Кредитный рейтинг Свердловской области (далее — Свердловская область, Область, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки, сбалансированными операционными показателями бюджетного профиля и незначительной потребностью бюджета в использовании накопленной ликвидности для финансирования капитальных расходов в среднесрочной перспективе. Области свойственны умеренные показатели социально-экономического развития и их частичная зависимость от металлургического комплекса.

«Позитивный» прогноз по кредитному рейтингу определяется ожиданиями АКРА относительно снижения долговой нагрузки и увеличения объема средств на счетах Региона в среднесрочной перспективе благодаря опережающему росту доходной части бюджета над его расходной частью за истекший период текущего года.

Свердловская область входит в состав Уральского федерального округа, граничит с семью субъектами РФ. В Области проживает порядка 4,3 млн человек (3% населения страны). По оценке Правительства Области, в 2020 году ее валовой региональный продукт (ВРП) составил 2,5 трлн руб. (регулярно ВРП Региона составляет примерно 3% совокупного ВРП регионов России).

Ключевые факторы оценки

Сбалансированные бюджетные показатели при незначительной потребности в использовании накопленных средств. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Области за 2018–2022 годы составит 14%. При этом баланс текущих операций по итогам 2021 года останется положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих и части капитальных расходов.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах Свердловской области за 2018–2022 годы превысит 22%, что соответствует наивысшему уровню гибкости бюджетных расходов по методологии АКРА. В среднем капитальные расходы примерно на три четверти финансируются Регионом за свой счет.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит по итогам 2021 года 85%.

Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов будет равно -5%, то есть превысит показатель за 2017–2020 годы (-8%). Во многом это обусловлено сверхдоходами от металлургического комплекса. АКРА отмечает, что в текущем году у бюджета Области отсутствует потребность в привлечении дополнительного финансирования для покрытия капитальных расходов, а показатель модифицированного бюджетного дефицита положителен. Однако в среднесрочной перспективе Региону может потребоваться использовать накопленную ликвидность для финансирования инвестиционных расходов.

За десять месяцев 2021 года объем доходов бюджета Региона более чем на 27% превысил доходы за аналогичный период 2020-го. ННД бюджета за указанный период увеличились на 40% к прошлогоднему уровню (годом ранее ННД снизились на 6% к показателю 2019-го): налог на прибыль вырос более чем в полтора раза, налоги на совокупный доход — на 40%, НДФЛ — на 16%. Однако объем безвозмездных поступлений сократился на 11% относительно показателя за аналогичный период 2020 года, в том числе объем дотаций снизился более чем в десять раз. Расходы бюджета за десять месяцев текущего года увеличились лишь на 6% к показателю годом ранее, что привело к формированию промежуточного профицита бюджета на уровне 10% ННД, полученных за этот же период (годом ранее дефицит составил порядка 13% ННД).

По прогнозу Области, в текущем году ННД могут вырасти на 34% при одновременном сокращении безвозмездных поступлений на 5% к показателю предыдущего года. Ожидается, что расходная часть бюджета Региона может увеличиться на 13% к уровню 2020-го, а бюджет будет исполнен с дефицитом в размере 1% ННД, который будет покрыт за счет остатков на счетах Региона и иных источников внутреннего финансирования. Неизрасходованные по итогам года остатки на счетах Области могут быть использованы для финансирования дефицитов будущих периодов.

По прогнозу Агентства, совокупные доходы бюджета Свердловской области в 2022 году могут сократиться, при этом расходы сохранятся на уровне 2021 года. Это приведет к формированию дефицита в 6% ННД, который будет частично профинансирован за счет остатков на счетах, частично — за счет привлечения долга.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренно низкая долговая нагрузка и уменьшение рисков рефинансирования долга. На 01.12.2021 долг Области снизился относительно начала года на 7% и составил 105,9 млрд руб. Большую часть долга (60%) на 01.12.2021 составляют облигации, оставшаяся часть приходится на бюджетные кредиты. График погашения долга значительно улучшился относительно начала года благодаря получению Областью 11,4 млрд руб. бюджетных кредитов для погашения долговых обязательств по рыночным заимствованиям. Текущий график погашения долга Региона сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие четыре года Свердловской области необходимо погасить или рефинансировать 41% долга (не более 16% долга ежегодно), а до конца 2021 года погашению подлежат облигации на сумму 1,0 млрд руб. (порядка 1% от общего объема долга). Улучшение графика погашения долга значительно снизило риски рефинансирования долга Региона.

