Кредитный рейтинг Ленинградской области (далее — Ленинградская область, Область, Регион) обусловлен высоким уровнем развития региональной экономики, стабильными бюджетными показателями и низкой долговой нагрузкой при высоком уровне ликвидности бюджета.
Ленинградская область расположена в Северо-Западном федеральном округе и граничит с пятью субъектами Российской Федерации, а также с Финляндией и Эстонией. В Области проживает 1,9 млн человек (порядка 1,3% населения РФ), а объем ее валового регионального продукта (ВРП) за 2020 год составил 1,25 трлн руб. (1,3% от совокупного ВРП субъектов РФ).
Ключевые факторы оценки
Низкая долговая нагрузка при высоком уровне ликвидности бюджета. На конец 2021 года соотношение долга Области и ее текущих доходов, согласно методологии АКРА, составило 2%. По оценкам Агентства, в случае исполнения бюджета Области с дефицитом, предусмотренным законом о бюджете, ее долг на конец 2022 года может составить 7% текущих доходов. Соотношение усредненных [1] долга и ВРП Области составит менее 1%. Указанные показатели соответствуют низкому уровню долговой нагрузки.
По состоянию на 01.01.2022 долг Области представлен исключительно бюджетными кредитами. Соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2018–2022 годах составит менее 1%, что свидетельствует о необременительности данных расходов для областного бюджета. График погашения долга сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие три года Области предстоит погашать не более 5% объема долга ежегодно.
Область располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. По состоянию на 01.01.2022 остатки на счетах сопоставимы со среднемесячными расходами бюджета Области в 2021 году. Ленинградская область регулярно размещает временно свободные средства бюджета на банковских депозитах и посредством заключения сделок РЕПО. Коэффициент ликвидности (по методологии АКРА) в 2022 году может составить 61%, однако в связи с регулярным размещением Областью временно свободных средств его оценка корректируется до наивысшей.
Стабильные показатели бюджетного профиля. Бюджет Области характеризуется умеренно высокой долей собственных поступлений: в 2018–2022 годах усредненное соотношение налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) и доходов бюджета без учета субвенций составит порядка 89%. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в указанный период ожидается на уровне 14%. В 2018–2022 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) будет равно 4%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -4%. Данные показатели говорят о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и указывают на потребность в привлечении заемных средств (или использовании накопленной ликвидности) для финансирования капитальных расходов.
В 2021 году дефицит бюджета составил 4% ННД, который был профинансирован за счет остатков на счетах, сформированных в предыдущие годы. Закон об областном бюджете предусматривает сохранение доходов в 2022 году на уровне 2021–го, рост расходов на 8% и исполнение бюджета с дефицитом на уровне 14% ННД, который планируется покрыть за счет остатков на счета и привлечения долга.
Диверсифицированная экономика с развитыми обрабатывающей промышленностью и транспортным сектором. Доминирующей отраслью в структуре ВРП Ленинградской области являются обрабатывающие производства (27% в 2020 году). Порядка четвери выпуска обрабатывающей промышленности приходится на производство пищевых продуктов, не относящееся к процикличным отраслям. Кроме того, в Области представлены нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение, производство бумажных изделий и химическая промышленность. На вид деятельности «Транспортировка и хранение» в 2020 году пришлось 13% ВРП Области. По территории Региона проходят магистральные трубопроводы, а также расположен крупный портовый комплекс. Дифференциация налоговых поступлений по отраслям находится на высоком уровне: по расчетам АКРА, усредненная оценка максимальной доли одной отрасли в налоговых доходах Области в 2018–2021 годах не превышает 12%.
Безработица в Области в течение последних пяти лет находилась ниже среднестранового уровня и по итогам 2021 года составила 3,7%. Средняя заработная плата в Области в 2021 году превысила прожиточный минимум (для трудоспособного населения) более чем в четыре раза. Темпы роста физического объема ВРП Области и промышленного производства в 2018–2020 годах были выше, чем в среднем по России. За период с 2016 по 2020 год население Региона увеличилось почти на сто тысяч человек.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Ключевые допущения
-
исполнение бюджета в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете;
-
сохранение консервативной долговой политики;
-
сохранение высокого уровня ликвидности областного бюджета.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
исполнение бюджета в 2022 году с дефицитом существенно ниже запланированного уровня;
-
сохранение собственной ликвидности бюджета на высоком уровне.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост текущих расходов бюджета без соответствующего увеличения его доходной части;
-
значительное снижение ликвидности областного бюджета;
-
увеличение долговой нагрузки Области выше 30% текущих доходов.
Рейтинги выпусков
Эмиссии в обращении отсутствуют.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Ленинградской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.
Кредитный рейтинг был присвоен Ленинградской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Ленинградской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Ленинградской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Администрация Ленинградской области принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.
При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Администрации Ленинградской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.