Кредитный рейтинг Республики Коми (далее — Республика Коми, Республика, Регион) обусловлен умеренно высокой долей собственных доходов бюджета, умеренно низкой долговой нагрузкой и средним уровнем ликвидности бюджета.

Изменение прогноза по кредитному рейтингу Республики Коми со «Стабильного» на «Позитивный» обусловлено прогнозируемым улучшением показателей бюджетного профиля на фоне высоких темпов роста налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в текущем году и ожидаемой стабилизацией графика погашения долга.

Республика расположена в Северо-Западном федеральном округе. Часть территории относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает порядка 820 тыс. человек (0,6% населения РФ), в 2019 году на долю Республики приходилось 0,8% суммарного валового регионального продукта (ВРП) субъектов РФ.

Ключевые факторы оценки

Консервативный подход к планированию доходов бюджета. Закон о республиканском бюджете на 2021 год предусматривает исполнение бюджета с дефицитом порядка 14% ННД. По оценке АКРА, фактический дефицит в 2021 году может составить не более 4% ННД.

Ожидания основаны на темпах исполнения бюджета за десять месяцев текущего года. За этот период промежуточный профицит республиканского бюджета составил 3,8 млрд руб. при росте доходов на 21% и снижении расходов на 3% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Рост доходов обусловлен увеличением поступлений по налогу на прибыль в 2,3 раза.

В 2022 году законом о бюджете предусмотрено исполнение бюджета с дефицитом порядка 15% ННД, основным источником финансирования которого, исходя из данных закона, станут банковские кредиты. Вероятно, исполнение бюджета в текущем году с меньшим, чем запланировано, дефицитом позволит Республике сохранить остатки на счетах и частично изменить источники финансирования дефицита бюджета в следующем году.

Бюджет Республики характеризуется сравнительно высокой долей собственных доходов. В 2018–2022 годах их усредненная1 доля в совокупном объеме доходов Региона без учета субвенций составит 85%. Усредненная доля капитальных расходов в указанном периоде составит порядка 15% совокупных расходов (без учета субвенций). Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов (по методологии АКРА) в 2018–2022 годах составит 8%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов будет отрицательным (-6%). Указанные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и необходимости привлечения долга для финансирования капитальных расходов.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Умеренно низкая долговая нагрузка при сбалансированной по срокам погашения структуре долга. На конец 2021 года соотношение долга Региона и его текущих доходов может составить 41%, что соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки. На 01.12.2021 долг представлен облигациями (37%) и бюджетными кредитами (63%).

В 2021 году Правительство Российской Федерации реструктурировало бюджетный кредит, предоставленный Республике годом ранее для рефинансирования кредита Управления Федерального казначейства. Кроме того, Регион привлек бюджетный кредит в размере 7,9 млрд руб. на замещение коммерческого долга. Данные меры позволили снизить как риски рефинансирования долговых обязательств Региона, так и процентные расходы на обслуживание долга.

По состоянию на 01.12.2021 Республике до конца 2022 года предстоит погасить 6% своих долговых обязательств. Расходы на обслуживание долга являются необременительными для регионального бюджета (соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета без учета субвенций в 2018–2022 годах составит 2%).

Республика Коми располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения своих обязательств. Остатки средств на счетах бюджета на 01.11.2021 превышают среднемесячные расходы республиканского бюджета за десять месяцев 2021 года. Республика Коми размещает временно свободные средства бюджета на банковских депозитах.

Волатильность бюджетных показателей Региона обусловлена зависимостью от крупнейших налогоплательщиков в добывающем секторе. Добыча полезных ископаемых (нефть, газ, уголь), на которую в 2019 году приходилось 43,8% ВРП, является основным фактором, влияющим на динамику промышленного производства и ВРП Республики. Вместе с подотраслью «Производство нефтепродуктов» добывающий сектор в 2019 году формировал более 70% промышленного производства Республики Коми. ВРП на душу населения является высоким (в 2019 году по данному показателю Республика Коми занимала 12–е место среди субъектов РФ), а соотношение усредненных за период 2017–2020 годов среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума (для трудоспособного населения) составило 366%. Усредненный уровень безработицы в 2017–2020 годах составил 7,5%.

КЛЮЧЕВЫЕ ДОПУЩЕНИЯ

  • исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом порядка 4% ННД;

  • исполнение бюджета в 2022 году в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете на указанный год;

  • сохранение собственной ликвидности на достаточном уровне.

ФАКТОРЫ ВОЗМОЖНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПРОГНОЗА ИЛИ РЕЙТИНГА

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • использование долгосрочных источников финансирования дефицита бюджета;

  • минимальный рост долговой нагрузки по итогам 2021 года;

  • устойчивый рост уровня собственной ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост текущих расходов бюджета Республики, не сопровождающийся ростом текущих доходов бюджета;

  • увеличение долговой нагрузки до уровня более 55% текущих доходов;

  • финансирование дефицита бюджета с привлечением краткосрочных источников финансирования долга;

  • снижение соотношения усредненных среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума ниже 350%.

РЕЙТИНГИ ВЫПУСКОВ

Республика Коми, 35013 (ISIN RU000A0JWZM1), срок погашения — 16.11.2022, объем эмиссии — 6,18 млрд руб., — А-(RU).

Республика Коми, 35014 (ISIN RU000A0JXUD9), срок погашения — 25.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А-(RU).

Обоснование. Перечисленные облигационные выпуски Республики Коми, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Коми.

РЕГУЛЯТОРНОЕ РАСКРЫТИЕ

Кредитные рейтинги Республики Коми и облигационных выпусков Республики Коми (ISIN RU000A0JWZM1, RU000A0JXUD9) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Республики Коми был опубликован АКРА 05.09.2017, государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JWZM1, RU000A0JXUD9) — 05.03.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Коми, а также кредитного рейтинга выпусков государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JWZM1, RU000A0JXUD9) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Республикой Коми, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Республики Коми принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Республики Коми дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Елена Анисимова
Старший директор — руководитель группы суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.