Кредитный рейтинг Липецкой области (далее — Липецкая область, Область, Регион) обусловлен низким уровнем долговой нагрузки в совокупности с плавным графиком погашения долга, значительным объемом остатков на счетах и отсутствием потребности в привлечении долгового финансирования. Рейтинг сдерживается зависимостью бюджета от крупнейшего налогоплательщика и волатильной структурой налоговых поступлений.

Липецкая область входит в состав Центрального федерального округа. В Области проживает 1,1 млн человек (порядка 1% населения РФ). В 2019 году валовой региональный продукт (ВРП) Области составил 570 млрд руб. (порядка 0,6% совокупного ВРП регионов РФ). По оценке Области, в 2020 году показатель составил 610 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Сбалансированные бюджетные показатели при отсутствии потребности в привлечении дополнительного финансирования. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2018–2022 годы составит 18%, при этом баланс текущих операций по итогам 2021 года останется положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Усредненная доля капитальных расходов в совокупных расходах за 2018–2022 годы составит порядка 22%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы примерно наполовину финансируются за свой счет.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 79% по итогам года. Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов ожидается положительным (7%), что по большей части обусловлено получением сверхдоходов от металлопромышленного комплекса. Положительное значение показателя указывает на отсутствие необходимости в привлечении дополнительного заемного финансирования для покрытия капитальных расходов.

За восемь месяцев 2021 года объем доходов бюджета Области более чем в полтора раза превысил доходы за аналогичный период 2020-го. ННД бюджета за указанный период увеличились вдвое к прошлогоднему уровню: налог на прибыль вырос более чем в три с половиной раза, налоги на товары и услуги — на 41%, налоги на совокупный доход — на 26%. В то же время безвозмездные поступления снизились на 21%, а объем дотаций сократился более чем вдвое. Расходы бюджета за восемь месяцев текущего года практически не изменились в сравнении с уровнем прошлого года (прирост был равен порядка 2%), а промежуточный профицит бюджета за указанный период составил 45% ННД (годом ранее дефицит был чуть менее 1% ННД).

По прогнозу Области, в текущем году ННД могут вырасти на 68% при одновременном сокращении безвозмездных поступлений на 19% к показателям предыдущего года. Предполагается, что расходная часть бюджета увеличится на 10%. В таком случае бюджет Липецкой области будет исполнен с профицитом, что позволит увеличить объем остатков на счетах к концу года.

Низкая долговая нагрузка при плавном графике погашения долга. На 01.10.2021 долг Липецкой области снизился относительно начала года на 1,5 млрд руб. и составил 12,0 млрд руб. Снижение абсолютной величины долга в текущем году обусловлено погашением банковских кредитов и части облигаций. Большую часть долга (51%) на 01.10.2021 формируют бюджетные кредиты, 48% долгового портфеля занимают облигации, оставшаяся часть приходится на государственные гарантии Области. Текущий график погашения долга Региона сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие два года Области необходимо погасить или рефинансировать 23% долга, а до конца 2021 года погашению подлежат 1,1 млрд руб. (9% от общего объема долга Региона).

В 2021 году Область подала заявку на участие в программе предоставления из федерального бюджета инфраструктурных бюджетных кредитов в соответствии с доведенными лимитами, а также планирует принять участие в программе строительства инфраструктуры, организованной АО «ДОМ.РФ» (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»).

На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 21%. АКРА ожидает снижение данного показателя по итогам 2021 года до 11%, что соответствует низкому уровню долговой нагрузки по методологии Агентства.

Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2018–2022 годы уровень процентных расходов не превысит 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Объем доступной ликвидности может увеличиться благодаря росту налоговых поступлений. С начала 2021 года остатки на счетах Области в среднем более чем вдвое превышали ежемесячные расходы бюджета. Накопленные средства могут быть использованы для финансирования дефицитов будущих периодов.

По данным на 01.09.2021, у Области отсутствует просроченная кредиторская задолженность. Липецкая область размещает накопленную ликвидность на едином казначейском счете, что позволяет ей получать процентные доходы. Наряду с этим у Региона открыто три кредитных линии со сроком погашения более одного года.

Умеренно диверсифицированная экономика со значительной концентрацией на металлургическом комплексе. По расчетам АКРА, усредненный показатель доли налоговых поступлений от металлургического сектора составил 36% в 2017–2020 годах. За восемь месяцев текущего года поступления от отраслей металлургического производства сформировали порядка 61% налоговых поступлений Области, что указывает на временный рост зависимости доходов ее бюджета от металлургического сектора в связи с конъюнктурными изменениями. Крупнейшим налогоплательщиком Области является ПАО «НЛМК». АКРА отмечает потенциальные риски, связанные с зависимостью от крупнейшего налогоплательщика.

В 2016–2019 годах усредненный ВРП на душу населения в Регионе составил 81% от среднестранового уровня. Безработица в Области не превышала 4% за период с 2016 по 2019 год, однако в 2020-м она увеличилась до 4,3%. За период с 2017 по 2020 год соотношение усредненных среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума превысило 3,0.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в пределах параметров, прогнозируемых Областью;

  • аккумулирование свободной ликвидности на счетах Региона;

  • сокращение абсолютной величины долга на 19% по итогам 2021 года к аналогичному показателю 2020-го.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • повышение уровня диверсификации экономики;

  • рост величины операционного баланса выше 20% от объема текущих доходов.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • увеличение соотношения долга и текущих доходов выше 30%;

  • значительное сокращение доступной ликвидности при росте расходной части бюджета.

Рейтинги выпусков

Липецкая область, 35010 (ISIN RU000A0ZZR33); срок погашения — 21.10.2025,
объем эмиссии — 3 млрд руб., — АA(RU).

Липецкая область, 34011 (ISIN RU000A1013T3); срок погашения — 21.11.2024,
объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).

Липецкая область, 34012 (ISIN RU000A102598); срок погашения — 16.09.2025,
объем эмиссии — 2,5 млрд руб., — АA(RU).

Обоснование. Перечисленные выше облигационные выпуски Липецкой области, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Липецкой области — AA(RU).

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3, RU000A102598) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитные рейтинги Липецкой области и облигационных выпусков Липецкой области (ISIN RU000A0ZZR33, RU000A1013T3, RU000A102598) были опубликованы АКРА 07.07.2017, 24.10.2018, 21.11.2019 и 15.09.2020 соответственно. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Липецкой области, а также кредитных рейтингов государственных ценных бумаг Липецкой области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Липецкой областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, администрация Липецкой области принимала участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Липецкой области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Елена Анисимова
Старший директор - руководитель Группы региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.