Кредитный рейтинг Yandex N.V. (далее — Yandex N.V., «Яндекс», Компания) обусловлен очень сильным бизнес-профилем. Компанией создана экосистема с широкой линейкой взаимодополняющих сервисов, что позволяет «Яндексу» диверсифицировать свою выручку по разным направлениям. Компания занимает лидирующие рыночные позиции как среди других экосистем, так и на отдельных рынках присутствия «Яндекса». Агентство отмечает очень высокий уровень развития практики корпоративного управления Компании.

Финансовый риск-профиль Компании характеризуется высокой оценкой за размер ее бизнеса, невысокой долговой нагрузкой при среднем уровне покрытия процентных платежей, а также очень высокой ликвидностью. Некоторые сервисы «Яндекса» (в первую очередь электронная коммерция (e-commerce) и фудтех-сервисы) находятся на этапе развития, подразумевающем значительные инвестиции при невысокой рентабельности или операционной убыточности, что существенно сдерживает оценку общей рентабельности и рентабельности по FCF. Успешное прохождение этими сервисами инвестиционного этапа и рост их рентабельности в среднесрочной перспективе способны привести к повышению рейтинга Компании.

Yandex N.V. — материнская компания российской ИТ-компании «Яндекс». В настоящий момент Компания развивается как экосистема, и ее деятельность представлена такими бизнес-сегментами, как поисковые и рекламные сервисы, e-commerce, транспорт и логистика, подписочные медиа-сервисы, а также развивающиеся направления разработки беспилотного транспорта и финтех. Большая часть акций «Яндекса» находится в свободном обращении. Основным владельцем — физическим лицом через семейный траст является Аркадий Волож (голосующая доля — 45,3%).

Ключевые факторы оценки

Очень сильный бизнес-профиль и ведущие рыночные позиции. В настоящий момент «Яндекс» является лидером российского рынка информационных технологий и одним из ведущих игроков среди экосистем. Компания занимает лидирующие позиции на российском рынке поисковых систем и рекламы, в сегменте такси, каршеринга и доставки еды, а также активно увеличивает свою долю на сильно фрагментированном рынке e-commerce. Интеграция сервисов Компании в экосистему обеспечивает конкурентное преимущество перед другими игроками на рынке и позволяет генерировать более стабильный денежный поток. Благодаря наличию развитой экосистемы уровень диверсификации выручки Компании оценивается как высокий: если в 2011 году вся выручка генерировалась только за счет рекламы, то за девять месяцев 2021-го более 50% выручки приходилось на не связанные с рекламой направления деятельности (поисковые и рекламные сервисы сформировали 44% выручки, услуги такси — 34%, Яндекс.Маркет — 9%).

АКРА отмечает более высокую устойчивость бизнеса «Яндекса» по сравнению с группой сопоставимых компаний, имеющих кредитный рейтинг Агентства на уровне AA(RU), что нашло отражение в соответствующей аналитической корректировке.

Высокая оценка размера бизнеса при среднем уровне рентабельности. По итогам 2020 года выручка Компании увеличилась на 24% в сравнении с предыдущим годом и составила 218 млрд руб., а по итогам 2021 года, по оценкам АКРА, может достичь  350–360 млрд руб. Показатель FFO до фиксированных платежей и налогов увеличился незначительно в сравнении с 2019 годом и за 2020-й составил 63,6 млрд руб., а по итогам 2021-го ожидается его снижение до 41,6 млрд руб. Снижение указанного показателя на фоне увеличения выручки вызвано в первую очередь ростом сегмента e-commerce и фудтех-сервисов, которые на текущем этапе развития являются операционно убыточными. По мере выхода развивающихся сегментов на плановые показатели FFO до фиксированных платежей и налогов может превысить 100 млрд руб. уже по итогам 2023 года. Взвешенное значение данного показателя за 2019–2024 годы, по оценкам АКРА, составляет 68,0 млрд руб., что соответствует высокой оценке за размер бизнеса.

В 2018–2020 годах показатель рентабельности по FFO до фиксированных платежей и налогов находился на уровне 30–35%, однако по итогам 2021 года АКРА прогнозирует снижение рентабельности до 12% в связи с описанной выше операционной убыточностью крупных развивающихся сегментов. АКРА ожидает рост рентабельности по FFO до фиксированных платежей и налогов к 2024 году до 18%, а взвешенная рентабельность на горизонте 2019–2024 годов составляет 13,3%, что соответствует средней оценке.

