Соответствие выпуска Принципам «зеленых» облигаций ICMA

АКРА подтверждает, что выпуск облигаций Евразийского банка развития (далее — Эмитент, ЕАБР) соответствует всем базовым компонентам Принципов «зеленых» облигаций Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) в редакции 2021 года (ПЗО-2021). Направление использования средств (проекты, финансируемые / рефинансируемые в рамках выпуска облигаций, направлены на реализацию целей, соответствующих категориям проектов ICMA, и имеют положительный экологический эффект), процесс оценки и отбора проектов, подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности Эмитента, представленные в документе «Политика Евразийского банка развития по выпуску "зеленых" и социальных долговых инструментов» (далее — Политика) 1, в полной мере отвечают критериям ПЗО-2021, в связи с чем рассматриваемый выпуск облигаций можно считать «зеленым».


1 https://eabr.org/upload/iblock/724/ESG-Bonds_04.10.2021_3_rus.cleaned.pdf.

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКА

Эмитент

Евразийский банк развития

Кредитный рейтинг эмитента

AAA(RU), прогноз «Стабильный»

Фактический эмитент

Евразийский банк развития

Вид, серия и иные идентификационные признаки ценных бумаг

Облигации «зеленые» биржевые процентные неконвертируемые

Объем эмиссии

20 млрд тенге

ISIN

KZ2D00008083

Дата начала размещения

21.09.2021

Дата погашения

21.09.2024

Источник: АКРА, данные эмитента

ЕАБР — международная финансовая организация (МФО), созданная для содействия экономическому росту и расширению торгово-экономических связей между некоторыми из стран — членов СНГ, впоследствии создавшими Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС). Государствами — участниками ЕАБР являются Российская Федерация (65,97%), Республика Казахстан (32,99%), Республика Беларусь (0,99%), Республика Таджикистан (0,03%), Республика Армения (0,01%) и Кыргызская Республика (0,01%).

Эмитент активно вовлечен в повестку устойчивого развития:

  • в 2019 году советом ЕАБР была утверждена программа финансирования проектов в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на 2020–2024 годы;

  • согласно обновленной стратегии Эмитента на 2022–2026 годы, «зеленое» финансирование определено в качестве одного из приоритетных направлений развития ЕАБР; в рамках данного направления определены ключевые международные принципы, на которые будет ориентироваться Эмитент при выпуске своих «зеленых» финансовых инструментов, а также приоритетные экологические цели;

  • в 2020 году Эмитент вошел в акционерный капитал Центра «зеленых» финансов ― дочерней организации Международного финансового центра «Астана» (МФЦА);

  • в структуре Эмитента создана специализированная дирекция по «зеленым» проектам;

  • Эмитентом принята Экологическая и социальная политика, разработанная на основе лучших практик банков развития;

  • Эмитентом разработана и утверждена Политика по выпуску «зеленых» и социальных долговых инструментов;

  • Агентство отмечает, что особую важность в рамках рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций имеет опыт Эмитента в финансировании проектов в области возобновляемой энергетики. В 2020 году ЕАБР предоставил финансирование по трем новым проектам строительства генерирующих мощностей ВИЭ в Казахстане установленной мощностью 110 МВт.

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ

Эмитент предоставил АКРА документы, содержащие критерии приемлемости проектов, которые могут быть включены в выпуск «зеленых» облигаций, процесс отбора данных проектов, подходы к управлению средствами и будущей отчетности. На основании данных документов были сделаны заключения по соответствию выпуска облигаций четырем компонентам ПЗО-2021.

Использование средств

Цели выпуска «зеленых» облигаций Эмитента четко сформулированы и соответствуют ПЗО-2021. Все средства, привлеченные в рамках размещения оцениваемого выпуска «зеленых облигаций», направлены на финансирование / рефинансирование проектов, которые соответствуют критериям, указанным в Политике Эмитента.

Для целей оцениваемого выпуска Эмитент определил в качестве проектов следующие:

  • проект 1: строительство ветровой электростанции мощностью 50 МВт (Республика Казахстан);

  • проект 2: строительство и эксплуатация сетей уличного освещения с повышением общей энергоэффективности сети уличного освещения (Республика Казахстан);

  • проект 3: проект модернизации гидроэлектростанции мощностью 126 МВт, способствующий снижению сброса загрязняющих веществ в водные объекты (Республика Казахстан);

  • проект 4: строительство солнечной электростанции мощностью 100 МВт (Республика Казахстан).

