Кредитный рейтинг Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — ХМАО-Югра, Округ, Регион) обусловлен высокими показателями региональной экономики, высоким уровнем ликвидности бюджета и низкой долговой нагрузкой.

Регион расположен в Уральском федеральном округе, одновременно является субъектом РФ и входит в состав другого субъекта РФ — Тюменской области1. В Округе проживает 1,7 млн человек (1% населения РФ). В 2021 году валовой региональный продукт (ВРП) Округа составит, по его оценкам, 4,6 трлн руб. Ежегодно ВРП Округа составляет порядка 5% суммарного ВРП субъектов РФ.

1Часть поступлений по налогу на прибыль, собираемому на территории Округа, поступает в бюджет Тюменской области (их размер регламентируется договором между Тюменской областью и Округом и составляет 29,5%).

Ключевые факторы оценки

Низкая долговая нагрузка и высокий уровень ликвидности бюджета. Долговой портфель полностью состоит из облигаций с погашением до 2024 года. Соотношение долга и текущих доходов Региона, по оценкам АКРА, на конец 2021 года составит 7%, что соответствует низкой долговой нагрузке. Объем остатков на счетах бюджета (включая депозиты) на 01.12.2021 в 5,5 раза превышал объем совокупной задолженности Округа на ту же дату и более чем в два раза — среднемесячные плановые расходы бюджета на текущий год. Накопленной ликвидности достаточно как для выплат по долгу, подлежащему погашению в текущем и следующем годах, так и для частичного финансирования дефицита бюджета, который запланирован Округом на 2022 год.

Высокая степень самодостаточности бюджета. За десять месяцев 2021 года совокупные доходы Округа сократились на 6% относительно показателя за аналогичный период 2020 года (в том числе поступления по налогу на прибыль снизились на 8%), но консервативная бюджетная политика Региона позволяет ему исполнять бюджет с промежуточным профицитом.

Согласно текущей версии Закона о бюджете Округа, в 2021 году совокупные доходы бюджета могут сократиться на 4% относительно 2020-го (преимущественно из-за снижения поступлений по налогу на прибыль организаций). В этой связи дефицит бюджета составит порядка 16% налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД), основным источником его финансирования станет накопленная ликвидность.

В 2018–2022 годах усредненная2 доля ННД составит 92% совокупных доходов (без учета субвенций).

Гибкость бюджетных расходов Округа находится на умеренно высоком уровне, усредненное отношение капитальных расходов к совокупным расходам бюджета (без учета субвенций) в рассматриваемом периоде составит 15%, а доля капитальных расходов, финансируемых Округом за счет собственных средств, близка к 100%.

Усредненное за 2017–2021 годы соотношение баланса текущих операций и текущих доходов составит порядка 8%, что указывает на достаточность текущих доходов для покрытия текущих и части капитальных расходов.

Соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -6%, что свидетельствует о незначительной потребности в долговом финансировании или использовании остатков средств на счетах.

2 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Регион — донор федерального бюджета, добывающий более 40% российской нефти. Отраслевая структура ВРП Округа стабильна, а вклад сектора добычи природных ископаемых в данный показатель превышает 70%. По итогам одиннадцати месяцев 2021 года 92% налогов и сборов, собранных на территории Региона, были направлены в федеральный бюджет, 8% поступило в консолидированный бюджет Округа. Налоговые поступления, собранные на территории Региона за десять месяцев текущего года (последние актуальные данные), составили 23% совокупных налоговых доходов федерального бюджета за этот период.

В 2019 году ХМАО-Югра занимал третье место среди российских регионов по уровню ВРП на душу населения. В 2017–2020 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму стабильно росло (с 4,3 до 4,6 раза), а уровень безработицы (по методологии МОТ) в Регионе был существенно ниже среднероссийского показателя.

Ключевые допущения

  • сохранение контрциклической бюджетной политики в части планирования расходов бюджета;

  • финансирование дефицита бюджета в 2021–2022 годах преимущественно за счет остатков средств на счетах.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • отставание темпов роста текущих доходов от динамики текущих расходов;

  • существенное снижение ликвидности бюджета;

  • рост долговой нагрузки свыше 30% текущих доходов;

  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Рейтинги выпусков

ХМАО-Югра 35001 (ISIN RU000A0JX215), срок погашения — 18.12.2023, объем эмиссии — 6 млрд руб., — ААА(RU).

ХМАО-Югра 35002 (ISIN RU000A0ZYKW4), срок погашения — 17.12.2024, объем эмиссии — 7 млрд руб., — ААА(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски ХМАО-Югры, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу ХМАО-Югры.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги ХМАО-Югры и облигационных выпусков ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг ХМАО-Югры и кредитные рейтинги государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) были опубликованы АКРА 26.09.2017, 28.09.2017 и 15.12.2017 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ХМАО-Югры, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг ХМАО-Югры (ISIN RU000A0JX215, RU000A0ZYKW4) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных ХМАО-Югрой, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство ХМАО-Югры принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству ХМАО-Югры дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86
Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.