Повышение кредитного рейтинга Хабаровского края (далее — Хабаровский край, Край, Регион) обусловлено существенным изменением структуры долгового портфеля вследствие рефинансирования значительной части коммерческого долга бюджетными кредитами. Это, в свою очередь, способствовало частичному снижению рисков рефинансирования долговых обязательств.
«Позитивный» прогноз по кредитному рейтингу определяется ожиданиями АКРА относительно сохранения уровня ликвидности краевого бюджета в среднесрочной перспективе благодаря опережающему росту доходной части бюджета над его расходной частью за истекший период текущего года.
Кредитный рейтинг Хабаровского края обусловлен значительным уровнем долговой нагрузки, сохраняющейся существенной долей краткосрочного долга и умеренной потребностью в привлечении долгового финансирования. Экономике Края свойственны умеренные показатели развития и частичная зависимость от бюджетного сектора.
Хабаровский край входит в состав Дальневосточного федерального округа. В Регионе проживает порядка 1,3 млн человек (0,9% населения РФ). Валовой региональный продукт (ВРП) Края по итогам 2019 года достиг 803 млрд руб., что составляет около 1% совокупного ВРП субъектов РФ.
Ключевые факторы оценки
Риски рефинансирования частично снизились благодаря рефинансированию части коммерческого долга. На начало 2021 года долг Региона составлял 54,8 млрд руб. и характеризовался высокими рисками рефинансирования долговых обязательств.
На 01.11.2021 долг Хабаровского края незначительно вырос на 0,7 млрд руб. (до 55,5 млрд руб.) относительно объема на начало года. При этом структура долгового портфеля и срочность погашения долга изменились благодаря программе рефинансирования части коммерческого долга, по которой Край получил 16,6 млрд руб. бюджетных кредитов со сроком погашения в 2025–2029 годах. Таким образом, текущий график погашения долга Региона стал более сбалансированным, чем в начале года. Тем не менее на ближайшие два года все еще приходятся значительные выплаты: Краю необходимо в совокупности погасить за этот период 40% долга. В оставшийся период 2021 года погашению подлежит только 2% долга (0,9 млрд руб.). Текущая структура долга представлена бюджетными кредитами (57%), банковскими кредитами (35%), а также в небольшом объеме облигациями и гарантиями. Снижение доли коммерческого долга положительно скажется на стоимости обслуживания долговых обязательств, хотя они необременительны для Региона (соотношение усредненных за 2018–2022 годы процентных расходов и совокупных расходов бюджета (без учета субвенций) не превысит 3%).
Хабаровскому краю одобрено предоставление 3,7 млрд руб. инфраструктурных бюджетных кредитов, что, по мнению АКРА, не окажет существенного негативного влияния на долговую нагрузку Региона.
На конец 2021 года соотношение долга и текущих доходов Края составит 46%, что сопоставимо со значением показателя, сформировавшегося по итогам 2020 года.
С начала 2021 года остатки на счетах Края (с учетом средств автономных и бюджетных учреждений) в среднем покрывали порядка половины ежемесячных расходов бюджета. По состоянию на 01.11.2021 объем остатков на счетах Региона превышал 11 млрд руб., что является наибольшей величиной за весь период наблюдения. Просроченная кредиторская задолженность на начало ноября отсутствует.
Сбалансированные операционные показатели при умеренной потребности в привлечении долгового финансирования. Усредненное 1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2018–2022 годы составит порядка 6%. Баланс текущих операций в 2021 году останется положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов.
1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.
Доля капитальных расходов в совокупных расходах Края оценивается как умеренная. Усредненное значение этого показателя за 2018–2022 годы составит 13%, при этом ежегодно капитальные расходы более чем наполовину финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) за аналогичный период будет находиться на уровне 71%.
Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов, по прогнозу АКРА, останется отрицательным и составит минус 3%. Это указывает на недостаток собственных средств Края для финансирования капитальных расходов и говорит о потребности бюджета в привлечении дополнительного долгового финансирования.
Исходя из актуальной версии закона о краевом бюджете на 2021–2023 годы, в текущем году предусматривается рост доходной части бюджета на 7% относительно показателя 2020 года. При этом ННД возрастут на 13% при одновременном сокращении объема безвозмездных поступлений на 2%. Расходная часть бюджета увеличится на 9%. Ожидаемый дефицит в 7% ННД будет профинансирован по большей части за счет заемного финансирования, при этом часть дефицита Регион планирует покрыть за счет накопленной ликвидности.