Таким образом, 100% поступлений от выпуска данных облигаций направлено исключительно на проекты, подпадающие под следующие категории проектов ICMA согласно ПЗО-2021:

  • ВИЭ (проекты 1 и 4);

  • повышение энергоэффективности (проект 2);

  • устойчивое управление водными ресурсами и сточными водами (проект 3).

Данные категории указаны в Политике Эмитента.

Эмитент предоставил Агентству: (1) полный список проектов, утвержденных для финансирования / рефинансирования в рамках данного выпуска; (2) данные о ключевых технических параметрах каждого проекта; (3) данные по суммарному объему финансирования по каждому проекту; (4) сроки финансирования; (5) внутренние заключения Эмитента и отчеты внешних консультантов (где применимо); (6) описание достигаемых экологических эффектов от реализации проектов и их обоснование.

По всем рассматриваемым проектам получено письменное заключение от Эмитента (в том числе отчеты внешних консультантов) о том, что все оцениваемые проекты не наносят существенного вреда окружающей среде в районе их расположения.

В качестве позитивного экологического эффекта по каждому проекту Эмитентом определено:

  • по проекту 1 и 4: увеличение доли выработки электроэнергии от возобновляемых источников в общем объеме производимой электроэнергии в Республике Казахстан;

  • по проекту 2: снижение потребления электроэнергии на 70% от исходного уровня для данного населенного пункта;

  • по проекту 3: сокращение сброса загрязняющих веществ (в данном случае турбинного масла) в водные объекты более чем в десять раз.

Агентство считает представленные расчеты и ключевые допущения, сделанные Эмитентом для расчета ожидаемого экологического эффекта от реализации проектов, допустимыми.

Процесс оценки и отбора проектов

Эмитентом принята прозрачная и логически обоснованная процедура оценки и отбора проектов, которая описана в Политике.

Все проекты, которые ЕАБР финансирует / рефинансирует за счет средств от выпуска «зеленых» облигаций, проходят дополнительную процедуру оценки и отбора со стороны ответственного подразделения Эмитента. Подразделение, ответственное за управление ESG-рисками, также проводит оценку на соответствие таксономиям и категориям «зеленых» проектов, на которые ЕАБР ориентируется в рамках принятой Политики.

Все проекты, отобранные Эмитентом для финансирования / рефинансирования посредством выпуска «зеленых» облигаций, должны удовлетворять следующим критериям в соответствии с Политикой:

  • по проекту принято положительное решение кредитного комитета о выделении финансирования;

  • проект не относится к социально опасной деятельности и категории проектов, оказывающих крайне негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Политикой экологической и социальной ответственности Эмитента;

  • проект соответствует одной или нескольким национальным и/или иностранным таксономиям, а также категориям ICMA, используемым Эмитентом без каких-либо дополнительных критериев, или проект соответствует одной или нескольким национальным и/или иностранным таксономиям на основании выполнения дополнительных критериев (в этом случае готовится дополнительное заключение Эмитента и внешнего консультанта (при необходимости) о выполнении критериев);

  • проект прошел дополнительную верификацию или экологический аудит (при необходимости) с привлечением внешних экологических и технических узкоотраслевых консультантов;

  • по проекту получено положительное заключение подразделения, ответственного за управление ESG-рисками;

  • проект соответствует критериям «зеленых» или социальных проектов, определенных в рамках настоящей Политики.

В целом, в соответствии с принятым механизмом оценки и отбора проектов Эмитента, все проекты, финансируемые / рефинансируемые им, проходят несколько стадий оценки и отбора, в том числе по всем проектам проводится анализ показателей экологического и социального воздействия, которые в обязательном порядке учитываются при вынесении итогового решения о предоставлении финансирования по любому проекту (не только финансируемому / рефинансируемому за счет выпуска «зеленых» облигаций).

Кроме того, в Политике указано, что ЕАБР руководствуется Политикой экологической и социальной ответственности, в рамках которой предусмотрен отказ от финансирования социально опасной деятельности и проектов, оказывающих негативное и необратимое воздействие на окружающую среду.

Все проекты, отобранные Эмитентом для оцениваемого выпуска, относятся к категориям «Возобновляемые источники энергии», «Повышение энергоэффективности», «Устойчивое управление водными ресурсами и сточными водами» согласно ПЗО-2021 и соотносятся со следующими ЦУР ООН:

  • ЦУР № 7: Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех;

  • ЦУР № 13: Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями;

  • ЦУР № 6: Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех.

