Ключевые факторы рейтинговой оценки

Относительно невысокий уровень развития экономики определяется ее аграрной направленностью. Сельское хозяйство (преимущественно растениеводство) Тамбовской области (далее — Область, Регион) составляет до четверти ВРП (регион — четвертый по объему произведенной продукции сельского хозяйства в ЦФО в денежном выражении),
а основой промышленного производства (до половины его объема) является пищевая промышленность. Развитие Области сдерживается возможностями предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, произведенной на ее территории, что, однако, будет постепенно нивелироваться по мере роста мощностей перерабатывающих производств и углубления передела сырья.

Стабильные показатели бюджетной дисциплины с высокой долей капитальных расходов.
При среднем уровне самодостаточности бюджета показатели бюджетной дисциплины с 2014 по 2016 год демонстрируют стабильно высокий уровень капитальных расходов (23–31%) и умеренный уровень обязательных расходов бюджета (58–63%), не создающий негативного давления на операционный баланс Региона. Налоговые поступления в бюджет Области признаются хорошо диверсифицированными с точки зрения отдельных
налогоплательщиков — доля 10 крупнейших налогоплательщиков не превышает 17% налоговых поступлений. Однако АКРА отмечает риски для бюджета Области, связанные с концентрацией налоговой базы в смежных отраслях — сельском хозяйстве и сельскохозяйственной переработке. Совокупная доля этих секторов в ВРП составляет 30%, в налоговых доходах бюджета — 15%. Дальнейший рост поступлений будет коррелировать с динамикой заработных плат и увеличением глубины переработки сельскохозяйственной продукции.

Несбалансированная по сроку структура долга и риск нарастания долговой нагрузки. Почти половина долга Области подлежит рефинансированию в 2017 году (банковские и бюджетные кредиты), что неблагоприятно отражается на коэффициентах долговой нагрузки. Кроме того, по мнению АКРА, Область будет вынуждена нарастить объем долга (преимущественно за счет рыночных заимствований) по сравнению с запланированными в текущий момент показателями на 2018–2019 годы. Тем не менее соотношение долга и операционного баланса Области останется на безопасном уровне в прогнозируемом периоде (не более 2,09 по итогам 2019 года), а объем расходов на обслуживание долга не превысит 20% операционного баланса.

Достаточная ликвидность бюджета. Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Однако остатки средств на счетах бюджета на начало месяца преимущественно ниже расходов текущего месяца, а Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов, закрываемых за счет краткосрочных кредитов, предоставляемых Управлением Федерального казначейства (УФК) на пополнение остатков средств на счетах бюджета субъекта, и банковских кредитных линий.

Ключевые допущения

  • использование краткосрочных кредитов УФК для целей финансирования кассовых разрывов;
  • финансирование дефицита бюджета Области за счет рыночных долговых инструментов;
  • улучшение структуры срочности долга Области с точки зрения сроков его погашения;
  • сохранение доли обязательных расходов Области в пределах 65% расходов бюджета;
  • получение Областью в 2017 году объема трансфертов на уровне не ниже уровня 2016 года;
  • высокие темпы роста ВРП Области.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с максимально возможной долей вероятности неизменность рейтинга в течение 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • положительный экономический и налоговый эффект от роста доли производств с высокой добавленной стоимостью;
  • опережающий среднестрановые темпы рост доходов населения;
  • снижение зависимости бюджета от внешних источников ликвидности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост обязательных расходов бюджета Области;
  • существенное снижение уровня капитальных расходов бюджета;
  • рост безработицы в Области.

Краткая информация о регионе

Тамбовская область расположена в ЦФО, граничит с пятью регионами РФ. В Области проживает чуть менее 1% населения РФ. В 2015 году ВРП Области достиг 345 млрд руб.
(0,5% совокупного ВРП регионов РФ). По оценке АКРА, в 2016 году данный показатель может составить порядка 370 млрд руб. Экономика Области имеет аграрную направленность: до трети ВРП формирует АПК (сельское хозяйство и пищевая промышленность).

В 2015 году структура ВРП распределялась следующим образом: 26% — сельское хозяйство (второе место по доле в ВРП среди регионов РФ), 16% — оптовая и розничная торговля,
15% — строительство.

Индекс производства продукции сельского хозяйства Области преимущественно опережает среднестрановой индекс и индекс ЦФО, по итогам 2015 года его значение равнялось 111%.

Рисунок 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства Тамбовской области

Источник: Росстат

На территории Области расположен Мичуринск — наукоград агропромышленной направленности, на базе которого планируется создать технологическую долину. 