За десять месяцев 2021 года объем доходов краевого бюджета составил 111,8 млрд руб., что на 13% превышает показатель на 01.11.2020. ННД бюджета увеличились на 22% к прошлогоднему уровню: налог на прибыль вырос на 54%, НДФЛ — на 11%, налоги на совокупный доход — на 54%. В то же время безвозмездные поступления сократились на 3%, а объем дотаций снизился на 13%. Расходы бюджета по состоянию на 01.11.2021 выросли на 4% к аналогичному периоду 2020–го, а промежуточный профицит бюджета составил 9% ННД, или около 7 млрд руб. (годом ранее промежуточный дефицит составлял 3% ННД).
АКРА исходит из предположения, что в течение оставшегося периода 2021 года темпы роста расходной части бюджета могут увеличиться, поэтому расходы возрастут до уровня, установленного в законе о краевом бюджете. Однако растущие доходы бюджета смогут частично компенсировать рост расходов, и итоговый дефицит окажется ниже уровня, планируемого в законе о бюджете. В итоге часть ликвидности будет сохранена.
Закон о краевом бюджете на 2022–2024 годы предполагает дальнейший рост ННД бюджета на 5% относительно показателя 2021 года, что в совокупности с утвержденным объемом безвозмездных поступлений и существенным ожидаемым снижением расходов (на 11%) приведет к исполнению бюджета с дефицитом 0,6% ННД. Заложенный дефицит бюджета будет полностью профинансирован за счет накопленных средств.
Умеренные показатели развития экономики, частично зависящие от госсектора. Негосударственный сектор экономики Хабаровского края диверсифицирован. За последние четыре года значительная доля налоговых поступлений (20% — усредненная доля за 2017–2020 годы) приходилась на отрасли, связанные с транспортировкой грузов и связью, а сектор торговли обеспечивал около 14% налоговых поступлений Края. Деятельность, финансируемая за счет бюджетных средств (государственное управление, образование, здравоохранение и деятельность в сфере культуры), по оценкам АКРА, формировала порядка 24% налоговых доходов в период с 2017 по 2020 год и вносила наибольший вклад в доходы краевого бюджета.
Величина усредненного ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем в 2016–2019 годах составила 95%. Соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2017–2020 годах превышало 300%.
По итогам 2020 года усредненный за четыре последних года уровень безработицы в Регионе, рассчитываемый по методологии МОТ, составил 4%. Безработица в Хабаровском крае находится стабильно ниже среднестранового уровня.
Ключевые допущения
-
прирост доходов бюджета, обусловленный внутригодовыми темпами прироста, не менее чем на 11% при увеличении ННД Края по итогам 2021 года не менее чем на 18% к уровням предыдущего года;
-
прирост расходов бюджета в соответствии с уровнем, установленным законом о краевом бюджете;
-
прирост абсолютной величины долга по итогам 2021 года не более чем на 11%;
-
отсутствие необходимости в привлечении краткосрочного долга в оставшийся период 2021 года.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
-
сохранение объема остатков на счетах бюджета по итогам 2021 года;
-
снижение доли краткосрочного долга ниже 20% от общего объема долга;
-
сокращение потребности бюджета в финансировании капитальных расходов за счет привлечения заемного финансирования.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
-
рост уровня долговой нагрузки выше 55%;
-
рост доли краткосрочного долга выше 40%;
-
увеличение потребности бюджета в привлечении долгового финансирования;
-
снижение баланса текущих операций до отрицательных значений;
-
исполнение бюджета с дефицитом, превышающим прогнозируемый АКРА уровень.
Рейтинги выпусков
Хабаровский край, 35007 (ISIN RU000A0ZZQQ0), срок погашения — 24.10.2025, объем эмиссии — 5 млрд руб., — BBB-(RU).
Обоснование кредитного рейтинга. Облигационный выпуск Хабаровского края, по мнению Агентства, имеет статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Хабаровского края.
Регуляторное раскрытие
Кредитные рейтинги Хабаровского края и облигационного выпуска Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанному выпуску также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.
Впервые кредитный рейтинг Хабаровского края и кредитный рейтинг выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) были опубликованы АКРА 19.06.2020.
Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Хабаровского края, а также кредитного рейтинга выпуска государственных ценных бумаг Хабаровского края (ISIN RU000A0ZZQQ0) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Правительством Хабаровского края, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются незапрошенными, Правительство Хабаровского края принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.
При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Хабаровского края дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.