Подтверждение кредитного рейтинга ПАО «Россети» (далее — Компания, «Россети») на уровне финансовых обязательств Правительства Российской Федерации обусловлено высоким уровнем поддержки Компании со стороны государства и средней степенью зависимости государства и Компании от однородных факторов риска.

Оценка собственной кредитоспособности (ОСК) Компании на уровне аа- обусловлена монопольным управлением электросетевым комплексом России, очень высокой рентабельностью бизнеса, низким уровнем долговой нагрузки и очень высоким уровнем ликвидности. ОСК сдерживается, в том числе, существенными капитальными вложениями.

«Россети» — оператор электросетевого комплекса в России. Объединяет 17 электросетевых компаний: ПАО «ФСК ЕЭС» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»; управляет магистральными электросетями РФ) и 16 дочерних обществ (управляют распределительными сетевыми комплексами в разных регионах России). В 2020 году функции единоличного исполнительного органа ПАО «ФСК ЕЭС» были переданы «Россетям». При этом акционерное соглашение между Компанией и Росимуществом о порядке управления и голосования акциями ПАО «ФСК ЕЭС» осталось в силе. Услуги по передаче электроэнергии являются естественномонопольными и регулируются государственными тарифами. Компания также управляет шестью энергосбытовыми организациями. Контролирующий акционер с долей 88% — государство в лице Росимущества.

Ключевые факторы оценки

Высокая степень поддержки Компании со стороны государства. «Россети» — монопольный оператор электросетевого комплекса России, единственного сектора в электроэнергетике, где государство сохранило акционерный контроль и прямое государственное регулирование после либерализации рынка электроэнергии. «Россети» выполняют квазигосударственные функции в части страхования социальных рисков (принимают функции сбыта электроэнергии при банкротстве сбытовых компаний), социальной поддержки (перекрестное субсидирование в тарифах), технической политики и развития энергетической инфраструктуры. С 2010 по 2017 год инвестиции государства в капитал Компании составили 72 млрд руб., субсидии — 6,5 млрд руб., выкуп Государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный») инфраструктурных облигаций компаний группы — 156 млрд руб. В 2021 году из резервного фонда Правительства РФ для «Россетей» был выделен 891 млн руб. на модернизацию сетевого комплекса Дагестана. На базе «Россетей» осуществляется консолидация сетевого комплекса РФ. В настоящее время Компания участвует в проекте энергоснабжения второй очереди модернизации БАМа и Транссиба.

Инфраструктурная монополия с умеренным регуляторным риском. Практика сдерживания сетевых тарифов для удержания общего роста цен на электроэнергию в России широко применялась в предыдущие годы, так как доля тарифов на передачу в конечной цене на электроэнергию была высока и государство сохранило прямое регулирование сетевых тарифов. Жесткая тарифная политика в отношении сетевого комплекса, включая две заморозки тарифов в 2012 и 2014 годах, проводится с 2012-го, однако за этот период «Россети» улучшили показатели рентабельности и сократили долговую нагрузку за счет оптимизации операционных и капитальных затрат.

Низкая долговая нагрузка. По прогнозам АКРА, в 2021–2023 годах среднегодовое значение общего долга «Россетей» к FFO до чистых процентных платежей будет находиться на уровне 2х (1,8х по результатам 2020 года). В 2022–2023 годах ожидается рост инвестиционной программы Компании в рамках обеспечения энергоснабжения Восточного полигона ОАО «РЖД» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»), что приведет к росту показателей долговой нагрузки. Практически весь долг Компании является необеспеченным и номинирован в рублях, более половины приходится на публичные заимствования.

Слабый денежный поток. В 2021–2023 годах ожидается отрицательное значение свободного денежного потока Компании, что связано с увеличением капитальных затрат и дивидендными выплатами. По мнению АКРА, отношение инвестиций к выручке по результатам 2021 года составит 25%. В среднем 43% объема инвестиционной программы направляется на поддержание и модернизацию основных средств, 32% — на технологическое присоединение, оставшаяся часть — на новое строительство и прочее. В рамках представленной Компанией стратегии построения цифровой сети до 2030 года запланирован рост капитальной программы после 2021-го, однако он будет обеспечен соответствующим ростом тарифной составляющей, что не приведет к значительным ухудшениям финансовых метрик Компании.

Ключевые допущения

  • сохранение в период с 2022 по 2023 год среднего темпа индексации тарифов и инфляции на уровне 4%;

  • реализация Компанией программы капитальных вложений в соответствии с заявленными сроками и объемами;

  • выплата дивидендов в размере не выше 50% от скорректированной чистой прибыли по МСФО или РСБУ (применяется наибольшая из двух величин);

  • сохранение в 2022–2023 годах существующего уровня доступа к внешним источникам ликвидности.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение доли государства в уставном капитале «Россетей» ниже уровня 50% + 1 голосующая акция;

  • существенное снижение уровня системной значимости «Россетей» для экономики РФ;

  • значительное сокращение объема оказываемой Компании поддержки со стороны государства и увеличение выплат дивидендов;

  • рост инвестиционных обязательств Компании при одновременном падении тарифов на передачу электроэнергии;

  • существенное ухудшение доступа к внешним источникам ликвидности.

Компоненты рейтинга

ОСК: аа-.

Поддержка: паритет с РФ.

Рейтинги выпусков

Облигации ПАО «Россети» (RU000A101MG4), срок погашения — 24.04.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АAА(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Согласно методологии АКРА, эмиссия является старшим необеспеченным долгом Компании. По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпуска АКРА оценивает эти облигации как равные по очередности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Компании. В соответствии с методологией АКРА, рейтинг эмиссии приравнивается к кредитному рейтингу «Россетей» — AAA(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги ПАО «Россети» и выпуска облигаций ПАО «Россети» (RU000A101MG4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг ПАО «Россети» был опубликован АКРА 02.03.2018, кредитный рейтинг выпуска (RU000A101MG4) — 30.04.2020. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ПАО «Россети» и кредитного рейтинга облигационного выпуска ПАО «Россети» (RU000A101MG4) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ПАО «Россети», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги были присвоены на основании консолидированной отчетности по МСФО ПАО «Россети». Кредитные рейтинги являются запрошенными, ПАО «Россети» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА оказывало ПАО «Россети» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Денис Красновский
Эксперт, группа корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 80, доб. 188
Екатерина Можарова
Старший директор - руководитель группы корпоративных рейтингов
+7 (495) 139 04 98
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.