Факторы рейтинговой оценки

Институциональный фактор

Бюджетное планирование характеризуется достаточной точностью, хотя объем безвозмездных поступлений в первой редакции законов о бюджете Области существенно отличается от таковых в последней редакции (данное обстоятельство АКРА считает не зависящим в полной мере от администрации Области). Исполнение доходов бюджета после последних уточнений составляет по итогам 2013–2016 годов 98–101%, исполнение расходов — 95–98%. Основной объем отклонений в исполнении расходов в 2015 и 2016 годах пришелся на национальную экономику (в частности, на субсидирование предприятий сельского хозяйства). Другие регулярно недофинансируемые статьи — дорожное строительство, ЖКХ и социальная политика.

Законодательными актами Области установлены единые нормативы отчислений от НДФЛ для бюджетов муниципальных районов (40%) и городских округов (10%). Дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным образованиям, не установлены. Налоговые доходы формируют чуть более трети доходов муниципальных образований (почти половину из них — НДФЛ), от безвозмездных поступлений стабильно зависит порядка 64% доходов. Администрация Области стимулирует работу муниципалитетов по повышению собираемости налогов и легализации местного бизнеса.

Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований за исследуемый период (2013–2016) возросла с 26 до 40% от собственных доходов и составила 3,3 млрд руб. При этом доля коммерческого долга достигла 2,2 млрд руб. Коммерческий долг представляет собой задолженность муниципального образования городской округ – город Тамбов перед кредитными организациями. Оставшаяся сумма задолженности муниципальных образований относится к бюджетным кредитам Области (1 млрд руб.). Относительная стоимость долга муниципальных образований остается невысокой — 1% от совокупных расходов.

Относительно невысокий уровень развития экономики определяется ее аграрной направленностью

Область характеризуется умеренными экономическими показателями. ВРП в абсолютном и подушевом объеме соответствует медианным значениям ЦФО. АКРА отмечает стабильный рост номинального размера ВРП и, как следствие, его среднедушевого значения, достигшего по итогам 2015 года 73% от среднестранового уровня. Агентство ожидает, что рост показателя относительно среднестранового значения продолжится и может составить 80% по итогам 2019 года.

В 2015 году в структуре ВРП Региона на долю сельского хозяйства пришлось 26%, на долю торговли и ремонта — 16%, строительство формировало 15%, обрабатывающая промышленность — 13%. Вклад других отраслей в формирование ВРП составил 31% ВРП.

Основа сельского хозяйства Области — растениеводство (в среднем 62% от стоимости валовой продукции сельского хозяйства за 2014–2016 годы). По итогам 2015 года Тамбовская область находится на одиннадцатом месте среди регионов РФ по производству продукции сельского хозяйства, а среднегодовой темп прироста производства продукции с 2010 по 2015 год составил 29% в денежном выражении (в текущих ценах). Регион занимает сильные позиции в производстве сахарной свеклы (11% от общероссийского производства в 2015 году в натуральном выражении), семян подсолнечника (8%), зерна (3%), картофеля (2%).  В сфере животноводства в последние годы наибольшее развитие получило свиноводство — Область занимает третье место в РФ по поголовью свиней (доля Региона в общероссийском поголовье достигает 4%).

Основа промышленного производства Области — обрабатывающая промышленность (13% ВРП в 2015 году). Структура промышленного производства определяется аграрной направленностью Региона (40–50% промпроизводства приходится на пищевую продукцию). Крупнейшие предприятия подотрасли — сахарные заводы, предприятия мукомольной промышленности. Еще один кластер (в совокупности порядка 20–25% промышленного производства) формируют предприятия обрабатывающей промышленности, чья деятельность связана с машиностроением (производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; машин и оборудования; транспортных средств и оборудования). Ведущие предприятия в этих подотраслях — заводы по производству радиоэлектронной аппаратуры и средств связи, авиационного оборудования, колонного и теплообменного оборудования.

Рисунок 2. Структура ВРП Тамбовской области в 2015 году

Источник: Росстат

Концепция социально-экономического развития Региона предусматривает рост глубины переработки производимой на его территории сельскохозяйственной продукции, что положительно отразится как на экономических показателях, так и на доходах бюджета Области. Концепция также предполагает развитие двух индустриальных парков и в отдаленной перспективе (в случае привлечения инвестора) освоение месторождения полезных ископаемых — сырья для производства титана.

