Кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа (далее — ЯНАО, Округ, Регион) обусловлен минимальным уровнем долговой нагрузки, высокой степенью самодостаточности и устойчивости бюджета и высоким уровнем его ликвидности, а также высокими показателями развития региональной экономики.

Являясь самостоятельным субъектом РФ, ЯНАО одновременно входит в состав Тюменской области1 и располагается в Уральском федеральном округе. Территория Округа относится к районам Крайнего Севера, а более половины его площади расположено за полярным кругом. На территории Округа добывается более 85% российского газа, а его номинальный ВРП в 2021 году составил, по оценке Округа, 3,9 трлн руб. Численность населения ЯНАО составляет примерно 0,4% населения страны.


1 Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).

Ключевые факторы оценки

Высокая степень самодостаточности бюджета. В 2020 году окружной бюджет был исполнен с дефицитом в размере 21% налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД), а в 2021 году — с профицитом в 8% ННД. Эта динамика отражает волатильность налоговых доходов Округа, которые зависят от конъюнктуры на мировых рынках.

В 2021 году ННД выросли на 30% после падения годом ранее на 18%; в частности, поступления по налогу на прибыль увеличились на 85%, тогда как в 2020-м они снизились на 46%. Рост поступлений по всем остальным видам налогов несущественен. Основной вклад в увеличение поступлений по налогу на прибыль внесла добыча полезных ископаемых. Кроме того, значительно выросли поступления от сектора оптовой торговли.

Закон об окружном бюджете на текущий год предусматривает снижение ННД в 2022-м на 12% относительно показателя за предыдущий год (за счет сокращения поступлений по налогу на прибыль). Этот фактор наряду с планируемым ростом расходов и снижением безвозмездных поступлений обусловит дефицит в размере 25% ННД. Дефицит будет профинансирован за счет использования накопленной ликвидности. 

Бюджет Округа характеризуется высокой долей собственных доходов, усредненная2 доля ННД Региона в общем объеме его доходов без учета субвенций за период с 2018 по 2022 год составит 94%. В структуре ННД преобладают налог на имущество и налог на прибыль. Поступления по налогу на имущество более устойчивы к изменениям конъюнктуры, поэтому его высокая доля в налоговых поступлениях Региона отчасти нивелирует колебания доходной части бюджета.


2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Бюджет Региона характеризуется высокой операционной эффективностью: усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов стабильно положительное и за 2018–2022 годы составит 20%. Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в 2020 году стало отрицательным, в 2021 году показатель вернулся в зону положительных значений, а в 2022-м, как ожидается, он вновь будет отрицательным. Соответственно, если текущие расходы в полной мере обеспечены доходной частью бюджета, то для финансирования капитальных расходов Округу необходимо использовать накопленные остатки на счетах и/или привлекать внешнее финансирование.

Высокая гибкость бюджета Региона обусловлена высокой усредненной долей капитальных расходов в совокупных расходах, которая в 2018–2022 годах составит 28%. Более 80% капитальных расходов ЯНАО финансирует за счет собственных средств.

Минимальный уровень долговой нагрузки. На конец 2021 года отношение долга к текущим доходам ЯНАО составило менее 2%. По состоянию на конец 2022-го, исходя из ожиданий Округа, уровень долговой нагрузки останется минимальным.

Доля краткосрочного долга на начало 2022 года была равна 74%, однако данный показатель нерепрезентативен в связи с низкой долговой нагрузкой.

Расходы Региона на обслуживание госдолга необременительны для его бюджета: соотношение усредненных за 2018–2022 годы процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета без учета субвенций составит 0,4%. Процентные доходы превышают процентные расходы.

Округ планирует в 2022 году предоставить государственную гарантию на 3 млрд руб. по договору займа, привлекаемому предприятием в рамках строительства инфраструктуры «ДОМ.РФ» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»). Срок гарантии составит до десяти лет.

Высокий уровень ликвидности бюджета. ЯНАО обладает значительным объемом средств на бюджетных счетах и депозитах. По состоянию на 01.01.2022 остатки многократно превосходят объем совокупного долга и более чем в три раза превышают среднемесячные расходы бюджета за 2021 год. ЯНАО использует право размещать остатки средств на депозитах.

В связи с высоким уровнем запаса ликвидности ЯНАО не участвует в аукционах по приобретению ликвидности, а также не привлекает средства на устранение кассовых разрывов.

Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 85% российского природного газа. Оценка экономического профиля ЯНАО обусловлена высоким уровнем ВРП на душу населения: в 2017–2020 годах усредненное значение ВРП на душу населения в ЯНАО в 8,4 раза превышало усредненное среднестрановое значение.

В 2018–2021 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму составило 6,4, а уровень безработицы (по методологии МОТ) последние четыре года был ниже 3%.

Экономика Округа основана на добыче и реализации углеводородного сырья, обеспечивающих примерно половину его налоговых поступлений.

ЯНАО — один из основных федеральных регионов-доноров. За 2021 год 85% налогов и сборов, собранных на территории Региона, было направлено в федеральный бюджет и только 15% поступило в консолидированный бюджет Округа. За тот же период вклад ЯНАО в общий объем поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет составил 17% (второе место среди российских регионов).

Ключевые допущения

  • сохранение социально-экономических показателей Региона на высоком уровне;

  • снижение ННД в 2022 году в пределах, указанных в законе об окружном бюджете;

  • использование остатков средств на счетах для финансирования дефицита бюджета.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивое снижение уровня ликвидности до размера ежемесячных расходов;

  • существенное снижение текущих доходов, не сопровождающееся сокращением расходов;

  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Рейтинги выпусков

ЯНАО, 35004 (ISIN RU000A0ZYM47), срок погашения — 25.12.2024, объем эмиссии — 5,5 млрд руб., — ААА(RU).

ЯНАО, 35003 (ISIN RU000A0ZYD55), срок погашения — 18.10.2022, объем эмиссии — 1 млрд руб., — ААА(RU).

ЯНАО, 35002 (ISIN RU000A0JX0Z8), срок погашения — 06.12.2023, объем эмиссии — 20 млрд руб., — ААА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Ямало-Ненецкого автономного округа, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Ямало-Ненецкого автономного округа и облигационных выпусков Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) были опубликованы АКРА 27.06.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Ямало-Ненецкого автономного округа и кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Ямало-Ненецкого автономного округа (ISIN RU000A0ZYM47, RU000A0ZYD55, RU000A0JX0Z8) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, правительство Ямало-Ненецкого автономного округа принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Ямало-Ненецкого автономного округа дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.