Соответствие выпуска Положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П

В рамках выпуска «зеленых» облигаций ПАО Сбербанк (далее — Эмитент) АКРА осуществило верификацию соответствия проектов, планируемых к рефинансированию за счет привлекаемых от указанного выпуска средств, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования (в соответствии с Положением Банка России от 19.12.2019 № 706-П). Представленные Эмитентом проекты по строительству электростанций, использующих в качестве источника энергии энергию солнца, относятся к категории проектов Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) «Возобновляемые источники энергии» (см. Приложение 1).

Рефинансирование аналогичных проектов за счет выпуска «зеленых» долговых инструментов допускается как в международной, так и в российской практике.

Рассматриваемые проекты — строительство восьми солнечных электростанций (СЭС) — на момент проведения верификации введены в эксплуатацию, включены в перечень квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), и начали осуществлять поставки электроэнергии на оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ). Итоговый объем выпуска в денежном выражении на момент проведения верификации не определен.

В данном случае Эмитент обязуется восполнить за счет средств, полученных от выпуска «зеленых» облигаций, ранее выданные кредиты в объеме не менее 25 млрд. рублей на строительство следующих объектов:

  • одна станция ОЭС Средней Волги полной плановой мощностью 75 МВт;

  • пять станций ОЭС Юга полной плановой мощностью 180 МВт;

  • две станции ОЭС Урала полной плановой мощностью 50 МВт.

Реализация этих проектов позволяет добиться положительного эффекта с точки зрения экологии, который выражается в:

  • увеличении суммарной установленной мощности и выработки электроэнергии от объектов ВИЭ в рамках объединенных энергосистем (ОЭС) и единой энергосистемы России в целом (прямой эффект);

  • увеличении доли ВИЭ в установленной мощности и выработке электроэнергии в рамках ОЭС и единой энергосистемы России в целом (прямой эффект);

  • косвенном снижении выбросов CO2 за счет замещения рассматриваемыми СЭС мощностей, работающих на ископаемом топливе (косвенный эффект).

Краткая информация о проектах, рефинансируемых за счет выпуска «зеленых» облигаций, и об их экологическом эффекте приведена в Приложении 1.

АКРА подтверждает, что проекты, рефинансируемые за счет выпуска «зеленых облигаций» соответствуют всем базовым международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) в редакции 2021 года (ПЗО-2021).

Соответствие выпуска Принципам «зеленых» облигаций ICMA

АКРА подтверждает, что планируемый выпуск облигаций Эмитента соответствует всем базовым компонентам Принципов «зеленых» облигаций Международной ассоциации рынков капитала (ICMA) в редакции 2021 года (ПЗО-2021). Направление использования средств (проекты, рефинансируемые в рамках выпуска облигаций, направлены на реализацию целей, соответствующих категориям проектов ICMA, и имеют положительный экологический эффект), процесс оценки и отбора проектов, подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности Эмитента, представленные в документе «Концепция "зеленых" облигаций» (далее — Концепция), в полной мере отвечают критериям ПЗО-2021, в связи с чем планируемый выпуск облигаций можно считать «зеленым».

КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКА

Эмитент

ПАО Сбербанк

Кредитный рейтинг эмитента

AAA(RU), прогноз «Стабильный»

Фактический эмитент

ПАО Сбербанк

Вид, серия и иные идентификационные признаки ценных бумаг

Зеленые биржевые облигации процентные неконвертируемые бездокументарные с централизованным учетом прав серии 002P-01

Планируемый объем эмиссии

25 млрд руб.

Регистрационный номер выпуска

На дату публикации не определен

Дата начала размещения

На дату публикации не определена

Дата погашения

В 728 день с даты начала размещения

Источник: АКРА, данные эмитента

ПАО Сбербанк — крупнейший по величине активов банк в Российской Федерации. Эмитент активно вовлечен в повестку устойчивого развития, о чем свидетельствуют его недавние инициативы, в том числе:

  • в 2020 году была утверждена ESG-стратегия Эмитента на 2021–2023 годы, которая в свою очередь интегрирована в общекорпоративную стратегию развития до 2023 года;

  • в 2021 году Эмитент стал участником глобальной инициативы ООН в рамках программы по охране окружающей среды для финансового сектора — Принципы ответственной банковской деятельности (UNEP FI: Principles for Responsible Banking), а также Глобального договора ООН;

  • Эмитентом приняты Политика в области социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития, а также Политика управления социальными рисками, рисками окружающей среды и корпоративного управления;

