* Приведенная в настоящем отчете информация актуальна на 29.11.2021.

Компоненты кредитного рейтинга

Оценка экономического профиля

Оценка экономического профиля1

3

Оценка финансового профиля

Оценка финансового профиля2

4

Кредитный рейтинг

А+(RU)

Прогноз

«Позитивный»




1Оценка присваивается по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 — наилучшая оценка.
2 Оценка присваивается по шкале от 1 до 15 баллов, где 1 — наилучшая оценка.

Курская область (далее — Курская область, Область, Регион) расположена в Центральном федеральном округе (ЦФО), граничит с Украиной и пятью регионами РФ. В Области проживает 0,8% населения РФ (1,1 млн человек). Валовой региональный продукт (ВРП) Области в 2019 году составил 496,7 млрд руб. (порядка 0,5% совокупного ВРП РФ).

Изменение прогноза по кредитному рейтингу Курской области со «Стабильного» на «Позитивный» обусловлено прогнозируемым улучшением показателей бюджетного профиля на фоне высоких темпов роста налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в текущем году и ожидаемым увеличением уровня собственной ликвидности.

Экономика Области имеет промышленно-аграрную направленность. На динамику развития Региона влияют сельское хозяйство, пищевая промышленность, добыча железной руды и производство электроэнергии.

Половина населения Области проживает в городе Курске.

Ключевые факторы оценки

Оценка экономического профиля

В 2019 году ВРП Курской области на душу населения составил 449,3 тыс. руб. Соотношение усредненных3  подушевого ВРП в Регионе и среднестранового показателя за период с 2016 по 2019 год составило 68%.

В 2011–2019 годах индекс физического объема ВРП Области превышал среднестрановой показатель. По итогам 2019 года индекс физического объема ВРП Области составил 102,7% при среднероссийском показателе 101,6%.


3 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Рисунок 1. Динамика индекса физического объема ВРП Курской области в сравнении с динамикой совокупного индекса ВРП субъектов ЦФО и субъектов РФ в 2010–2019 годах


Источник: Росстат

Экономика Региона имеет промышленно-аграрную направленность. Наибольший вклад в его ВРП в 2019 году внесли следующие отрасли: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (преимущественно растениеводство) — 16%; обрабатывающие производства (треть приходилась на производство пищевых продуктов) — 16%; добыча полезных ископаемых (преимущественно металлических руд) — 13%; производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 6%.

Рисунок 2. Структура ВРП Курской области, 2019 год


Источник: Росстат

Преобладание в структуре ВРП промышленного производства объясняется двумя факторами. Первым фактором является существенный объем добычи неэнергетических полезных ископаемых (железной руды). На территории Области производится порядка одной шестой получаемого в РФ железорудного концентрата; он же составляет основу товарного экспорта Региона. Крупнейшее по размеру выручки предприятие добывающей промышленности Области — АО «Михайловский ГОК им. А. В. Варичева» (ООО «УК Металлоинвест»).

Рисунок 3. Динамика ИПП Курской области в сравнении со среднероссийским показателем


Источник: Росстат, расчеты АКРА

Таблица 1. Крупнейшие по выручке предприятия, зарегистрированные в Курской области, 2020 год

Предприятие

Вид деятельности

Выручка, млн руб.

прибыль до НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, млн руб.

АО «Михайловский ГОК им. А. В. Варичева»

Добыча железных руд открытым способом

113 338

57 799

АО «КМА-Энергосбыт»

Торговля электроэнергией

35 616

3 415

ООО «МПР»

Торговля розничной мебелью, осветительными приборами и прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах

29 375

(-46)

ООО «КМПЗ»

Производство продукции из мяса убойных животных и мяса птицы

25 733

187

ОАО «Фармстандарт-Лексредства»

Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях

25 709

4 046

ООО «Европа»

Торговля розничная в неспециализированных магазинах

23 835

726

АО «Русский Дом»

Торговля оптовая сельскохозяйственным сырьем и живыми животными

21 662

612

ООО «АПК-Курск»

Разведение свиней

18 516

3 539

ООО «РН-Черноземье»

Торговля оптовая моторным топливом, включая авиационный бензин

13 294

450

АНО «Центр путешествий «Круиз»

Деятельность туристических агентств

12 000

-

Источник: СПАРК-Интерфакс

Вторым фактором, объясняющим преобладание в структуре ВРП Курской области промышленного производства, является значительный объем выработки электроэнергии: на территории Области расположена Курская АЭС мощностью 4 ГВт (филиал АО «Концерн Росэнергоатом»); по итогам 2019 года, по данным Росстата, Область заняла 16-е место (третье место в ЦФО) среди регионов по объему выработки электроэнергии.