Область характеризуется высокой — стабильно более 30% — долей инвестиций в ВРП (один из самых высоких показателей в стране). Основной вклад в объем инвестиций вносят обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и сектор транспорта и связи. Инвестиционные проекты на территории Региона реализуются преимущественно в АПК и включают в том числе проекты глубокой переработки сельскохозяйственной продукции. Несмотря на то что дальнейшее развитие АПК не способствует диверсификации экономики Области, развитие нецикличной отрасли с дальнейшим увеличением выпуска продукции с высокой (по сравнению с продукцией сельского хозяйства) добавленной стоимостью благоприятно отразится на росте налоговых доходов бюджета.

Постепенный рост среднедушевых денежных доходов населения, размер которых все еще существенно отстает от среднего уровня по стране (в 2016 году, по оценкам, он составил 90%), создает благоприятные условия для увеличения налоговой базы бюджета.

На текущий момент Область характеризуется достаточно низким (4,6%) показателем безработицы по методологии МОТ. Для сравнения: средний показатель в РФ составляет 5,6%. За последние 10 лет структура занятости населения Региона претерпела существенные изменения. Количество занятых в отраслях региональной экономики сократилось с 514 тыс. человек в 2005 году до 507 тыс. в 2015-м. При этом уровень безработицы в 2005 году (8,6%) почти вдвое превышал показатель 2016 года (4,6%). Существенное падение уровня безработицы при относительно незначительном сокращении (-1,4%) занятых в региональной экономике с 2005 по 2015 год было достигнуто за счет роста в указанный период занятых в сферах оптовой и розничной торговли (+32%, или 22,5 тыс. человек) и операций с недвижимостью (+90%, или 15 тыс. человек). Рост занятости в данных секторах позволил компенсировать снижение численности работников в сферах сельского хозяйства (-10%, или 13 тыс. человек), образования (-27%, или 13 тыс. человек) и обрабатывающего производства (-9%, или 7 тыс. человек). Снижение занятости в сельском хозяйстве объясняется интенсификацией производства, а в сфере образования — оптимизацией структуры учебных заведений.

Среди предприятий секторов оптовой и розничной торговли, а также сектора операций с недвижимостью отсутствуют крупные организации с высоким налоговым потенциалом. Данный сегмент представлен в основном предприятиями МСБ (малый и средний бизнес), что является существенным риском для региональной экономики: сектор МСБ отличает низкая резистентность к экономическим шокам.

Неблагоприятная демографическая ситуация в Регионе сложилась как в результате миграционного оттока (в среднем ежегодно около 5000 человек), так и естественной убыли населения. В Области низкая по сравнению с данными РФ и ЦФО доля населения моложе трудоспособного и трудоспособного возраста и высокая доля населения старше указанного возраста. Принимая во внимание данную возрастную структуру, АКРА полагает, что в отдаленной перспективе (за горизонтом прогнозирования) Регион может столкнуться с угрозой повышения соцрасходов бюджета.

Рисунок 3. Уровень развития экономики Тамбовской области относительно среднестрановых показателей (100%)

Источник: Тамбовская область, Росстат, расчеты АКРА

Регион характеризуется умеренной степенью урбанизации (60% населения проживает в городах), средним уровнем развития транспортной инфраструктуры (только половина автомобильных дорог области имеют твердое покрытие, однако практически все — усовершенствованное), устойчивым ростом индекса физического объема ВРП, стабильно превышающим с 2011 года рост совокупного ВРП РФ.

Стабильные показатели бюджетной дисциплины с высокой долей капитальных расходов

Самодостаточность доходной части бюджета находится на среднем уровне: доля собственных доходовсоставляет 54% доходов без учета субвенций в 2014–2016 годах. Регион получает значительный объем трансфертов (до половины совокупных доходов бюджета), более 40% которых представляют собой дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Собственные доходы Области более чем на треть зависят от НДФЛ, однако заработные платы — одни из самых низких в стране. Низкая заработная плата, с одной стороны, ограничивает рост доходной базы бюджета, с другой — является конкурентным преимуществом при переговорах с потенциальными инвесторами.

Ставки большинства региональных налогов установлены на максимальном уровне, за исключением транспортного налога в социально значимых категориях. Таким образом, резервы роста собственных доходов Области за счет повышения ставок региональных налогов отсутствуют. Поступления от региональных налогов составляли 14% собственных доходов с 2014 по 2016 год.