По мнению АКРА, описанный алгоритм свидетельствует об эффективном процессе оценки и отбора проектов и соответствует лучшим рыночным практикам.

Управление средствами

Процедура управления средствами от выпуска «зеленых» облигаций изложена в Политике.

ЕАБР принял для себя следующий механизм управления средствами от выпуска «зеленых» облигаций:

  • на каждый год, следующий за отчетным, ответственное подразделение Эмитента, руководствуясь внутренней процедурой, определяет объемы выпусков и размещения «зеленых» облигаций в соответствии с категориями проектов, указанными в Политике, и формирует предварительный реестр выпусков «зеленых» облигаций в соответствии с общим планом деятельности;

  • на ежеквартальной основе ответственное подразделение Эмитента ведет учет выданных кредитов или одобренных заявок, которые соответствуют категориям проектов, указанным в Политике, и которые прошли процедуру оценки и отбора проектов (в том числе по рефинансируемым проектам) и формирует реестр «зеленых» проектов Эмитента;

  • после выпуска «зеленых» облигаций сумма, равная чистым поступлениям от таких транзакций, распределяется в этот внутренний реестр в порядке выдачи;

  • реестр «зеленых» облигаций регулярно (не реже, чем раз в квартал) пересматривается. ЕАБР указал в своей Политике, что намерен поддерживать совокупную сумму проектов, финансируемых / рефинансируемых в рамках размещения «зеленых» облигаций, на уровне не меньше совокупной номинальной стоимости «зеленых» облигаций, находящихся в обращении;

  • реестр выпусков «зеленых» облигаций, согласно принятой в ЕАБР процедуре, будет содержать информацию, достаточную для идентификации каждого выпуска «зеленых» облигаций в целях соответствия реестру «зеленых» проектов Эмитента;

  • в периоды времени, когда номинальная стоимость «зеленых» облигаций, находящихся в обращении, превышает стоимость проектов, финансируемых / рефинансируемых в рамках размещения облигаций, сумма такого превышения размещается в соответствии с общей политикой управления ликвидностью Эмитента;

  • ответственное подразделение по отбору проектов, применимых для выпуска «зеленых» облигаций, на полугодовой основе осуществляет контроль целевого расходования заемных средств по проектам, финансируемым / рефинансируемым за счет кредитов, входящих в реестр «зеленых» проектов Эмитента. Если по результатам контроля целевого использования средств ЕАБР пришел к выводу о несоответствии целевому назначению, то проект исключается из реестра «зеленых» и социальных проектов;

  • в течение квартала, следующего за погашением задолженности кредита, входящего в реестр «зеленых» проектов Эмитента, или исключения кредита из реестра «зеленых» проектов Эмитента, ЕАБР замещает данный кредит другим кредитом (удовлетворяющим требованиям Политики), чтобы совокупная сумма кредитов, входящих в данный реестр, была не менее общей номинальной стоимости «зеленых» и/или социальных облигаций, находящихся в обращении.

По мнению АКРА, процедура по управлению средствами в полной мере соответствует ПЗО-2021 и лучшим рыночным практикам для эмитентов «зеленых» облигаций из числа банков развития.

Отчетность

Согласно утвержденной Политике, Эмитент обязуется публиковать на ежегодной основе два типа отчетов:

  • отчет о распределении средств;

  • отчет о воздействии (отчет, содержащий информацию об экологическом воздействии финансируемых / рефинансируемых проектов).

Отчет о распределении средств будет содержать следующую информацию:

  • номинальную стоимость выпущенных за прошедший календарный год «зеленых» облигаций Эмитента с указанием их ключевых характеристик;

  • сумму распределенных чистых поступлений от «зеленых» облигаций Эмитента, выпущенных в соответствующем календарном году;

  • сумму нераспределенных поступлений от «зеленых» облигаций Эмитента, выпущенных в соответствующем календарном году;

  • разбивку по странам и категориям приемлемых проектов в соответствии с Политикой Эмитента.

В рамках отчета о воздействии ЕАБР обязуется публиковать на ежегодной основе информацию о предполагаемом и/или фактическом (если применимо) воздействии на окружающую среду проектов, финансируемых / рефинансируемых за счет выпуска «зеленых облигаций Эмитента.