В структуре сельхозпроизводства примерно 60% — это продукция растениеводства (основная культура — зерновые), а 40% — животноводства. По итогам 2019 года Курская область заняла пятое место (второе место в ЦФО) по валовому сбору зерна в РФ. В сфере животноводства доминирует свиноводство: по итогам 2019 года Область находится на втором месте в РФ по поголовью.

На производство пищевых продуктов (нецикличная отрасль, продолжение производственной цепочки сельского хозяйства) в 2019 году приходилась половина отгруженной продукции обрабатывающих производств Области. Основные предприятия сектора, работающие в Курской области: завод по производству кондитерских изделий, мясоперерабатывающие предприятия, предприятия по производству сахара, муки, мясной, молочной, хлебобулочной продукции. Пищевая отрасль рассматривается администрацией Области как стратегически важная и создающая условия для углубления переработки и создания товаров с высокой добавленной стоимостью.

По итогам 2020 года индекс промышленного производства (ИПП) Области составил 102,9% при среднестрановом уровне 97,9%.

Рисунок 4. Динамика и факторы изменения численности населения Курской области, 2010–2020 годы


Источник: Росстат, расчеты АКРА

В структуре занятости наибольшую долю занимает сфера торговли и ремонта (18,5% занятого населения в 2019 году), на втором месте — обрабатывающие производства (14,6%). В сфере сельского хозяйства работает 12,5% занятого населения. Средняя заработная плата в Регионе в 2020 году превысила прожиточный минимум (для трудоспособного населения) в 3,3 раза. Уровень безработицы в Регионе по методологии МОТ стабильно ниже среднестрановых значений и в 2020 году составил 4,9%.

В Регионе снижается численность населения из-за отрицательного естественного прироста и оттока, связанного с межрегиональной миграцией. Исключением стал кратковременный период (2015–2016 годы), на протяжении которого был зафиксирован рост численности населения. Курская область — нетто-донор трудовой миграции: число выезжающих на работу в другие субъекты РФ стабильно выше числа приезжающих из других регионов.

Регион имеет умеренную степень урбанизации (городское население составляет две трети); сравнительно меньшую, чем в целом по РФ, долю населения трудоспособного возраста; достаточный уровень развития транспортной инфраструктуры. Степень износа жилищно-коммунальной инфраструктуры, качество управления ЖКХ и развитие социальной инфраструктуры оцениваются нейтрально.

Оценка бюджетного профиля

Бюджет Курской области отличается умеренно высокой долей налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД, собственные доходы4): в 2018–2022 годах усредненное соотношение ННД и доходов бюджета (без учета субвенций) составит 75%.

Наибольшая часть налоговых поступлений в бюджет Области приходится на налог на прибыль (34–45% ННД в 2016–2020 годах); НДФЛ формирует чуть меньшую долю (от 26 до 30% ННД за тот же период). Поступления от региональных налогов составили в среднем 14% собственных доходов в 2016–2020\


4 Собственные доходы — доходы бюджета без учета безвозмездных перечислений. годах.

Рисунок 5. Динамика налоговых и неналоговых доходов бюджета Курской области, млн руб.


Источник: Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Максимальную долю налоговых доходов обеспечивает добыча железной руды. По оценке АКРА, в 2020 году доля поступлений от данного сектора составила порядка 24%. С учетом перечня предприятий, работающих в отрасли, степень зависимости от крупнейшего налогоплательщика существенна, но не критична для бюджета, однако волатильность поступлений от указанного сектора является фактором риска. Деятельность, связанная с электроэнергетическим сектором, приносит 7–8% налоговых доходов, а сектор АПК (сельское хозяйство и пищевая промышленность) — порядка 10%. Налоговые доходы от госсектора (государственное управление, образование и здравоохранение) невысоки и в период с 2017 по 2020 год составляли порядка 15%.

В 2018–2022 годах усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) окажется на уровне 6%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -3%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и незначительной потребности Региона в привлечении заемных средств для финансирования капитальных расходов.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Региона (без учета субвенций) в 2018–2022 годах ожидается на уровне 16%. За счет трансфертов из федерального бюджета финансируется в среднем порядка половины капитальных расходов Области.

Бюджетный процесс характеризуется удовлетворительной точностью планирования. Рост доходной и расходной частей бюджета в течение года связан преимущественно с изменением объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и в меньшей степени — с увеличением ННД.

Способность администрации стимулировать развитие экономики на уровне муниципалитетов оценивается как достаточно высокая. Для всех муниципальных районов и городских округов Области установлены дополнительные нормативы отчислений от НДФЛ, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. В период с 2015 по 2020 год НДФЛ формировал порядка 15–21% доходов муниципальных образований, что позволяет местным властям влиять на наполнение бюджетов путем развития экономики. Местные налоги (налог на имущество физических лиц и земельный налог) формируют еще порядка 5–7% доходов муниципалитетов. Однако финансирование муниципальных образований осуществляется в основном за счет безвозмездных поступлений (в среднем 65% в 2015–2020 годах), более половины которых — субвенции на осуществление полномочий, делегированных муниципальным образованиям.