Очень высокий уровень развития практики корпоративного управления. Финансовая прозрачность Компании оценивается на очень высоком уровне. «Яндекс» готовит консолидированную отчетность по GAAP и МСФО, аудитором выступает PwC. Финансовые и операционные результаты раскрываются на квартальной основе. Записи звонков с инвесторами, справочники аналитика и другие материалы также публикуются в открытом доступе. Акции «Яндекса» торгуются на NASDAQ, что объясняет высокий уровень проработанности корпоративного управления в Компании. АКРА отдельно обращает внимание на то, что «Яндекс» реинвестирует полученную прибыль в свое дальнейшее развитие и не выплачивает дивиденды, инвестиции осуществляются за счет внутренних источников или привлечений в капитал Компании, а используемые долговые инструменты имеют гибридный характер. Все это, по мнению Агентства, свидетельствует о высоком качестве финансовой политики, что нашло свое отражение в соответствующей корректировке на 1 ступень вверх.

Невысокая долговая нагрузка при среднем уровне покрытия платежей. Долговая нагрузка «Яндекса» оценивается как невысокая. По состоянию на 30.09.2021 долговые обязательства Компании были представлены долларовым конвертируемым займом (Convertible Note) в размере 83,5 млрд руб. По оценкам АКРА, на конец 2021 года отношение общего долга к FFO до чистых процентных платежей может составить около 3,5x, а отношение скорректированного на операционную аренду общего долга к FFO до фиксированных платежей — 4,0–4,1x. По прогнозу Агентства, пик долговой нагрузки придется на 2022 год, после чего она начнет снижаться. Взвешенное отношение скорректированного на аренду общего долга к FFO до фиксированных платежей за 2019–2024 годы оценивается АКРА на уровне 3,1x, что на фоне долгосрочного характера долга позволяет оценить долговую нагрузку как невысокую.

Показатели обслуживания долга в 2021 году могут немного снизиться в сравнении с 2020-м в связи с необходимостью выплаты процентных расходов по конвертируемому займу: отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам, по расчетам Агентства, может составить 34,3х (против 69,8х в 2020-м), а отношение FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам — 2,5x (против 4,5х в 2020-м). В 2022 году АКРА ожидает минимальные значения показателей: отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам может составить 10,3х, FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам — 2,0х. С 2023 года при условии снижения долговой нагрузки показатели могут начать рост.

Очень высокий уровень ликвидности при слабом свободном денежном потоке (FCF). Ликвидность «Яндекса» находится на очень высоком уровне. Погашение по конвертируемому займу приходится на 2025 год. АКРА высоко оценивает доступ Компании к внешним источникам ликвидности: акции Yandex N.V. торгуются на NASDAQ. Основное давление на ликвидность оказывает отрицательный показатель FCF, который был положительным в 2019–2020 годах, но по итогам 2021 года и в период с 2022 по 2024 год прогнозируется АКРА в отрицательной зоне в связи с высокими капитальными расходами (CAPEX). Отношение CAPEX Компании к ее выручке по итогам 2021–2022 годов ожидается АКРА на уровне 13–14%, однако к 2024 году может снизиться до 6%. Дивиденды в 2018–2021 годах не выплачивались, в прогнозном периоде Агентство не ожидает, что Компания будет осуществлять дивидендные выплаты.

Ключевые допущения

  • сохранение среднегодового темпа прироста выручки в 2022–2024 годах на уровне 50–65%;

  • сохранение рентабельности по FFO до фиксированных платежей и налогов в диапазоне 10–13% в 2022–2023 годах и рост до 18% к 2024 году;

  • постепенное снижение доли капитальных затрат с 13–14% по итогам 2021 года до 6% по итогам 2024-го;

  • отсутствие дивидендных выплат до перехода FCF в положительную зону.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • рост рентабельности по FCF выше 10% при снижении отношения CAPEX к выручке ниже 10% и значительном снижении долговой нагрузки.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение взвешенной рентабельности по FFO до фиксированных платежей и налогов ниже 10%;

  • рост средневзвешенного отношения скорректированного общего долга к FFO до фиксированных платежей выше 3,5х;

  • снижение средневзвешенного отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам ниже 3,0х.

Компоненты рейтинга

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК): aa+.

Поддержка: отсутствует.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Yandex N.V. был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен Yandex N.V. впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Yandex N.V. ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Yandex N.V., информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Yandex N.V. принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Yandex N.V. дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Александр Гущин
Директор - руководитель направления среднего бизнеса, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 89, доб. 121
Алексей Корнев
Эксперт, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139-0480, доб. 126
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.