Кредитный рейтинг Кемеровской области — Кузбасса (далее — Кемеровская область, Кузбасс, Область, Регион) обусловлен сбалансированными операционными показателями бюджета и умеренно низким уровнем долговой нагрузки при сохраняющихся на текущий момент рисках рефинансирования краткосрочной части долга. Рейтинг Области поддерживается существенным объемом капитальных расходов бюджета и наличием значительных остатков на счетах, позволяющих покрыть ожидаемый по итогам года дефицит бюджета. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывают зависимость экономических и бюджетных показателей от доминирующей в Регионе отрасли (добыча угля) и потребность бюджета в использовании накопленной ликвидности для финансирования капитальных расходов.

Изменение прогноза по кредитному рейтингу Кузбасса на «Позитивный» обусловлено ожиданиями АКРА относительно замещения коммерческого долга Региона бюджетными кредитами из федерального бюджета, которое было анонсировано Минфином России в числе дополнительных мер, направленных на поддержку финансовой стабильности бюджетов субъектов. Это существенно снизит долю краткосрочных обязательств Области и сделает график погашения долга более плавным. Наряду с этим АКРА отмечает существенный рост остатков на счетах Региона в текущем году, вызванный благоприятной ценовой конъюнктурой на рынке угля. По мнению Агентства, не весь объем накопленных средств будет использован для финансирования ожидаемого дефицита бюджета в текущем году, что может благоприятным образом сказаться на профиле ликвидности Области.

Кемеровская область расположена в Сибирском федеральном округе. Численность населения Области составляет 2,6 млн человек (1,8% населения РФ). Валовой региональный продукт (ВРП) Области по итогам 2020 года составил 1,0 трлн руб. (приблизительно 1,1% совокупного ВРП регионов РФ). По оценке Региона, в 2021 году его ВРП составил 1,2 трлн руб.

Ключевые факторы оценки

Умеренные показатели бюджетного профиля с незначительной потребностью в использовании накопленных средств. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2018–2022 годы составит 13%, что свидетельствует об умеренно высоком уровне операционной эффективности. По итогам 2021 года объем баланса текущих операций существенно вырос в сравнении с показателем 2020-го. АКРА предполагает, что по итогам 2022 года данный показатель останется положительным, несмотря на финансирование ожидаемого дефицита бюджета.

Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах за 2018–2022 годы составит порядка 20%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы более чем на две трети финансируются за счет областного бюджета.

Усредненная за указанный период доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 78%.

Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов прогнозируется на слабоотрицательном уровне (-2%), что указывает на возможность финансирования большей части капитальных расходов без использования накопленных средств.

По итогам 2021 года доходная часть бюджета Области увеличилась на 43%, до 237,1 млрд руб., при этом ННД возросли практически на 80%. Рост последних обусловлен существенным приростом поступлений по налогу на прибыль (более чем в три раза относительно показателя 2020 года после падения к уровню 2019-го). Значительно возросли поступления по налогам на товары и услуги и по НДФЛ (на 31 и 10% соответственно). Объем безвозмездных поступлений сократился на 17% по итогам 2021 года, в том числе более чем втрое снизился объем дотаций. Расходная часть бюджета Кемеровской области снизилась на 2% за 2021 год в сравнении с 2020-м. По итогам минувшего года Область исполнила бюджет с существенным профицитом в 19% ННД, что позволило ей снизить долговую нагрузку и увеличить объем остатков на счетах.

Актуальная версия закона о бюджете Области предусматривает сохранение доходной части ее бюджета в текущем году на уровне 2021 года (прирост составит менее 0,5%), при этом объем безвозмездных поступлений сократится на 8% в сравнении с уровнем прошлого года. Ожидается, что объем ННД возрастет на 3% преимущественно ввиду роста поступлений по налогу на прибыль, который номинально может оказаться сопоставимым с уровнем 2021 года. При этом по итогам четырех месяцев текущего года поступления по налогу на прибыль практически в 4,7 раза превысили поступления за аналогичный период 2021 года благодаря высоким ценам на рынке угля на рубеже 2021–2022 годов. Расходная часть бюджета возрастет на 21% относительно предыдущего года, при этом капитальные расходы могут удвоиться в текущем году. Плановый дефицит в размере 4% ННД будет профинансирован за счет остатков на счетах Области.

