Подтверждение кредитного рейтинга Межгосударственного банка (далее — МБ, Банк) на уровне BBB+ по международной шкале обусловлено сохранением мнения АКРА об уровне поддержки, которая может быть предоставлена Банку со стороны акционеров.

АКРА принимает во внимание следующие факторы: (1) преимущественно высокую значимость деятельности МБ для стран-акционеров и (2) умеренную среднюю оценку кредитоспособности стран-акционеров. Крупнейшая доля голосов в Совете Банка (высшем органе управления) принадлежит Российской Федерации.

Кроме того, АКРА отмечает высокий уровень капитализации Банка, относительно высокое качество его активов при значительной концентрации кредитного риска на одной юрисдикции присутствия и крупнейших контрагентах, а также сильную ликвидную позицию при высокой доле краткосрочных межбанковских кредитов в структуре фондирования.

Повышение кредитного рейтинга МБ по национальной шкале для Российской Федерации на одну ступень отражает изменения Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале в части отражения влияния суверенных рисков на финальный кредитный рейтинг рейтингуемого лица. Кредитный рейтинг по национальной шкале определяется в соответствии с Методологией сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации.

Межгосударственный банк был основан в 1993 году рядом стран Содружества Независимых Государств (СНГ), некоторые из которых впоследствии образовали Евразийский экономический союз (ЕАЭС), с целью развития торговли и расчетов между странами после введения независимыми государствами собственных валют и сохранении при этом тесных экономических связей с Россией. На конец 2020 года в состав акционеров Банка входили: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Туркменистан. Банк оказывает в основном расчетные услуги в рамках межгосударственной торговли в странах СНГ, занимается анализом и экономическими исследованиями для оказания поддержки центральным банкам, а также координацией монетарной политики в странах-акционерах.

Ключевые факторы оценки

АКРА оценивает поддержку со стороны стран-акционеров с учетом следующих факторов: (1) преимущественно высокая значимость деятельности МБ для стран-акционеров и (2) умеренная средняя оценка кредитоспособности стран-акционеров. АКРА считает, что деятельность Банка, особенно в части развития расчетов в национальных валютах стран-акционеров, имеет большое значение для Российской Федерации как основного акционера, что, с другой стороны, ставит кредитоспособность Банка в зависимость от ее суверенных рисков. При этом АКРА отмечает, что сравнительно небольшой размер Банка делает его уязвимым перед более крупными международными финансовыми организациями, способными занять часть его ниши на рынке. Кроме того, некоторые страны-акционеры подвержены геополитическим рискам, реализация которых может отразиться в том числе на кредитоспособности МБ. По мнению Агентства, все вышеперечисленное приводит к тому, что поддержка, оказываемая Банку акционерами, является ключевым фактором определения его финального кредитного рейтинга, в результате чего она ограничивается средней оценкой кредитоспособности стран-акционеров.

Качество управления, качество стратегии и транспарентность операционной деятельности оцениваются как адекватные. В Совет Банка входят руководители центральных банков стран-акционеров, а должность председателя предполагает ротацию каждые два года. Руководство Банка обладает опытом успешного управления финансовыми организациями. С момента создания Банк обладает фактическим статусом расчетной организации для стран-акционеров. В соответствии с принятой стратегией Банк фокусирует деятельность на предоставлении надежной и эффективной платформы для проведения расчетов между центральными банками стран-акционеров. На фоне снижения объема расчетов в долларах США за последние несколько лет, что отчасти обусловлено введенными против России санкциями США и ЕС, Банк играет все более важную роль в развитии торговли и сотрудничества между странами-акционерами.

Высокая достаточность капитала. На конец июня 2021 года коэффициент достаточности капитала первого уровня (Tier-1) Банка составил 24,65% (на конец 2020 года — 41,94%). При этом совокупный размер капитала Банка составил 6,9 млрд руб., а рентабельность капитала (ROE) — 5,9%. В соответствии с бизнес-моделью МБ формирует резервы под расчетные операции, на которые в структуре его капитала приходится 2 млрд руб. Банк также обладает существенным объемом резервного капитала и нераспределенной прибыли — 4,7 млрд руб., или 67% собственного капитала.