На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 42%. АКРА ожидает снижение данного показателя по итогам 2021 года до 32%, что также будет соответствовать умеренно низкому уровню долговой нагрузки по методологии Агентства. По мнению АКРА, в 2022-м долговая нагрузка Области останется на аналогичном уровне. Снижение показателя долговой нагрузки в текущем году обусловлено как ростом текущих доходов Региона, так и ожидаемым снижением абсолютной величины долга по итогам года.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2018–2022 годы уровень процентных расходов не превысит 2% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

В 2021 году Область подала заявку на участие в программе предоставления из федерального бюджета инфраструктурных бюджетных кредитов в соответствии с доведенными лимитами.

Объем доступной ликвидности возрастет благодаря росту налоговых поступлений. С начала 2021 года остатки на счетах Области (без учета средств автономных и бюджетных учреждений, а также средств организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса) в среднем более чем на 70% покрывали ежемесячные расходы бюджета. На 01.12.2021 объем накопленных средств превысил 38 млрд руб.; по мнению АКРА, он может быть использован для финансирования дефицитов будущих периодов. По данным на 01.10.2021, у Области отсутствует просроченная кредиторская задолженность. Свердловская область размещает накопленную ликвидность на депозитах, что позволяет ей получать процентные доходы. В текущем году кредит Управления Федерального казначейства не привлекался.

Диверсифицированная экономика с умеренной концентрацией на металлургическом комплексе. Величина усредненного за 2016–2019 годы подушевого ВРП Региона в сопоставлении со среднестрановым показателем стабильно превышает 90%. Соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2017–2020 годах составило 3,6.

По итогам 2020 года усредненный за четыре последних года уровень безработицы в Области, рассчитываемый по методологии МОТ, составил 5,2%.

Основой экономики Свердловской области является обрабатывающий сектор с умеренной концентрацией на металлургическом комплексе. В 2020 году деятельность 9 из 20 крупнейших по выручке предприятий Региона была связана с обработкой металла. Однако, по оценке АКРА, усредненный за 2017–2020 годы вклад отрасли «Металлургическое производство» в налоговые поступления Региона в 2020 году составил 18,5%.

КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ

  • исполнение доходной и расходной частей бюджета по итогам 2021 года в пределах параметров, прогнозируемых Областью;

  • сокращение абсолютной величины долга не менее чем на 8% по итогам 2021 года к аналогичному показателю 2020-го;

  • использование источников финансирования дефицита бюджета, не ведущее к росту долговой нагрузки.

ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивое снижение долговой нагрузки Региона ниже 30% его текущих доходов;

  • снижение доли долга, погашаемого в 2022 и 2023 годах, до 20% и менее;

  • рост объема остатков средств на счетах до уровня, превышающего среднемесячные расходы Региона вдвое, и их размещение на депозитах в банках.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение величины операционного баланса ниже 10% от объема текущих доходов;

  • исполнение бюджета по итогам 2021 года с дефицитом, значительно превышающим уровень, прогнозируемый Областью;

  • увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 30%;

  • значительное сокращение доступной ликвидности при росте расходной части бюджета.

РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ

Свердловская область, 35003 (ISIN RU000A0JWZ77), срок погашения — 15.11.2024, объем эмиссии — 5 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYDU3), срок погашения — 22.10.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35005 (ISIN RU000A0ZZQH9), срок погашения — 23.10.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35006 (ISIN RU000A1016N9), срок погашения — 28.06.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 34007 (ISIN RU000A101UG7), срок погашения — 15.11.2024, объем эмиссии — 5 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35008 (ISIN RU000A101Z17), срок погашения — 29.07.2027, объем эмиссии — 12 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35009 (ISIN RU000A102CT6), срок погашения — 17.11.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 34010 (ISIN RU000A102DQ0), срок погашения — 23.11.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 34011 (ISIN RU000A102HF4), срок погашения — 16.12.2023, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Свердловской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Свердловской области.

РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ

Кредитные рейтинги Свердловской области и облигационных выпусков Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9, RU000A101UG7, RU000A101Z17, RU000A102CT6, RU000A102DQ0, RU000A102HF4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Свердловской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9, RU000A101UG7, RU000A101Z17, RU000A102CT6, RU000A102DQ0, RU000A102HF4) были опубликованы АКРА 08.09.2017, 24.10.2017, 24.10.2017, 18.10.2018, 11.12.2019, 29.06.2020, 24.07.2020, 18.11.2020, 20.11.2020 и 11.12.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Свердловской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Свердловской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Свердловской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Свердловской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Свердловской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Паршин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139-0480, доб. 225
Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.