  • сформирована организационная структура управления ESG и устойчивым развитием, включая дирекцию ESG и ESG-комитет;

  • определен вклад Эмитента в достижение Целей в области устойчивого развития (ЦУР) ООН;

  • реализуются инициативы по снижению воздействия Эмитента на окружающую среду; в частности, Эмитент начал переход к концепции «зеленого» офиса, долю закупки «зеленой» энергии к 2023 году планируется довести до 30%. Кроме того, Эмитент рассчитывает стать углеродно-нейтральным в своей операционной деятельности к 2030 году;

  • сумма выданных Эмитентом «зеленых» кредитов (в определении самого Эмитента) на середину 2021 года составила 75 млрд руб., устойчивое кредитование превысило 50 млрд руб.;

  • проведены первичные расчеты эмиссии СО2 из прямых и косвенных источников, и начата работа по оценке углеродного следа портфеля Банка;

  • Агентство отмечает, что особую важность в рамках рассматриваемого выпуска «зеленых» облигаций имеет опыт Эмитента в финансировании проектов в области возобновляемой энергетики, в частности строительства ветропарка в Мурманской области, ветряной электростанции в Ростовской области, СЭС в Ставропольском крае.

Ключевые факторы оценки

Эмитент предоставил АКРА документы, содержащие критерии приемлемости проектов, которые могут быть включены в выпуск «зеленых» облигаций, процесс отбора данных проектов, подходы к управлению средствами и будущей отчетности. На основании данных документов были сделаны заключения по соответствию выпуска облигаций четырем компонентам ПЗО-2021.

 Использование средств

Цели выпуска «зеленых» облигаций Эмитента четко сформулированы и соответствуют ПЗО-2021. Все средства, привлеченные в рамках размещения оцениваемого выпуска «зеленых облигаций», будут направлены на восполнение денежных средств, ранее направленных на выдачу кредитов на финансирование проектов, которые соответствуют критериям, указанным в Концепции.

Для целей оцениваемого выпуска Эмитент определил в качестве проектов строительство восьми СЭС, функционирующих в следующих ОЭС1 единой энергетической системы Российской Федерации:

  • одна станция ОЭС Средней Волги полной плановой мощностью 75 МВт;

  • пять станций ОЭС Юга полной плановой мощностью 180 МВт;

  • две станции ОЭС Урала полной плановой мощностью 50 МВт.

Таким образом, 100% поступлений от выпуска данных облигаций будет направлено исключительно на проекты, подпадающие под категорию проектов ICMA «Возобновляемые источники энергии» согласно ПЗО-2021.

Эмитент предоставил Агентству: (1) полный список электростанций (проектов) и данные по их расположению; (2) данные по датам ввода в эксплуатацию и выходу на полную плановую мощность; (3) данные по суммарному объему финансирования по каждому проекту; (4) сроки финансирования; (5) данные по максимальной и полной плановой мощностям электростанций; (6) расчетные данные по ежегодной выработке электроэнергии по каждой электростанции; (7) расчет косвенных экологических эффектов, выраженный в «невыброшенном» объеме CO2. Кроме того, Эмитентом предоставлены отчеты по результатам проведения технической экспертизы проекта строительства каждой СЭС, в том числе анализ соответствия каждого проекта требованиям в сфере охраны окружающей среды.

По всем рассматриваемым проектам получено письменное заключение (в составе отчетов по результатам проведения технической экспертизы проекта строительства каждой СЭС) от Эмитента о том, что:

  • ввод СЭС в эксплуатацию не приведет к увеличению концентрации загрязняющих веществ выше предельно допустимой концентрации (ПДК) и не окажет отрицательного влияния на условия проживания населения в ближайших жилых районах и на состояние окружающей природной среды;

  • производство строительных работ не окажет значительного влияния на ближайшие жилые зоны и природную среду, а также не приведет к увеличению концентрации загрязняющих веществ выше ПДК;

  • согласно проведенным расчетам, при эксплуатации СЭС не будет возникать отрицательного шумового воздействия на ближайшую жилую застройку;

  • участок строительных работ не попадает в водоохранные зоны водных объектов. Кроме того, в период строительства объекта прямое негативное воздействие на поверхностные и подземные воды отсутствует.

Таким образом, все оцениваемые объекты не наносят существенного вреда окружающей среде в районе их расположения. Кроме того, ни один из рассматриваемых проектов не относится к объектам федерального и регионального значения, подлежащим обязательному прохождению государственной экологической экспертизы.

