CT6), срок погашения — 17.11.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 34010 (ISIN RU000A102DQ0), срок погашения — 23.11.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 34011 (ISIN RU000A102HF4), срок погашения — 16.12.2023, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Свердловской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Свердловской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Свердловской области и облигационных выпусков Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9, RU000A101UG7, RU000A101Z17, RU000A102CT6, RU000A102DQ0, RU000A102HF4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Свердловской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9, RU000A101UG7, RU000A101Z17, RU000A102CT6, RU000A102DQ0, RU000A102HF4) были опубликованы АКРА 08.09.2017, 24.10.2017, 24.10.2017, 18.10.2018, 11.12.2019, 29.06.2020, 24.07.2020, 18.11.2020, 20.11.2020 и 11.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Свердловской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Свердловской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Свердловской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Свердловской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Свердловской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.