АКРА оценивает риск-профиль МБ как удовлетворительный. Характер деятельности Банка предполагает тесное взаимодействие с центральными банками стран-акционеров, а надзор за его деятельностью осуществляет Совет Банка. Банк поддерживает в актуальном состоянии свои процедуры по управлению рисками, предоставляет отчетность и обменивается информацией с международными надзорными и контрольными органами для обеспечения эффективности используемых подходов в части проверки клиентов (KYC), противодействия легализации преступных доходов (AML) и финансированию терроризма (ATF). В связи с действием санкций в отношении определенных видов бизнеса, компаний и частных лиц эффективность таких мер становится объектом все более пристального внимания со стороны международных органов. ИТ-платформа Банка позволяет в безопасном и бесперебойном режиме осуществлять операции между сетями централизованных систем стран-акционеров и другими международными платежными сетями. У Банка отсутствует торговый портфель ценных бумаг, а отношение размера рыночного риска к размеру оплаченного капитала на конец 2020 года составило 28,1%. На долговые ценные бумаги Правительства Российской Федерации и российской государственных компаний приходится половина портфеля ценных бумаг Банка, оставшаяся часть — это долговые ценные бумаги российских финансовых и нефинансовых компаний.

Адекватная позиция Банка по фондированию и ликвидности. В соответствии с бизнес-моделью Банка с акцентом на многосторонних расчетах, в структуре пассивов МБ на конец 2020 года преобладали краткосрочные депозиты и депозиты до востребования. На текущие и расчетные счета приходилось 85,4% совокупных пассивов, а на корреспондентские счета — 14,4%. Стоимость фондирования МБ очень низкая, что объясняется краткосрочностью привлекаемых средств. У Банка нет непогашенного публичного долга, и он не привлекает средства на денежном рынке. Однако в случае необходимости у МБ есть доступ на рынок межбанковского кредитования, где он является нетто-кредитором. По состоянию на конец 2020 года коэффициент ликвидности (LCR) и показатель чистого стабильного фондирования (NSFR) составили 277 и 263% соответственно.

АКРА оценивает поддержку со стороны стран-акционеров как умеренную, принимая во внимание следующие факторы: (1) мнение АКРА о преимущественно высокой значимости деятельности МБ для стран-акционеров и (2) умеренную среднюю оценку кредитоспособности стран-акционеров.

Кредитный рейтинг МБ по национальной шкале для РФ определен на уровне AA+(RU), прогноз «Стабильный», в соответствии с Методологией сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации.

Ключевые допущения

  • сохранение уровня системной значимости МБ для основных стран-акционеров;

  • поддержание высокого качества активов;

  • поддержание текущего уровня достаточности капитала на горизонте 12–18 месяцев;

  • продолжение усовершенствования политик в области корпоративного управления и управления рисками.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга по международной шкале

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • повышение кредитоспособности ключевых стран-акционеров МБ при условии сохранения текущего уровня системной значимости МБ для них.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение кредитоспособности стран-акционеров;

  • снижение системной значимости Банка для ключевых акционеров;

  • ухудшение позиции по достаточности капитала и оценки риск-профиля;

  • ухудшение позиции по фондированию и ликвидности.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга по национальной шкале для РФ

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • повышение кредитного рейтинга МБ по международной шкале.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • снижение кредитного рейтинга МБ по международной шкале.

Компоненты рейтинга по международной шкале

ОСК: a.

Корректировки: умеренная средняя оценка структуры и поддержки ограничивает итоговый рейтинг. Это обусловлено очень высоким уровнем взаимосвязи между Банком и его основными странами-акционерами, особенно с Российской Федерацией. По мнению АКРА, изменение кредитоспособности Российской Федерации может отразиться на кредитоспособности МБ.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Межгосударственного банка по международной шкале был присвоен на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов международным кредитным организациям и другим наднациональным институтам развития по международной шкале и Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале. Кредитный рейтинг Межгосударственного банка по национальной шкале для Российской Федерации был присвоен на основе Методологии сопоставления кредитных рейтингов, присвоенных по международной шкале АКРА, с кредитными рейтингами, присвоенными по национальной шкале АКРА для Российской Федерации, и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитные рейтинги Межгосударственного банка по международной шкале и национальной шкале для Российской Федерации были опубликованы АКРА 03.03.2020. Очередной пересмотр кредитных рейтингов и прогнозов по кредитным рейтингам Межгосударственного банка ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Межгосударственным банком, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием отчетности Межгосударственного банка по МСФО. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Межгосударственный банк принимал участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов, использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, является надлежащей и достаточной для применения методологий.

Раскрытие отступлений от утвержденных методологий. При расчете показателей, используемых для оценки концентрации кредитных рисков, ввиду относительно малой доли оплаченного капитала вместо него использовался совокупный капитал. При оценке уровня потенциальной поддержки Банка со стороны стран-участников АКРА рассматривает Российскую Федерацию как ключевого акционера и наиболее вероятный источник поддержки рейтингуемого лица. В этой связи АКРА не использует средневзвешенную оценку кредитоспособности стран-акционеров.

АКРА оказывало Межгосударственному банку дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Батчулуун Лхагваа
Директор, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 135
Михаил Николаев
Директор, группа суверенных рейтингов и макроэкономического анализа
+7 (495) 139 04 80, доб. 179
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.