В качестве позитивного экологического эффекта Эмитентом определена плановая мощность электростанции, вводимой в эксплуатацию в рамках проекта.

Агентство отмечает, что прямые экологические эффекты от реализации указанных проектов выражаются в:

  • увеличении суммарной установленной мощности и выработки электроэнергии от объектов ВИЭ в рамках ОЭС и единой энергосистемы России в целом;

  • увеличении доли ВИЭ в установленной мощности и выработке электроэнергии в рамках ОЭС и единой энергосистемы России в целом.



1 В соответствии с определением АО «СО ЕЭС» ОЭС — это совокупность нескольких энергетических систем, объединенных общим режимом работы, имеющая общее диспетчерское управление как высшую ступень управления по отношению к диспетчерским управлениям входящих в нее энергосистем. Перечень ОЭС представлен на сайте АО «СО ЕЭС»: https://www.so-ups.ru/functioning/glossary/fops/.


Рисунок 1. Объем выработки электроэнергии на квалифицированных объектах ВИЭ на розничном и оптовом рынках, подтвержденный сертификатами, тыс. КВт*ч


Источник: Ассоциация «НП Совет рынка»

Все рассматриваемые СЭС входят в реестр квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ. Среди рассматриваемых проектов первая введенная на рынок очередь начала осуществлять поставки мощности на ОРЭМ со второго полугодия 2018 года. Согласно данным Ассоциации «НП Совет рынка», суммарный объем выработки электроэнергии на квалифицированных объектах ВИЭ за период с 2018 по 2020 год увеличился в 4,4 раза, на СЭС — более чем в пять раз (см. рис. 1). Доля СЭС в общем объеме выработки квалифицированных объектов ВИЭ увеличилась с 60 до 89% за период с 2018 по 2020 год. Все рассматриваемые проекты внесли свой вклад в указанную динамику.

Таблица 2. Структура выработки электроэнергии в ЕЭС России по типам электростанций, %

2017

2018

2019

2020

ТЭС

63,70

63,67

62,92

59,27

ГЭС

16,98

17,16

17,61

19,81

АЭС

19,25

19,08

19,32

20,60

ВЭС

0,01

0,02

0,03

0,13

СЭС

0,05

0,07

0,12

0,19

Источник: АО «СО ЕЭС»

Согласно данным АО «СО ЕЭС», за период с 2017 по 2020 год доля выработки электроэнергии на объектах СЭС увеличилась с 0,05 до 0,19% в целом по ЕЭС России (см. табл. 2). При этом по ОЭС Средней Волги указанная доля выросла с 0 до 0,14%, по ОЭС Юга — c 0,4 до 1%, по ОЭС Урала — c 0,05 до 0,2%.

За аналогичный период доля СЭС в структуре установленной мощности электростанций ОЭС и ЕЭС России выросла с 0,22 до 0,70% (см. табл. 3). При этом по ОЭС Средней Волги указанная доля увеличилась с 0,07 до 0,53%, по ОЭС Юга — c 1,51 до 3,4%, по ОЭС Урала — c 0,25 до 0,75%.

Таблица 3. Структура установленной мощности электростанций ОЭС и ЕЭС России, %

 

2017

2018

2019

2020

ТЭС

67,88

67,66

66,82

66,56

ГЭС

20,20

19,94

20,24

20,35

АЭС

11,64

11,98

12,31

11,97

ВЭС

0,06

0,08

0,07

0,42

СЭС

0,22

0,34

0,55

0,70

Источник: АО «СО ЕЭС»

Косвенные экологические эффекты заключаются в снижении выбросов CO2 за счет вывода с рынка генерирующих мощностей, использующих в качестве источника энергии ископаемое топливо, а также благодаря замещению данных объемов произведенной электроэнергии объемами, произведенными на рассматриваемых объектах ВИЭ.

Эмитентом был представлен расчет косвенно предотвращенных выбросов CO2 за счет генерации электроэнергии на рассматриваемых СЭС с учетом ключевых допущений, в том числе данных о плановой выработке электроэнергии на СЭС в разбивке по годам и за весь период плановой эксплуатации; данные о прогнозных коэффициентах выбросов на единицу произведенной электроэнергии в граммах CO2 на кВт*ч по каждой ОЭС исходя из прогноза выработки электроэнергии по каждой ОЭС на 2022–2027 годы и данных о потребности ТЭС в органическом топливе по ОЭС на период 2022–2027 годов, определенных в Схеме и программе развития Единой энергетической системы России на 2021–2027 годы (см. Ключевые допущения на стр. 10).