Сектор торговли и ремонта обеспечивает максимальную долю налоговых поступлений2 в бюджет Области (порядка 15–16%). В 2015 году наибольшая доля налоговых поступлений пришлась на сектор операций с недвижимым имуществом за счет осуществления единичной сделки. Налоговые поступления оцениваются как высокодиверсифицированные.

Налоговая база по крупным налогоплательщикам также хорошо диверсифицирована: по итогам 2016 года на десять крупнейших налогоплательщиков пришлось 17% налоговых доходов Области.

1 Собственные доходы = налоговые и неналоговые доходы.

2 Для целей анализа налоговых поступлений учитываются налог на прибыль, НДФЛ, налоги на имущество организаций и транспортный налог.

Рисунок 4. Отраслевая структура налоговых доходов* Тамбовской области в 2015 и 2016 годах

Источник: ФНС, расчет АКРА

* В ходе анализа использованы данные по налогу на прибыль, НДФЛ, налогу на имущество, транспортному налогу.

** Учитываются операции с недвижимым имуществом; аренда машин и оборудования без оператора; прокат бытовых изделий и предметов личного пользования; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; научные исследования и разработки; предоставление прочих видов услуг.

С 2014 по 2016 год объем обязательных расходов достиг 61%, в 2017 году существенных колебаний показателей не прогнозируется. Такой уровень обязательных расходов не создает негативного давления на бюджетные показатели. Операционный баланс Региона составлял в 2014–2016 годах в среднем 34% регулярных доходов. В прогнозном периоде (2017–2019) ожидается снижение операционного баланса до 26–28%, что оценивается как достаточный уровень бюджетной дисциплины. Обязательные расходы Области растут равномерными темпами. Бюджет на 2017 год предусматривает снижение обязательных расходов (в том числе за счет расходов на дорожное хозяйство), однако АКРА прогнозирует, что по итогам года они незначительно повысятся. Стресс-тест АКРА, предполагающий ежегодное снижение собственных доходов Области на 7% по сравнению с запланированными, предусматривает сокращение операционного баланса до 22% регулярных доходов на конец прогнозируемого периода при стабильной доле обязательных расходов и небольшом падении доли собственных доходов.

С 2014 по 2016 год Область поддерживала капитальные расходы в среднем на уровне 27%. Расходы частично осуществляются за счет перечислений из вышестоящего бюджета.

Таблица 1. Оценка показателей бюджетной дисциплины Тамбовской области

Источник: расчеты АКРА

Треть капитальных расходов Области, в значительной степени финансируемых за счет целевых безвозмездных перечислений, направлена на поддержку сельского хозяйства.

Объем капитальных расходов, финансируемых за счет трансфертов, составляет около половины совокупных капитальных расходов Области. Без учета расходов, осуществляемых за счет трансфертов, уровень капитальных расходов Региона достигает порядка 12% совокупных расходов бюджета Области (средний уровень). С учетом структуры капитальных расходов в разрезе экономической классификации реальный размер сокращения капитальных расходов в пользу расходов некапитального характера может составить не более четверти капитальных трат областного бюджета без учета трансфертов, то есть не превысит 6% совокупных расходов бюджета.

Рисунок 5. Структура собственных капитальных расходов Тамбовской области

Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА

Несбалансированная по сроку структура долга и риск нарастания долговой нагрузки

На 1 мая 2017 года основу долгового портфеля Области составляли кредитные линии Сбербанка (50,3%) и бюджетные кредиты (39,2%). С 2017 по 2018 год Область планирует погасить бюджетные кредиты на сумму 3,7 млрд руб. (2017) и 1,6 млрд руб. (2018), частично заместив их размещением облигационного займа на сумму 3,5 млрд руб. (2017). Банковский долг Области также подвергнется рефинансированию: чистое погашение составит 1 млрд руб. (2017), а чистое привлечение банковских кредитов — 0,5 млрд руб. (2018).

Рисунок 6. График погашения текущего долга Тамбовской области, млн руб.

Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА

Долговая стратегия Области в 2017–2019 годах направлена на плавное снижение долговой нагрузки, в том числе за счет замещения банковского долга облигационными выпусками с поэтапным достижением пропорции 60% облигационных выпусков / 40% банковских займов.

АКРА оценивает вероятность реализации данной стратегии как низкую, прогнозируя плавный рост соотношения долга и операционного баланса Области.

С учетом прогнозируемого АКРА в 2018–2019 годах дефицита бюджета Области совокупная долговая нагрузка на конец 2019 года составит 93% собственных доходов по сравнению с 61% собственных доходов по итогам 2016 года.

