Кредитный рейтинг Рязанской области (далее — Область, Регион) обусловлен умеренно низкой долговой нагрузкой на бюджет, высокой долей капитальных расходов и умеренными показателями социально-экономического развития.

Область входит в состав Центрального федерального округа, расположена рядом с крупнейшим внутрироссийским рынком сбыта — Московским регионом. Область имеет высокий уровень моноцентричности: деловая активность сконцентрирована в административном центре — городе Рязани, где проживает порядка 50% населения Региона. Объем валового регионального продукта (далее — ВРП) Области близок к 0,5% суммарного ВРП российских регионов. На территории Региона проживает около 0,8% населения страны.

Ключевые факторы оценки

Высокая доля капитальных расходов наполовину обеспечена собственными средствами. Бюджет Области характеризуется достаточной долей собственных доходов в совокупном объеме ее доходов (без учета субвенций): за период с 2018 по 2022 год усредненное1 значение показателя составит 69%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (без учета субвенций) в данный период будет находиться на уровне 21%. В среднем Регион финансирует половину капитальных расходов за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета, а остальную часть — за счет собственных средств.

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2018–2022 годы окажется на уровне 10%. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов за указанный выше период составит 1%. Данные показатели указывают на достаточный уровень доходов Региона для покрытия текущих и капитальных расходов.

В 2021 году доходы бюджета Области увеличились на 19%, а расходы — на 14%. Профицит бюджета в 2021 году составил 5% налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД). Закон об областном бюджете предусматривает исполнение бюджета в 2022 году с дефицитом в 21% ННД, который планируется покрыть за счет сформированных в предыдущие годы остатков на счетах и привлечения банковских и бюджетных кредитов. По оценкам АКРА, дефицит бюджета Региона в 2022 году может оказаться ниже, чем предусмотрено законом о бюджете, из-за возможного неисполнения капитальных расходов, в отношении которых запланирован значительный рост к уровню 2021 года.

Умеренно низкая долговая нагрузка. На конец 2021 года соотношение долга Области и ее текущих доходов (по методологии АКРА) составило 32%. По оценкам АКРА, на конец 2022 года долг Области может составить 36% текущих доходов. Указанные показатели соответствуют умеренно низкому уровню долговой нагрузки. Соотношение усредненных долга и ВРП Области составит порядка 5%.

На 01.01.2022 долг Региона представлен бюджетными и банковскими кредитами (62 и 38% соответственно). Весь банковский долг должен быть погашен в 2022 году, бюджетные кредиты подлежат возврату до 2034 года. Расходы на обслуживание госдолга являются необременительными для бюджета Региона: усредненный уровень процентных расходов в 2018–2022 годах составит 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Часть накопленной ликвидности может быть направлена на финансирование бюджетного дефицита. По состоянию на 01.05.2022 остатки средств на счетах бюджета более чем вдвое превышали размер среднемесячных расходов в 2021 году и покрывали три четверти долговых обязательств Области. Согласно действующему закону о бюджете Области, часть накопленных средств может быть направлена на финансирование дефицита бюджета в 2022 году. Коэффициент ликвидности, рассчитанный по методологии АКРА, может составить в текущем году порядка 60%.

Диверсифицированная экономика с относительно низким уровнем безработицы. Уровень диверсификации экономики Области достаточно высок: по оценкам АКРА, доля крупнейшего — государственного — сектора экономики составляет около 18% налоговых доходов областного бюджета. В структуре продукции, отгруженной в 2020 году, доля произведенных нефтепродуктов составила порядка 20%. Стабильная отраслевая структура налоговых поступлений и невысокая концентрация на волатильных секторах экономики обуславливают относительную устойчивость Региона к негативным макроэкономическим явлениям.

В 2018–2021 годах усредненная заработная плата превысила усредненный прожиточный минимум (для трудоспособного населения) в Регионе более чем в три раза, а уровень безработицы был ниже среднероссийского показателя. В 2020 году ВРП Области в физическом выражении увеличился на 1,1%, тогда как по всем субъектам РФ данный показатель снизился на 2,2%.

Ключевые допущения

  • сохранение доходов бюджета в 2022 году на уровне 2021-го;

  • исполнение бюджета в 2022 году с дефицитом ниже запланированного уровня;

  • сохранение накопленной ликвидности для финансирования дефицита бюджета в течение следующих нескольких лет.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рефинансирование значительной части краткосрочного коммерческого долга за счет долгосрочных заимствований;

  • сокращение долговой нагрузки до уровня ниже 30% текущих доходов областного бюджета;

  • рост показателей социально-экономического развития.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост долговой нагрузки до уровня выше 55% текущих доходов;

  • снижение собственной ликвидности бюджета;

  • рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Рязанской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Рязанской области был опубликован АКРА 16.10.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Рязанской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Рязанской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Рязанской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Рязанской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.



Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.