Кредитный рейтинг Курской области (далее — Курская область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки и умеренно высокими показателями бюджетного профиля. Сдерживающее влияние на рейтинг оказывает средний уровень развития экономики Региона. «Позитивный» прогноз по кредитному рейтингу связан с ожидаемой стабилизацией показателей бюджетного профиля и ликвидности на высоком уровне, учитывая высокую вероятность исполнения бюджета с меньшим дефицитом, чем запланировано текущими параметрами закона о бюджете Области.

Курская область расположена в Центральном федеральном округе, граничит с пятью регионами РФ и Украиной. В Области проживает 0,8% населения РФ, ее валовый региональный продукт (ВРП) составляет порядка 0,6% совокупного ВРП страны. На территории Области частично располагается Курская магнитная аномалия.

Ключевые факторы оценки

Консервативная долговая политика и сбалансированное управление ликвидностью бюджета. Область придерживается консервативной долговой политики и в течение последних пяти лет удерживает показатели долговой нагрузки в пределах, соответствующих низкому уровню риска. По состоянию на конец 2021 года соотношение долга Области и ее текущих доходов составило 10%. По оценкам АКРА, по итогам 2022 года данное соотношение может составить порядка 15%, а соотношение усредненных1 долга и ВРП Области — менее 2%. Указанные показатели соответствуют низкому уровню долговой нагрузки.

На 01.01.2022 долг Региона был представлен облигациями (9%) и бюджетными кредитами (91%). С учетом низкой долговой нагрузки Области выплаты по долговым обязательствам в абсолютном выражении невелики и сопряжены с минимальным риском рефинансирования. Расходы на обслуживание долга необременительны для бюджета Области за счет высокой доли бюджетных кредитов в структуре долга: соотношение усредненных процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) в 2018–2022 годах составит 0,2%.

Курская область располагает достаточным объемом собственной ликвидности для своевременного выполнения своих обязательств. Остатки на счетах, сформированные на 01.01.2022, в 1,6 раза превысили среднемесячные расходы областного бюджета в 2021 году. Коэффициент ликвидности, рассчитанный по методологии АКРА, в 2022 году составляет 96%.

Умеренно сильный бюджетный профиль. Усредненная доля собственных доходов Области в совокупном объеме ее доходов (без учета субвенций) за период с 2018 по 2022 год составит 72%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за указанный период будет на уровне 8%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов может стать отрицательным (-1%). Приведенные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и о возможной потребности в привлечении долгового финансирования для осуществления капитальных расходов. Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах (без учета субвенций) в 2018–2022 годах составляет 19%.

Закон об областном бюджете на 2022 год предусматривает исполнение бюджета с дефицитом в размере 12 млрд руб., или 24% планового объема налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД). Основным источником финансирования дефицита будут остатки на счетах, сформированные в предыдущие годы.

За два месяца 2022 года совокупные доходы и ННД бюджета Области увеличились на 13 и 16% соответственно по сравнению с показателями за аналогичный период прошлого года. Расходы бюджета за указанный период выросли на 31%, а промежуточный дефицит увеличился с 1,6 до 3,1 млрд руб.

Умеренные показатели развития экономики Области. Несмотря на достаточный уровень диверсификации экономики и налоговых поступлений (максимальная доля налоговых поступлений приходится на сегмент добычи железных руд: в среднем 34% за 2018–2021 годы), ВРП Области на душу населения невысок (порядка 70% от среднего показателя по РФ в 2019 году). Соотношение усредненных за период с 2018 по 2021 год заработной платы и прожиточного минимума (для трудоспособного населения) было на уровне порядка 340%. Безработица в Регионе в 2021 году составила 4%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ

  • сохранение консервативной долговой политики;

  • сохранение собственной ликвидности на достаточном уровне.

ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА

«Позитивный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности повышение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • исполнение бюджета в 2022 году с дефицитом существенно ниже запланированного уровня;

  • рост операционной эффективности бюджета при отсутствии потребности в долговом финансировании;

  • сохранение собственной ликвидности бюджета на высоком уровне;

  • ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Области.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня доступной ликвидности;

  • рост соотношения долга и текущих доходов Области до уровня выше 30%;

  • рост текущих расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Курская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYCD1), срок погашения — 12.10.2025, объем эмиссии по номиналу — 4 млрд руб., — А+(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Курской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Курской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Курской области и облигационного выпуска Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Курской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были опубликованы АКРА 01.09.2017 и 10.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Курской области, а также кредитного рейтинга ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Курской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Курской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Курской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.