Оценка долгового профиля

Область придерживается консервативной долговой политики и в течение последних четырех лет удерживает показатели долговой нагрузки в пределах, соответствующих низкому уровню риска. На конец 2020 года долг Курской области составил 18% ее текущих доходов (по методологии АКРА) и был представлен бюджетными кредитами (72%) с погашением до 2034 года, банковскими кредитами (20%) и облигациями (8%). По оценкам АКРА, на конец 2021 года соотношение долга Области и ее текущих доходов может снизиться до 11% из-за увеличения ННД на фоне благоприятной конъюнктуры на рынке металлов. По итогам 2022 года данное соотношение может составить порядка 22%. Указанные показатели соответствуют низкому уровню долговой нагрузки.

На 01.11.2021 долг Региона был представлен облигациями (9%) и бюджетными кредитами (91%). С учетом низкой долговой нагрузки Области выплаты по долговым обязательствам в абсолютном выражении невелики и сопряжены с минимальным риском рефинансирования. В 2021 году Регион провел реструктуризацию бюджетного кредита, привлеченного в декабре 2020 года и подлежавшего погашению в июле 2021 года. В результате данной реструктуризации срок погашения кредита был продлен до 2029 года. Средний срок погашения долговых обязательств Области составляет порядка шести лет.

Рисунок 6. Структура государственного долга Курской области, млн руб.


* Оценка АКРА.
Источник: Минфин России, Курская область, расчеты АКРА

Расходы на обслуживание долга являются необременительными для бюджета Области за счет высокой доли бюджетных кредитов в структуре долга: соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета в 2018–2022 годах (без учета субвенций) составит 0,2%.

Рисунок 7. График погашения государственного долга Курской области на 01.11.2021, млн руб.


Источник: Курская область, расчеты АКРА

Предоставление Областью государственных гарантий в 2021–2023 годах законом об областном бюджете не предусмотрено.

Совокупная долговая нагрузка муниципальных образований в 2015–2020 годах составляла порядка 22–30% их собственных доходов.

Финансовый долг предприятий госсектора Региона незначителен и в рамках рейтингового анализа не учитывается в виде косвенных обязательств правительства Области.

Просроченная кредиторская задолженность на 01.11.2021 у Курской области отсутствует. Сведения о существенных объемах коммерческих обязательств Области, способных повлиять на уровень ее кредитоспособности, отсутствуют.

АКРА не располагает сведениями о несвоевременном погашении Областью процентных платежей или основной суммы долга, о нарушении установленных договорами кредитования ковенантов или о случаях предоставления экстренной помощи из бюджета вышестоящего уровня с целью погашения займов. Реструктуризация части бюджетных кредитов, проведенная в 2021 году, не носила вынужденный характер.

Оценка профиля ликвидности

Регион имеет достаточный уровень ликвидности для своевременного выполнения расходных обязательств, включая процентные платежи. Однако до 2021 года остатки средств на счетах бюджета на начало месяца были меньше, чем расходы текущего месяца. Область регулярно использовала краткосрочные кредиты Управления Федерального казначейства для пополнения остатков средств на счетах своего бюджета. В 2021 году благоприятная конъюнктура на рынке металлов позволила увеличить налоговые доходы бюджета Области и сформировать значительный резерв на счетах.

Рисунок 8. Баланс ликвидности 5 Курской области, млрд руб.


5Превышение остатков денежных средств на счетах на начало месяца над расходами бюджета в течение месяца.

Остатки на счетах, сформированные на 01.10.2021, в 2,7 раза превысили среднемесячные расходы областного бюджета за девять месяцев 2021 года.

Курская область не имеет права размещать временно свободные средства на банковских депозитах.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в 2021 году с профицитом 5 млрд руб., а в 2022 году — с дефицитом не более 12 млрд руб.;

  • сохранение консервативной долговой политики;

  • сохранение собственной ликвидности на достаточном уровне.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • рост операционной эффективности бюджета при отсутствии потребности в долговом финансировании;

  • сохранение собственной ликвидности бюджета на высоком уровне;

  • ускорение темпов роста показателей социально-экономического развития Области.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение уровня доступной ликвидности;

  • рост соотношения долга и текущих доходов Области до уровня выше 30%;

  • рост текущих расходов бюджета Области, не сопровождающийся ростом текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Курская область, 35001 (ISIN RU000A0ZYCD1), срок погашения — 12.10.2025, объем эмиссии по номиналу — 4 млрд руб., — А+(RU).

Обоснование. Облигационный выпуск Курской области, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Курской области.

Рейтинговая история

29.11.2021 — A+(RU), прогноз «Позитивный».