Значение предотвращенных выбросов углекислого газа за весь прогнозируемый период эксплуатации восьми СЭС составило по данным Эмитента 2 887,690 тыс. тонн СО2.

Агентство считает представленные расчеты и ключевые допущения, сделанные Эмитентом для расчета ожидаемого экологического эффекта от реализации проектов, допустимыми. В то же время Агентство ожидает, что при расчете фактически достигнутого экологического эффекта будут использованы данные о фактической выработке электроэнергии на рассматриваемых СЭС; данные об изменении структуры производства электроэнергии по каждой ОЭС в разбивке по типам электростанций и типам используемого топлива; с учетом вывода с рынка мощностей, использующих органическое топливо.

Полный перечень «зеленых» проектов, рефинансируемых за счет данного выпуска «зеленых» облигаций, с оценками экологического эффекта и указанием на их соответствие международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования (ПЗО-2021) приведен в Приложении 1 к настоящему пресс-релизу.


Рисунок 2. Прогнозный объем потенциально «невыброшенных» парниковых газов при выработке электроэнергии на рассматриваемых СЭС, т CO2


Источник: АКРА на основе данных Эмитента

Процесс оценки и отбора проектов

Эмитентом принята прозрачная и логически обоснованная процедура оценки и отбора проектов, которая описана в Концепции. Все проекты, которые планируется рефинансировать за счет средств от выпуска «зеленых» облигаций Эмитента, должны соответствовать двум базовым критериям:

  • обладать уровнем риска, не являющимся существенным или материальным в соответствии с внутренними документами Эмитента в сфере управления социальными рисками, рисками окружающей среды и корпоративного управления Группы Сбербанк;

  • соответствовать критериям «зеленых» проектов, определенных в Концепции.

В случае если по кредиту допускается последующий выпуск «зеленых» облигаций для целей финансирования / рефинансирования, то у потенциального заемщика по «зеленому» кредитованию запрашивается информация о целях и целевых результатах деятельности, на которую привлекается кредит. Эмитент признает кредит «зеленым» в случае:

  • соответствия кредита критериям «зеленых» кредитов, указанных в Концепции;

  • получения заключения внутреннего структурного подразделения Эмитента (дирекции ESG) о признании кредита «зеленым».

После признания кредита «зеленым» он может выступать в качестве кредита, отобранного для размещения «зеленых» облигаций с целью восполнения средств Эмитента, направленных на финансирование соответствующих «зеленых» проектов. С учетом того, что Эмитентом заданы очень четкие критерии использования средств (в целях выпуска «зеленых» облигаций кредитом, на восполнение денежных средств на выдачу которого направляются средства от выпуска «зеленых» облигаций, может быть только кредит, содержащий в своей структуре требование (в виде параметров переменной ставки и (или) ковенантов) по введению в эксплуатацию объекта энергетики, источником производства электроэнергии которого являются ВИЭ (ветровая и солнечная энергия)), а также с учетом того, что Эмитентом разработаны Политика в области социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития (публичный документ), а также Политика управления социальными рисками, рисками окружающей среды и корпоративного управления (внутренний нормативный документ), Агентство считает, что процесс оценки и отбора проектов Эмитента полностью соответствует ПЗО-2021 и лучшим рыночным практикам.

Все проекты, отобранные Эмитентом для оцениваемого выпуска (см. Приложение 1), относятся к категории «Возобновляемые источники энергии» согласно ПЗО-2021 и соотносятся со следующими ЦУР ООН:

  • ЦУР № 7: Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех.

По мнению АКРА, описанный алгоритм свидетельствует об эффективном процессе оценки и отбора проектов и соответствует лучшим рыночным практикам.

 Управление средствами

Процедура управления средствами от выпуска «зеленых» облигаций изложена в Концепции. С целью учета расходования средств, привлеченных в рамках размещения «зеленых» облигаций, Эмитент планирует создать реестр выпущенных «зеленых» облигаций. Эмитент указал, что намерен поддерживать совокупную сумму проектов, финансируемых / рефинансируемых в рамках размещения «зеленых» облигаций, на уровне не меньше совокупной номинальной стоимости «зеленых» облигаций, находящихся в обращении. Реестр «зеленых» облигаций будет содержать информацию, достаточную для идентификации каждого выпуска «зеленых» облигаций. В Концепции также указано, что в периоды, когда номинальная стоимость «зеленых» облигаций, находящихся в обращении, превышает стоимость проектов, финансируемых в рамках размещения «зеленых» облигаций, сумма такого превышения размещается в инструменты управления ликвидностью Эмитента.