Умеренно низкая долговая нагрузка на фоне возможного снижения риска рефинансирования обязательств в краткосрочной перспективе. За 2021 год долг Кемеровской области снизился на 13%. Снижение по большей части обусловлено погашением части банковских кредитов. Долговой портфель Региона на 01.01.2022 представлен бюджетными (46%) и банковскими (28%) кредитами, облигациями (13%) и гарантиями (2%). Оставшуюся долю формируют прочие долговые инструменты. Текущий график погашения долга подразумевает существенные выплаты в 2022 году, когда Области необходимо погасить или рефинансировать 37% совокупного долга. Большая часть долга, погашаемая в 2022 году, представляет собой банковские кредиты (76%), существенную долю погашаемых обязательств формируют облигации Региона (11%). От обязательств по выплате бюджетных кредитов в текущем году Область освобождена (погашение перенесено на 2029 год). В текущем году Кемеровская область должна получить из федерального бюджета 22,5 млрд руб. для рефинансирования коммерческой задолженности, что существенным образом повлияет на долю краткосрочного долга Региона и изменит структуру его долга.

По состоянию на 01.05.2022 объем долга Кемеровской области и график его погашения практически не изменились относительно показателей на начало года.

В 2022 году предусмотрено предоставление Области 1,9 млрд руб. бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансирование инфраструктурных проектов. Это, в свою очередь, позволит Региону профинансировать часть запланированных капитальных расходов без использования накопленных средств.

На конец 2021 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 24%. АКРА ожидает рост данного показателя по итогам 2022 года до 30%, что соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки по методологии Агентства.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2018–2022 годы уровень процентных расходов не превысит 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Соотношение долга и ВРП Области по итогам 2022 года не превысит 5%, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки по методологии АКРА.

Высокий уровень ликвидности бюджета. С начала 2021 года остатки на счетах Области в среднем практически вдвое превышали ежемесячные расходы бюджета. По состоянию на 01.01.2022 объем средств на счетах Региона превышал 40,0 млрд руб. В соответствии с законом о бюджете Область направит часть накопленных средств на финансирование ожидаемого дефицита бюджета.

Коэффициент ликвидности бюджета Области с учетом ожидаемого объема дефицита бюджета по итогам 2022 года составит 148%, что соответствует высокому уровню по методологии Агентства.

По данным на 01.01.2022 у Кемеровской области отсутствовала просроченная кредиторская задолженность. Область регулярно размещает накопленные средства на депозитах в банках.

Высокая концентрация экономики на добывающем секторе может усилиться по итогам года. Основой экономики Области является добыча угля и связанные с ней отрасли. Традиционно крупнейшими налогоплательщиками Области являются предприятия угольной и металлургической промышленности. Основной вклад в налоговые поступления в бюджет Региона вносит угольная промышленность. По оценкам АКРА, усредненная за 2018–2021 годы доля налоговых поступлений от добычи угля составила 32%. При этом по итогам четырех месяцев 2022 года добыча угля сформировала порядка 60% всех налоговых поступлений, что может ухудшить уровень диверсификации экономики по итогам года. По оценке Агентства, возможное снижение объема экспорта угля при текущих ценах не окажет негативного влияния на уровень кредитного рейтинга Региона.

Доля отраслей, формирующих государственный сектор экономики, составила порядка 10% за 2018–2021 годы.

Экономика Области характеризуется сравнительно низкими показателями ВРП на душу населения (усредненное за 2017–2020 годы значение составляет 65% от среднестранового показателя). Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума за 2018–2021 годы превышает 400%, что положительно сказывается на оценке экономического профиля Области. Усредненный за 2018–2021 годы уровень безработицы составил 5,8%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в 2022 году в пределах параметров, предусмотренных актуальной версией закона о бюджете;

  • финансирование прогнозного бюджетного дефицита за счет использования накопленной ликвидности;

  • отсутствие необходимости погашать часть бюджетных кредитов, запланированных к погашению в текущем году;

  • ожидаемое замещение краткосрочной части коммерческого долга бюджетными кредитами из федерального бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • замещение коммерческого долга бюджетными кредитами, ведущее к существенному улучшению графика погашения и сокращению доли краткосрочного долга Региона ниже 20% от совокупного долга;

  • сохранение существенного объема остатков на счетах Региона;

  • достижение устойчивого положительного значения модифицированного бюджетного дефицита;

  • достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 30%.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение зависимости экономики Области от отраслей добывающего сектора;

  • рост доли краткосрочного долга выше 40% от абсолютной величины долга;

  • значительное сокращение доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Кемеровская область, 35002 (ISIN RU000A0ZYB40), срок погашения — 26.09.2024, объем эмиссии — 9 млрд руб., — A-(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Кемеровской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Кемеровской области — Кузбасса.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Кемеровской области — Кузбасса и облигационного выпуска Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Кемеровской области — Кузбасса и ее государственных ценных бумаг (ISIN RU000A0ZYB40) были опубликованы АКРА 29.08.2017 и 02.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Кемеровской области — Кузбасса, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Кемеровской области (ISIN RU000A0ZYB40) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Кемеровской областью — Кузбассом, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Кемеровской области — Кузбасса принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Кемеровской области — Кузбасса дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.