11.06.2021 — A+(RU), прогноз «Стабильный».

22.12.2020 — A+(RU), прогноз «Стабильный».

24.07.2020 — A+(RU), прогноз «Стабильный».

04.02.2020 — A+(RU), прогноз «Стабильный».

16.08.2019 — A(RU), прогноз «Позитивный».

27.02.2019 — A(RU), прогноз «Стабильный».

31.08.2018 — A(RU), прогноз «Стабильный».

02.03.2018 — A(RU), прогноз «Стабильный».

01.09.2017 — A(RU), прогноз «Стабильный».

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Курской области и облигационного выпуска Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Курской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) были опубликованы АКРА 01.09.2017 и 10.10.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Курской области, а также кредитного рейтинга ценных бумаг Курской области (ISIN RU000A0ZYCD1) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования пресс-релиза по итогам последнего пересмотра в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Курской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Курской области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Курской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

ПРиложение

Таблица 1. Сводные экономические показатели 

2017

2018

2019

2020

Среднемесячная заработная плата, руб.

27 274

29 937

32 709

35 805

Среднегодовой прожиточный минимум (трудоспособное население), руб.

9 411

9 720

10 552

10 945

ВРП на душу населения, руб.

361 695

405 890

449 289

ВРП, млн руб.

404 760

451 001

496 699

Уровень безработицы к экономически активному населению (по методологии МОТ), %

4,1%

4,0%

4,0%

4,9%

Источник: Росстат



Таблица 2. Сводные бюджетные показатели, млн руб.

 

2017

2018

2019

2020

2021

(оценка АКРА)

Доходы бюджета

51 447

56 599

65 317

70 074

89 459

       ННД

35 967

41 129

45 796

44 609

65 513

               Налог на прибыль организаций

14 505

17 063

20 515

19 213

-

               НДФЛ

10 129

11 199

11 854

11 415

-

               Налоги на товары (включая акцизы)

3 508

3 770

4 323

4 459

-

               Налоги на совокупный доход

1 577

1 812

1 982

2 136

-

               Налоги на имущество

5 100

6 003

5 798

5 932

-

               Иные ННД

1 148

1 281

1 325

1 454

-

       Безвозмездные поступления

15 481

15 471

19 521

25 466

23 947

Расходы бюджета

50 668

54 733

64 935

70 694

84 264

       Текущие расходы

37 380

49 383

52 573

61 336

-

       Расходы капитального характера

13 246

5 219

12 240

9 253

-

       Процентные расходы

42

131

122

105

-

Дефицит (-) / профицит

780

1 866

382

(-)619

5 196

Текущие доходы

44 522

52 375

58 416

64 383

83 432

Баланс текущих операций

7 143

2 992

5 843

3 047

14 555

Модифицированный бюджетный дефицит

841

1 886

527

(-)594

5 086


Источник: Курская область, Федеральное казначейство, расчеты АКРА

Таблица 3. Бюджетные коэффициенты

2018

2019

2020

2021

(оценка АКРА)

Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов

8,6%

9,5%

7,0%

5,6%

Усредненное соотношение ННД и совокупных доходов (за вычетом субвенций)

75,9%

74,7%

71,0%

74,7%

Усредненная доля капитальных расходов

17,1%

18,5%

15,9%

15,9%

Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов

2,0%

1,4%

0,2%

(-)2,6%

Источник: Курская область, расчеты АКРА

Таблица 4. Сводные показатели долговой нагрузки

 

2017

2018

2019

2020

2021

(оценка АКРА)

Совокупный объем долга, млн руб.

9 264

9 260

8 957

11 540

9 496

Облигации, млн руб.

1 300

1 300

1 170

975

780

Банковские кредиты, млн руб.

2 500

2 700

2 730

2 308

823

Бюджетные кредиты, млн руб.

5 464

5 260

5 057

8 257

7 893

Государственные гарантии, млн руб.

0

0

0

0

0

Краткосрочный долг на начало года, млн руб.

2 393

2 704

1 034

3 332

5 907


Источник: Курская область, Минфин России, расчеты АКРА

Таблица 5. Коэффициенты долговой нагрузки и ликвидности бюджета

 

2017

2018

2019

2020

2021

(оценка АКРА)

Соотношение долга и текущих доходов

20,8%

17,7%

15,3%

17,9%

11,4%

Доля краткосрочного долга в совокупном долге

25,6%

29,2%

11,2%

37,2%

51,2%

Соотношение долга и ВРП

2,4%

2,2%

2,0%

2,1%

2,0%

Соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов (за вычетом субвенций)

0,2%

0,2%

0,2%

0,2%

0,2%

Коэффициент ликвидности

-

107%

312%

78%

174%

Источник: Курская область, расчеты АКРА

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Илья Цыпкин
Заместитель директора — руководитель направления муниципальных рейтингов, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.