Кроме того, Эмитент указал, что его ответственные подразделения будут осуществлять контроль целевого расходования заемных средств по проектам, финансируемым / рефинансируемым за счет кредитов, входящих в реестр «зеленых» проектов. В случае выявления фактов нарушения заемщиком ковенантов, приводящих к возникновению события дефолта по кредитам, входящим в реестр «зеленых» проектов, и принятия Эмитентом решения о применении права дефолта, кредит исключается из реестра «зеленых» проектов. Эмитентом также предусмотрена процедура замещения погашенных кредитов с целью поддержания совокупной суммы кредитов, входящих в реестр «зеленых» проектов, на уровне не менее общей номинальной стоимости «зеленых» облигаций, находящихся в обращении.

По мнению АКРА, процедура по управлению средствами в полной мере соответствует ПЗО-2021 и лучшим рыночным практикам для эмитентов «зеленых» облигаций из числа банков.

Отчетность

Эмитент обязуется публиковать информацию о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения Биржевых облигаций, в составе отчета о размещении средств, привлеченных в рамках выпусков «зеленых» облигаций (далее и ранее – Отчет) на своем корпоративном сайте, на странице в сети Интернет, предоставляемой Эмитенту одним из аккредитованных агентств, по адресу: http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=3043, а также на сайте ПАО Московская биржа.

Отчет будет содержать следующую информацию:

  • наименование проектов;

  • краткое описание проектов (в рамках имеющихся обязательств по конфиденциальности);

  • утвержденный объем рефинансирования проектов за счет облигаций;

  • доля рефинансирования проектов за счет других источников;

  • сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках эмиссии облигаций;

  • сведения о расходовании (распределении) средств, привлеченных в рамках эмиссии облигаций в отчетном периоде;

  • сведения об управлении нераспределенными средствами;

  • сведения о достижении качественных и количественных показателей реализации Проектов, в том числе:

(1) информацию о показателях выработки электроэнергии за счет ВИЭ за отчетный период (качественный критерий);

(2) информацию о максимальной мощности электростанций (МВт) за отчетный период (количественный критерий);

(3) информацию о расчетном объеме предотвращенных выбросов углекислого газа за отчетный период вследствие выработки электроэнергии за счет ВИЭ;

(4) сведения, подтверждающие реализацию проектов и их статус.

  • сведения, подтверждающие реализацию проектов, и фактическое использование всех денежных средств, полученных от размещения облигаций;

  • сведения о состоянии проектов на дату окончания отчетного периода.

Отчет будет публиковаться Эмитентом ежегодно.

АКРА отмечает, что Эмитент ежегодно публикует нефинансовую отчетность в рамках годовых отчетов и будет публиковать также в рамках отчета эмитента за 12 месяцев. В данной отчетности раскрывается информация о «зеленых» проектах, средства на которые были восполнены в рамках выпусков «зеленых» облигаций (отчет о размещении средств, привлеченных в рамках выпусков «зеленых облигаций»). Данный факт был дополнительно положительно оценен Агентством при оценке фактора «Отчетность и прозрачность».

По мнению Агентства, приведенная процедура в полной мере соответствует ПЗО-2021.

 Дополнительные факторы оценки

Организационная структура и стратегия

Согласно данным Эмитента, предоставление «зеленых» кредитов осуществляется департаментом кредитования ключевых клиентов и департаментом ключевых клиентов в рамках стандартных процедур кредитования.

Кроме того, согласно утвержденной Политике в области социальной и экологический ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития, Эмитентом создана дирекция ESG. Дирекция ESG является основным координирующим структурным подразделением, которое: (1) внедряет системный подход к управлению ESG и устойчивым развитием; (2) управляет реализацией плана действий на основе корпоративных стандартов; (3) оказывает экспертную поддержку другим подразделениям в области ESG; (4) отвечает за мониторинг и предоставление отчетности по данному направлению. Вопросы ESG-рисков также интегрированы в деятельность службы управления рисками Эмитента, а подразделения в бизнес-блоках Эмитента, участвующие в ESG-повестке, являются ответственными по направлениям бизнес-деятельности и реализуют тематические ESG-инициативы.

