Кредитный рейтинг Пензенской области (далее — Область, Регион) обусловлен умеренными показателями развития экономики, оказывающими на него сдерживающее влияние, а также стабильным бюджетным профилем. Рейтинг также ограничен уровнем собственных доходов Области.

Прогноз по кредитному рейтингу отражает ожидание АКРА в отношении стабилизации объема ликвидности и роста баланса текущих операций в связи с увеличением налоговых поступлений.

Область входит в состав Приволжского федерального округа. На территории Региона проживает 1,3 млн чел. (около 0,9% населения РФ). По оценке Области, объем валового регионального продукта (ВРП) составил за 2021 год порядка 504 млрд руб. (около 0,5% суммарного ВРП российских регионов).

Ключевые факторы оценки

Низкий уровень долговой нагрузки с минимальным риском рефинансирования. По оценке АКРА, на конец 2021 года отношение долга к текущим доходам Региона находилось на уровне 27%, что соответствует низкой долговой нагрузке. В соответствии с прогнозируемым Областью исполнением бюджета, на конец 2022 года данное соотношение незначительно возрастет до 33%. Долг Региона на 01.01.2022 составил 19,3 млрд руб. и был представлен бюджетными (74%) и банковскими (26%) кредитами. Его структура значительно изменилась в течение прошедшего года благодаря получению Областью бюджетных кредитов, заместивших значительную долю коммерческих кредитов.

В результате график погашения долга Области не предполагает значительных выплат в течение ближайших трех лет. Доля краткосрочного долга в 2022 году составляет 2%.

Процентные расходы для Региона необременительны: усредненный1 уровень процентных расходов в 2018–2022 годах составит порядка 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Предполагаемый объем инфраструктурных бюджетных кредитов, которые потенциально может получить Область, составляет 3,2 млрд руб., из которых 2,3 млрд руб. она может получить уже в 2022 году. Объем инфраструктурных бюджетных кредитов учтен в общей долговой нагрузке на бюджет Области.

Соотношение долга Области и ее ВРП не превышает 5,5%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Рост налоговых доходов позволил Области увеличить объем свободной ликвидности. Исходя из оперативных данных об исполнении бюджетов, в 2021 году совокупные доходы областного бюджета выросли на 8% относительно предыдущего года за счет роста налоговых и неналоговых доходов (ННД) на 21% при снижении безвозмездных поступлений на 6%. Совокупные расходы выросли на 2%, что привело к исполнению регионального бюджета с профицитом на уровне 8,4% ННД.

На рост ННД основное влияние оказали поступления по налогу на прибыль, увеличившиеся на 62% (в отсутствие эффекта низкой базы 2020 года). Также значительно (на 36%) выросли поступления по налогам на совокупный доход.

Исходя из данных за десять месяцев 2021 года, максимальный прирост поступлений по налогу на прибыль наблюдался в обрабатывающем секторе, в торговле, а также в финансовой и страховой деятельности.

В то же время усредненное соотношение ННД и доходов областного бюджета (без учета субвенций) составляет около 60%, что говорит о наличии зависимости от федеральных трансфертов.

В результате роста ННД и несмотря на увеличение текущих расходов (по оценке АКРА, они могли вырасти на 9%) баланс текущих операций Области вырос в 2021 году на 37% после существенного падения в 2020-м. АКРА ожидает стабилизации баланса текущих операций или его незначительного снижения в 2022 году.

В результате профицитного исполнения бюджета Региона при незначительном снижении объема долга наблюдается рост свободной ликвидности. По оценке АКРА, на конец 2021 года на счетах Области могло находиться более 2 млрд руб. собственных средств. Такой объем примерно на треть покрывает размер среднемесячных расходов Области за 12 последних месяцев, а также 10% государственного долга Области.

Закон об областном бюджете на 2022 год предусматривает исполнение бюджета с дефицитом в размере 8,2% ННД. Дефицит планируется финансировать за счет роста долга и частичного использования остатков на счетах.

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона является стабильным и составляет 8%.

Показатель гибкости бюджетных расходов оценивается на умеренно высоком уровне, усредненное значение которого в 2018–2022 годах составит 15,5%. За счет собственных доходов Области финансируется порядка половины ее капитальных расходов.

Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит порядка 0,4%.

Диверсифицированная структура налоговых поступлений с небольшой концентрацией на государственном секторе. На долю предприятий государственного сектора стабильно приходится порядка 24% налоговых поступлений. Максимальная доля налоговых поступлений негосударственного сектора составляет 27% и приходится на отрасль «Обрабатывающие производства», однако данная отрасль достаточно диверсифицирована. Вторая по доле налоговых поступлений отрасль негосударственного сектора — оптовая и розничная торговля. По итогам 2020 года шесть из десяти наиболее крупных по объему выручки региональных предприятий работали в сфере торговли. По оценкам АКРА, за десять месяцев 2021 года на данную сферу приходилось порядка 16% налоговых поступлений Области.

Усредненный ВРП на душу населения Области в 2016–2019 годах составил 52% среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в Регионе в 2017–2020 годах превышало 3,1.

Усредненный уровень безработицы в Области (по методологии МОТ) в 2017–2020 годах составил 4,8%.

Ключевые допущения

  • снижение безвозмездных поступлений в 2022 году;

  • частичное использование свободной ликвидности для финансирования дефицита бюджета в прогнозном периоде;

  • следование долговой политике, не допускающей возникновения значительных рисков рефинансирования.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивый рост ликвидности бюджета;

  • рост баланса текущих операций;

  • сокращение долговой нагрузки;

  • рост показателей социально-экономического развития.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • существенное ухудшение графика погашения государственного долга;

  • критическое снижение уровня доступной ликвидности;

  • снижение баланса текущих операций.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Пензенской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Пензенской области был опубликован АКРА 20.09.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Пензенской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Пензенской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является незапрошенным, Правительство Пензенской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Пензенской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Паршин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139-0480, доб. 225
Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.