В Политике Эмитента указаны примеры индикаторов, по которым он готов отчитываться в рамках отчета о воздействии. Применительно к проектам, отобранным для настоящего выпуска, примерами таких индикаторов (из числа представленных Эмитентом) могут служить:

  • для проектов 1 и 4: 1) полная установленная мощность генерирующих объектов, работающих на ВИЭ; 2) ежегодное производство электроэнергии от ВИЭ; 3) ежегодное сокращение прямых выбросов парниковых газов за счет замещения генерирующих мощностей, работающих на ископаемом топливе;

  • для проекта 2: 1) ежегодная экономия электроэнергии; 2) ежегодное сокращение косвенных выбросов парниковых газов за счет сокращения объемов потребляемой электроэнергии;

  • для проекта 3: 1) снижение сброса загрязненных и/или неочищенных сточных вод.

По мнению Агентства, приведенная процедура в полной мере соответствует ПЗО-2021 и отвечает практикам банков развития.

Дополнительные факторы оценки

Организационная структура и стратегия

Согласно данным Эмитента, предоставление кредитов, которые финансируются / рефинансируются за счет данного выпуска «зеленых» облигаций ЕАБР, осуществляется его проектными дирекциями, в частности дирекцией по энергетике. Кроме того, согласно внутренним процедурам Эмитента, в оценке и отборе проектов участвует подразделение, ответственное за управление ESG-рисками. Согласно обновленной Стратегии, в структуре Эмитента также создана специализированная дирекция по «зеленым» проектам.

В рамках анализируемого выпуска «зеленых» облигаций Эмитент определил в качестве целей: 1) финансирование строительства объектов генерации, функционирующих на основе ВИЭ, в том числе солнца и/или ветра; 2) модернизацию объекта гидрогенерации (с заявленным эффектом ― снижением сброса загрязняющих веществ); а также 3) модернизацию городских систем уличного освещения с повышением общей энергоэффективности сети уличного освещения.

Для целей верификации данного выпуска Эмитент предоставил Агентству информацию по всем проектам в полном объеме, включая отчеты технических консультантов.

Агентство позитивно оценивает тот факт, что в рамках Стратегии развития на 2022–2026 годы Эмитент намерен усилить компонент оценки эффектов своей деятельности на содействие выполнению ЦУР при определении приоритетов проектной работы. В частности, ЕАБР провел анализ ЦУР, достижению которых Эмитент будет прямо или косвенно способствовать.

На момент проведения оценки Эмитент не присоединился к каким-либо инициативам в сфере устойчивого развития, что оказало сдерживающее влияние на оценку.

Агентство также высоко оценивает общее качество корпоративного управления и стратегического планирования Эмитента в связи с принятием новой Стратегии развития Эмитента на 2022–2026 годы.

Финансовая реализуемость проектов

Агентство оценивает финансовую реализуемость проектов как высокую.

Ключевые допущения

  • целевое использование средств, полученных от выпуска облигаций;

  • достижение заявленных Эмитентом экологических эффектов.

Компоненты оценки

Соответствие выпуска ПЗО: соответствует.

Уровень оценки: GR1.

Регуляторное раскрытие

Оценка проектов, финансируемых / рефинансируемых в рамках выпуска «зеленых» облигаций Евразийского банка развития, на соответствие международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования, а также самих облигаций — на соответствие ПЗО-2021 была проведена на основании Методологии оценки «зеленых» долговых обязательств в части оценки «зеленых» облигаций.

Мнение АКРА о соответствии проектов, финансируемых / рефинансируемых Евразийским банком развития, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования, а также о соответствии облигаций Евразийского банка развития ПЗО-2021 публикуется Агентством впервые. Пересмотр оценки соответствия возможен в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Мнение АКРА о соответствии проектов, финансируемых / рефинансируемых Евразийским банком развития, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования, а также о соответствии облигаций Евразийского банка развития ПЗО-2021 основано на данных, предоставленных Евразийским банком развития, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Оценка соответствия проектов, финансируемых / рефинансируемых Евразийским банком развития, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования, а также оценка соответствия облигаций Евразийского банка развития ПЗО-2021 была запрошенной, Евразийский банк развития принимал участие в процессе оценки.

При присвоении оценки использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Владимир Горчаков
Заместитель директора, группа оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 132
Агата Постнова
Эксперт, группа оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 157
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.