В рамках анализируемого выпуска «зеленых» облигаций Эмитент определил в качестве цели финансирование строительства объектов генерации, функционирующих на основе ВИЭ, в том числе солнца и/или ветра. Согласно представленной Агентству Концепции, кредитом, для восполнения денежных средств на выдачу которого направляются средства от выпуска «зеленых» облигаций, может быть только кредит, содержащий в своей структуре требование (в виде параметров переменной ставки и/или ковенантов) по введению в эксплуатацию объекта энергетики, источником производства электроэнергии которого являются ВИЭ (ветровая и/или солнечная энергия).

В качестве качественного критерия проекта Эмитентом установлен источник выработки электроэнергии (солнце и/или ветер). Количественным критерием проекта определена полная плановая мощность электростанции, вводимой в эксплуатацию в рамках проекта.

Для целей верификации данного выпуска Эмитент предоставил Агентству информацию по всем проектам в полном объеме, включая отчеты технических консультантов, а также детализированную информацию по мощности и плановой выработке электроэнергии с учетом приемлемых допущений.

Агентство высоко оценивает уровень интеграции Принципов устойчивого развития в политики и процедуры Эмитента (в том числе в рамках оценки ESG-рисков), а также в стратегию развития Эмитента. В 2020 году была утверждена ESG-стратегия Эмитента на 2021–2023 годы, которая в свою очередь интегрирована в общекорпоративную стратегию развития до 2023 года. В рамках ESG-стратегии сформулированы ключевые направления и цели, в том числе с применением количественных параметров. Кроме того, Эмитентом четко сформулирован вклад его деятельности в достижение ЦУР ООН.

В начале 2021 года Эмитент присоединился к двум глобальным ESG-инициативам — Принципам ответственной банковской деятельности и Глобальному договору ООН. Согласно методологии Агентства, участие в данных международных инициативах оказывает дополнительное позитивное влияние на оценку качества организационной структуры и стратегии Эмитента.

Агентство также высоко оценивает общее качество корпоративного управления и стратегического планирования Эмитента.

Финансовая реализуемость проектов

На момент размещения выпуска все восемь электростанций были введены в эксплуатацию (все запланированные очереди) и начали осуществлять поставки мощности на ОРЭМ. С учетом наличия долгосрочных договоров о предоставлении мощности по данным станциям Агентство оценивает экономическую состоятельность проектов как высокую.

Ключевые допущения

  • целевое использование средств, полученных от выпуска облигаций;

  • максимальная мощность электростанций в МВт соответствует проектной документации по каждому проекту;

  • плановая выработка суммарно и по каждой станции за год была рассчитана как установленная мощность каждой станции, умноженная на КИУМ (коэффициент использовании установленной мощности, по каждой станции), умноженная на 24 (часа в сутках), умноженная на 365 (дней в году);

Ключевые допущения при расчЕте экологических эффектов

  • Для определения предотвращенных выбросов парниковых газов было принято допущение, что при выработке электроэнергии на солнечных электростанциях выбросы парниковых газов равны нулю.

  • Для расчета выбросов CO2 при выработке электроэнергии при альтернативном сценарии (использование невозобновляемых источников энергии) использовались расчетные значения коэффициентов выбросов углекислого газа от производства электроэнергии для рассматриваемых ОЭС в т CO2/кВт*ч.

  • Прогнозный коэффициент выбросов на единицу произведенной электроэнергии в граммах CO2 на кВт*ч базировался на данных Приказа об утверждении схемы и программы развития ЕЭС на 2021–2027 годы (приказ Минэнерго России от 26.02.2021 № 88 «Об утверждении схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2021–2027 годы»): данные о целевой структуре выработки электроэнергии по ОЭС на 2021–2027 годы и данные о потребности ТЭС в органическом топливе по ОЭС на период 2021–2027 годов.

  • Расчеты проведены с учетом срока эксплуатации СЭС (различаются для отдельных станций) с использованием прогнозных значений коэффициентов.

  • Использован региональный метод количественной оценки выбросов парниковых газов.

Компоненты оценки

Соответствие выпуска ПЗО: соответствует.

Уровень оценки: GR1.

Регуляторное раскрытие

Оценка проектов, рефинансируемых в рамках выпуска «зеленых» облигаций ПАО Сбербанк, на соответствие международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования, а также самих облигаций — на соответствие ПЗО-2021 была проведена на основании Методологии оценки «зеленых» долговых обязательств в части оценки «зеленых» облигаций.

