Кредитный рейтинг Липецкой области (далее — Липецкая область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки, плавным графиком погашения долга и значительным объемом остатков на счетах. Дополнительную поддержку рейтингу оказывает бюджетный профиль Региона, который характеризуется сбалансированными операционными показателями и отсутствием необходимости в привлечении долга для финансирования капитальных расходов. Рейтинг Области сдерживается зависимостью бюджета от крупнейшего налогоплательщика и волатильной структурой налоговых поступлений.

Липецкая область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,1 млн человек (порядка 1% населения РФ). В 2020 году валовой региональный продукт (ВРП) Области составил 619 млрд руб. (порядка 0,6% совокупного ВРП регионов России). По оценке Области, в 2021 году показатель составил 705 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Сбалансированные бюджетные показатели при отсутствии потребности в привлечении дополнительного финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2018–2022 годы составит 19%, при этом баланс текущих операций по итогам 2022 года останется положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2018–2022 годы составит порядка 25%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы примерно наполовину финансируются Областью за свой счет.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 79% по итогам года. Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита (МБД) и текущих доходов ожидается выше 6%, при этом в 2022 году показатель МБД ожидается отрицательным ввиду прогнозного снижения доходов при существенном ожидаемом росте расходной части бюджета. Отрицательный МБД указывает на необходимость использования накопленной ликвидности для финансирования капитальных расходов.

По итогам 2021 года объем доходов бюджета Области более чем в полтора раза превысил доходы за 2020 год, что обусловлено в первую очередь получением сверхдоходов от металлопромышленного комплекса Региона. ННД бюджета за указанный период увеличились практически вдвое к уровню предыдущего года: налог на прибыль вырос более чем в три раза, налоги на товары и услуги — на 43%, налоги на совокупный доход — на 20%. В то же время безвозмездные поступления снизились на 17%, а расходы бюджета Области выросли лишь на 5% по итогам года. Профицит бюджета составил 38% ННД и позволил Региону значительно увеличить объем остатков на счетах.

Согласно закону о бюджете Липецкой области, в текущем году ННД могут снизиться на 37% при одновременном сокращении безвозмездных поступлений на 11% к показателям 2021 года. Ожидается, что расходная часть бюджета увеличится на 20%. В таком случае бюджет Области будет исполнен с дефицитом в размере 28% ННД. Дефицит бюджета будет по большей части профинансирован за счет остатков на счетах Региона.

Низкая долговая нагрузка при плавном графике погашения долга. На 01.01.2022 долг Липецкой области снизился относительно 2020 года на 2,6 млрд руб. и составил 10,9 млрд руб. Снижение абсолютной величины долга в минувшем году обусловлено погашением банковских кредитов и части облигаций. Большую часть долга (53%) на 01.01.2022 формировали бюджетные кредиты, 46% долгового портфеля занимали облигации, оставшаяся часть приходилась на государственные гарантии Области.

По состоянию на 01.03.2022 объем долга и график его погашения не изменились. График погашения долга Региона сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие два года Области необходимо погасить или рефинансировать 30% долга, а до конца 2022 года погашению подлежат 1,6 млрд руб. (15% от общего объема долга Региона).

Область участвует в программе предоставления из федерального бюджета инфраструктурных бюджетных кредитов, в соответствии с которой ей будут выделены бюджетные кредиты в 2022 и 2023 годах в сумме 1,6 и 1,9 млрд руб. соответственно, что позволит частично профинансировать капитальные расходы.

На конец 2021 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 10%. АКРА ожидает рост данного показателя по итогам 2022 года до 16%, что соответствует низкому уровню долговой нагрузки по методологии Агентства.

Соотношение долга и ВРП Региона не превысит 2% по итогам 2022 года, что соответствует низкому уровню общей долговой нагрузки.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2018–2022 годы уровень процентных расходов не превысит 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Остатки на счетах позволят профинансировать дефициты будущих периодов. С начала 2021 года остатки на счетах Области в среднем более чем в три раза превышали ежемесячные расходы бюджета. На 01.01.2022 объем доступной ликвидности превысил 36 млрд руб. Данных средств, по мнению АКРА, достаточно для финансирования ожидаемого в 2022–2023 годах дефицита бюджета, а также для погашения запланированного объема долга в этот период.

Коэффициент ликвидности бюджета Области по итогам 2022 года превысит 140%, что соответствует высокому уровню доступной ликвидности по методологии Агентства.

По данным на 01.03.2022, у Области отсутствует просроченная кредиторская задолженность. Липецкая область размещает накопленную ликвидность на едином казначейском счете, что позволяет ей получать процентные доходы.

Умеренно диверсифицированная экономика со значительной концентрацией на металлургическом комплексе. По расчетам АКРА, усредненный показатель доли налоговых поступлений от металлургического производства составил 48% в 2018–2021 годах, что указывает на временный рост зависимости доходов бюджета от металлургического сектора в связи с конъюнктурными изменениями 2021 года. Крупнейшим налогоплательщиком Области является ПАО «НЛМК». АКРА отмечает потенциальные риски, связанные с зависимостью от крупнейшего налогоплательщика.

В 2017–2020 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 83% от среднестранового уровня. Безработица в Области не превышала 4,5% за весь период наблюдений с 2013 года, а по итогам 2021 года значение показателя составило 4,2%. За период с 2018 по 2021 год соотношение усредненных среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума превысило 3,0.


1Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в пределах параметров, указанных в актуальной версии закона о бюджете;

  • использование свободной ликвидности на счетах Региона для финансирования ожидаемого дефицита будущих периодов;

  • получение инфраструктурных бюджетных кредитов для финансирования части капитальных расходов прогнозного периода.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • повышение уровня диверсификации экономики;

  • рост величины операционного баланса выше 20% от объема текущих доходов по итогам текущего года.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 30%;

  • значительное сокращение доступной ликвидности при росте расходной части бюджета и падении доходов.

Рейтинги выпусков

Липецкая область, 35010 (ISIN RU000A0ZZR33); срок погашения — 21.10.2025, объем эмиссии — 3 млрд руб., — АA(RU).

Липецкая область, 34011 (ISIN RU000A1013T3); срок погашения — 21.11.2024, объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).

Липецкая область, 34012 (ISIN RU000A102598); срок погашения — 16.09.2025, объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).

Обоснование. Перечисленные выше облигационные выпуски Липецкой области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Липецкой области — AA(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3, RU000A102598) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3, RU000A102598) были опубликованы АКРА 07.07.2017, 24.10.2018, 21.11.2019 и 15.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Липецкой области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Липецкой области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Липецкой областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Липецкой области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Липецкой области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Дмитрий Куликов
Директор, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 122

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.