Поскольку Область намерена снизить долю бюджетных кредитов в структуре портфеля, рост долговой нагрузки будет происходить за счет коммерческого долга.

Рисунок 7. Оценка динамики долгового портфеля и потребности в дополнительном финансировании, млрд руб.

Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА

Долговая нагрузка Области (соотношение прямого долга и операционного баланса) увеличилась за последние три года с 0,71 до 1,16. С учетом прогнозируемых АКРА темпов роста долга данный показатель к концу 2019 года достигнет 2,09, что оценивается АКРА как средний уровень риска.   

Несмотря на снижение темпов роста процентных расходов с 2014 по 2016 год, соотношение процентных расходов и операционного баланса постоянно увеличивалось за аналогичный период. Причина — снижение операционного баланса в результате превышения темпов роста обязательных расходов над регулярными доходами.

Рисунок 8. Процентные расходы Тамбовской области

Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА

Несбалансированная структура погашения текущего долга Области выражается в высоком отношении операционного баланса за вычетом процентных расходов к объему погашения долга в 2017 году (без учета внутригодового использования невозобновляемой кредитной линии, НВКЛ) — на уровне 1,42, что потенциально отражает риски рефинансирования.

Финансовый долг компаний, находящихся в собственности Области и имеющих высокую социальную или системную значимость, составлял 1,1 млрд руб. по состоянию на конец 2016 года. Финансовое положение данных компаний является устойчивым, в связи с чем АКРА не считает целесообразным учитывать их задолженность в виде косвенных обязательств областного правительства.

По состоянию на конец 2017 года областное правительство не предоставляло гарантий компаниям госсектора. Финансовая помощь организациям, находящимся в собственности Области, оказывалась в виде взносов в уставный капитал. Областное правительство не планирует проводить дальнейшую докапитализацию компаний госсектора.

Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на ее уровень кредитоспособности, отсутствуют.

По данным Области, просроченная кредиторская задолженность на 01.04.2017 отсутствует.

АКРА не располагает сведениями о наличии просроченных долговых обязательств и случаев предоставления экстренной помощи вышестоящего бюджета с целью погашения займов.

Достаточный уровень ликвидности

Администрация Области не имеет права размещать депозиты в банках.

Регион располагает достаточным уровнем ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Однако остатки средств на счетах бюджета на начало месяца преимущественно ниже расходов текущего месяца, а Регион регулярно испытывает потребность в финансировании прогнозируемых кассовых разрывов. В силу недостаточной синхронизации налоговых поступлений и графика расходов бюджета администрация Области использует краткосрочный кредит УФК и банковские кредиты в управлении ликвидностью. В связи с этим внутригодовой оборот по привлечению и погашению долга превышает в некоторые годы половину совокупных доходов бюджета. 

Рисунок 9. Баланс ликвидности* Тамбовской области, млрд руб.

Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА

* Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.

На момент анализа заключенные договоры в рамках невозобновляемых кредитных линий покрывала порядка половины ежемесячных расходов бюджета Региона.  

Рейтинги выпусков

Присвоены:

Тамбовская область, 35002 (ISIN RU000A0JWT75), срок погашения — 20.09.2023,

1,6 млрд руб. — BBB+(RU).

Тамбовская область, 35003 (ISIN RU000A0JXVH8), срок погашения — 12.07.2024,

3,5 млрд руб. — BBB+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Тамбовской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга. Кредитные рейтинги данных долговых инструментов соответствуют кредитному рейтингу Тамбовской области

Рейтинговая история

Отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации, Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности, а также Методологии присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Кредитный рейтинг был присвоен Тамбовской области впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение 182 дней с даты рейтингового действия (30.06.2017).

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Тамбовской областью, информации из открытых источников (Минфин РФ, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Тамбовская область принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

Факты существенного отклонения информации от данных, зафиксированных в официально опубликованной финансовой отчетности Тамбовской области, не выявлены.

АКРА не оказывало Тамбовской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Приложение

Таблица 2. Сводные экономические показатели Тамбовской области

Источник: Тамбовская область, Росстат, расчеты АКРА
* Здесь и далее — оценка АКРА.

Таблица 3. Сводные показатели бюджета Тамбовской области, млн руб.

Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели долговой нагрузки Тамбовской области, млн руб.

Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА

Таблица 5. Сводные показатели основных финансовых коэффициентов Тамбовской области

Источник: Тамбовская область, расчеты АКРА
Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Евгения Траутман
Старший аналитик, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 104
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.