Мнение АКРА о соответствии проектов, рефинансируемых ПАО Сбербанк, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования, а также о соответствии облигаций ПАО Сбербанк ПЗО-2021 публикуется Агентством впервые. Пересмотр оценки соответствия возможен в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Мнение АКРА о соответствии проектов, рефинансируемых ПАО Сбербанк, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования, а также о соответствии облигаций ПАО Сбербанк ПЗО-2021 основано на данных, предоставленных ПАО Сбербанк, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Оценка соответствия проектов, рефинансируемых ПАО Сбербанк, международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования, а также оценка соответствия облигаций ПАО Сбербанк ПЗО-2021 была запрошенной, ПАО Сбербанк принимало участие в процессе оценки.

При присвоении оценки использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.

Приложение 1. Описание проектов, рефинансируемых за счет выпуска «зеленых» облигаций, соответствующих международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или «зеленого» финансирования (ПЗО-2021)

Количество электростанций

Тип электростанции

ОЭС

Полная плановая мощность электростанции, МВт

Плановая выработка электроэнергии в год, МВт

Объем потенциально не выброшенного СО2 при производстве электроэнергии на рассматриваемых СЭС* за весь период эксплуатации, тонн СО2

Справочно: баланс установленной мощности по ОЭС в 2020 году, %

Справочно: баланс выработки электроэнергии по ОЭС в 2020 году, %

1

СЭС

ОЭС Средней Волги

75

98 469,8

447 448,3

ТЭС 58,7

ГЭС 25,6

АЭС 14,9

ВЭС 0,3

СЭС 0,5

ТЭС 46,9

ГЭС 24,5

АЭС 28,2

ВЭС 0,2

СЭС 0,1

5

СЭС

ОЭС Юга

180

26 1882,6

1 222 852,2

ТЭС 53,0

ГЭС 24,3

АЭС 15,7

ВЭС 3,6

СЭС 3,4

ТЭС 45,3

ГЭС 20,6

АЭС 31,9

ВЭС 1,1

СЭС 1,1

2

СЭС

ОЭС Урала

50

51 899,3

389 902,6

ТЭС 92,9

ГЭС 3,6

АЭС 2,8

ВЭС 0,0

СЭС 0,7

ТЭС 92,8

ГЭС 2,6

АЭС 4,4

ВЭС 0,0

СЭС 0,2

Источники: ПАО Сбербанк, АО «СО ЕЭС»
* См. ключевые допущения и описание экологических эффектов.

Приложение 2. Соответствие рассматриваемого выпуска облигаций Критериям соответствия финансового инструмента требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 г. №1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации».

АКРА также осуществило верификацию соответствия выпуска и проектов, планируемых к рефинансированию за счет привлекаемых от указанного выпуска средств, на предмет соответствия критериям, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2021 г. №1587, и критериям зеленых проектов (таксономия зеленых проектов).

Вывод о соответствии:

Оцениваемый финансовый инструмент (облигации) соответствует критериям.

Методология проведения проверки:

Оценка проектов, рефинансируемых в рамках выпуска зеленых облигаций ПАО Сбербанк, на соответствие международно признанным принципам и стандартам в сфере экологии и/или зеленого финансирования, а также самих облигаций — была проведена на основании Методологии оценки «зеленых» долговых обязательств в части оценки «зеленых» облигаций.

Проведенные мероприятия:

В рамках проведения оценки Верификатором (АКРА) были запрошены и проанализированы следующие материалы, представленные Инициатором (Эмитентом):

1)      публичные политики Эмитента в сфере устойчивого развития;

2)      внутренние политики и процедуры Эмитента в сфере устойчивого развития и управления рисками;

3)      анкета, заполненная Инициатором по форме Агентства;

4)      описание проектов;

5)      отчеты по результатам проведения технической экспертизы проектов;

6)      модели и допущения по экологическим эффектам, представленные инициатором.

Проведена серия интервью с Инициатором.

Подтверждение независимости суждения и отсутствия конфликта интересов или иных обстоятельств, препятствующих надлежащему, объективному и беспристрастному анализу и суждению:

Cм. стр. 12 настоящего пресс-релиза.

Подтверждение заявленного инициатором типа финансового инструмента устойчивого развития:

Зеленый финансовый инструмент (зеленые облигации).

Наличие мер ответственности инициатора за несоответствие финансового инструмента устойчивого развития требованиям:

Cм. стр. 8 настоящего пресс-релиза.

Соответствие проекта устойчивого развития одному или нескольким направлениям, предусмотренным критериями проектов устойчивого развития:

Создание и модернизация генерирующих объектов и поддерживающей инфраструктуры для генерации энергии на возобновляемых источниках энергии и низкоуглеродных видах топлива (cолнечная энергия) (п. 2.1.1 таксономии зеленых проектов).

Информация об Инициаторе и проектах устойчивого развития:

Эмитентом облигаций является ПАО Сбербанк — крупнейший по размеру активов коммерческий банк в Российской Федерации. В рамках данного выпуска под «зелеными» проектами понимается строительство восьми СЭС.

Цели рефинансирования выбранного портфеля «зеленых» проектов:

В качестве целей финансирования Эмитентом выбраны создание и модернизация генерирующих объектов и поддерживающей инфраструктуры для генерации энергии на ВИЭ, а именно объектов генерации, использующих энергию солнца (п. 2.1.1 таксономии зеленых проектов). Подробное описание проектов представлено на стр. 3–6 настоящего пресс-релиза и в Приложении 1).

Соответствие облигаций требованиям, установленным Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации об эмиссии ценных бумаг для облигаций, выпуск или программа которых содержит дополнительную идентификацию с использованием слов «"зеленые" облигации»:

Соответствует (расширенное подтверждение представлено на стр. 1 настоящего пресс-релиза).

Оценка соответствия финансируемого проекта устойчивого развития критериям проектов устойчивого развития:

Соответствует (см. стр. 3–8 настоящего пресс-релиза).

Результаты анализа целей, на которые направлены привлекаемые денежные средства, процедур обеспечения рекомендаций к использованию и управлению денежными средствами:

Соответствует (см. стр. 3–8 настоящего пресс-релиза).

Результаты анализа процедур отбора и одобрения проектов устойчивого развития:

Соответствует (см. стр. 6–7 настоящего пресс-релиза).

Результаты анализа контроля реализации проектов устойчивого развития:

Соответствует (см. стр. 7–8 настоящего пресс-релиза).

Значение показателей и независимое подтверждение ожидаемого экологического эффекта от реализации проекта устойчивого развития:

Эмитентом были представлены расчеты экологических эффектов. Под экологическими эффектами понимаются:

  • увеличение суммарной установленной мощности и выработки электроэнергии объектами ВИЭ в рамках ОЭС и единой энергосистемы России в целом;

  • увеличение доли ВИЭ в установленной мощности и выработке электроэнергии в рамках ОЭС и единой энергосистемы России в целом.

Косвенные экологические эффекты заключаются в снижении выбросов CO2 за счет вывода с рынка генерирующих мощностей, использующих в качестве источника энергии ископаемое топливо, а также благодаря замещению данных объемов произведенной электроэнергии объемами, произведенными на рассматриваемых объектах ВИЭ.

Эмитентом был представлен расчет косвенно предотвращенных выбросов CO2 за счет генерации электроэнергии на рассматриваемых СЭС с учетом ключевых допущений, в том числе данных о плановой выработке электроэнергии на СЭС в разбивке по годам и за весь период плановой эксплуатации; данные о прогнозных коэффициентах выбросов на единицу произведенной электроэнергии в граммах CO2 на кВт*ч по каждой ОЭС исходя из прогноза выработки электроэнергии по каждой ОЭС на 2022–2027 годы и данных о потребности ТЭС в органическом топливе по ОЭС на период 2022–2027 годов, определенных в Схеме и программе развития Единой энергетической системы России на 2021–2027 годы (см. Ключевые допущения на стр. 10).

Значение предотвращенных выбросов углекислого газа за весь прогнозируемый период эксплуатации восьми СЭС составило, по данным Эмитента, 2 887,690 тыс. тонн СО2.

Все оцениваемые объекты не наносят существенного вреда окружающей среде в районе их расположения, что было подтверждено результатами оценки воздействия на окружающую среду. Кроме того, ни один из рассматриваемых проектов не относится к объектам федерального и регионального значения, подлежащим обязательному прохождению государственной экологической экспертизы (см. стр. 4 настоящего пресс-релиза).

Размер планируемых показателей экологического эффекта от реализации «зеленых» проектов:

Представлен в Приложении 1 к настоящему пресс-релизу.

Информация о наличии (отсутствии) конфликта интересов и о независимости суждения.

Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были (см. стр. 12 настоящего пресс-релиза).

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Владимир Горчаков
Заместитель директора, группа оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 132
Агата Постнова
Эксперт, группа оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 157
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.