АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Чешской Республики (далее — Чехия, страна) по международной шкале:

  • долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне AA и в национальной валюте — AA;

  • краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S1+ и в национальной валюте — S1+.

Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

Позитивные факторы рейтинговой оценки

  • Относительно высокий уровень благосостояния.

  • Умеренный уровень госдолга при довольно развитом внутреннем рынке.

  • Взвешенная монетарная политика.

  • Сильная внешняя позиция.

Негативные факторы рейтинговой оценки

  • Небольшой размер и открытость экономики страны.

  • Низкий уровень диверсификации промышленного сектора.

  • Высокая зависимость от ключевого торгового партнера.

Обоснование кредитного рейтинга

АКРА ожидает восстановительный рост экономики Чехии на 3,0 и 4,5% в 2021 и 2022 годах после второго по величине падения ВВП (на 5,8%) среди стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в 2020 году. Во втором квартале текущего года рост составил 8,9% в годовом сопоставлении, что во многом было обусловлено эффектом низкой базы (-10,8% во втором квартале 2020 года). Драйверами роста экономики за указанный период стали потребление (на 4,2 п. п.) и промышленное производство (на 6,0 п. п. в валовую добавленную стоимость). Риски замедления темпов экономического роста, связанные с возможным введением новых локдаунов или ограничительных мер на фоне пандемии, невысоки, поскольку на 15.09.2021 доля населения страны, вакцинированного двумя компонентами вакцины, составила 54,9%. Вместе с тем сохраняется риск возникновения новых штаммов COVID-19, невосприимчивых к действию вакцины. В ближайшие годы темпы роста экономики страны превысят потенциально возможный уровень, оцениваемый АКРА в 2,0%.

В долгосрочной перспективе рост ВВП Чехии будет ограничен из-за высокой концентрации на автомобильной промышленности, на которую приходится 10,0% производства и 23,3% совокупного экспорта. Это делает страну в большей степени подверженной рискам, связанным с отдельной отраслью, рискам обострения напряженности в международной торговле и экологическим рискам. Кроме того, автопроизводители чувствительны к происходящим в индустрии глобальным изменениям, связанным с ростом популярности электромобилей, беспилотных автомобилей и каршеринга. Снижению этих рисков могут способствовать относительно высокие расходы на НИОКР (порядка 2,0% ВВП в 2019 году) и существенный объем инвестиций (27,0% ВВП).

Экономика Чехии очень открытая. Экспорт и импорт товаров и услуг превышает 120% ВВП, при этом основная доля экспорта приходится на ЕС, а крупнейшим торговым партнером страны является Германия (84,0 и 33,0% совокупного экспорта товаров в 2020 году соответственно). В связи с этим экономика Чехии подвержена воздействию внешних шоков и во многом зависит от экономической ситуации в Германии.

Поддержку экономике Чехии окажут поступления из фондов ЕС. Согласно новому бюджету Евросоюза на период с 2021 по 2027 год, в следующие семь лет приток средств в страну составит около 20% ВВП. Это существенно превышает объем средств, полученных Чехией в рамках предыдущего семилетнего бюджета ЕС.

Инфляция устойчиво растет с февраля этого года. В августе 2021-го она достигла 4,1%, превысив не только целевой показатель в 2,0%, но и верхний предельно допустимый уровень целевого диапазона (3,0%). Основными дайверами роста цен стали цены на жилье, воду, энергию и топливо, которые выросли в совокупности на 0,9 п. п., а также транспорт (+0,9 п. п.). Чешский национальный банк (ЧНБ) с февраля дважды повысил ключевую ставку в общей сложности на 50 б. п. до 0,75%. Это позволило удержать инфляционные ожидания на уровне 2,4% на горизонте один год. ЧНБ традиционно придерживается взвешенной монетарной политики, что дает основания рассчитывать на достижимость целевых показателей.

По прогнозу АКРА, к концу 2022 года отношение долга расширенного правительства к ВВП достигнет умеренного уровня, равного 42,6%, тогда как на конец 2020-го данный показатель составлял лишь 37,8%. Такой рост долга объясняется ожидаемым сохранением дефицита бюджета в 2021 и 2022 годах на уровнях 7,0 и 4,5% ВВП соответственно после 6,1% ВВП в 2020 году. Бюджетный дефицит носит структурный характер и обусловлен предыдущими решениями правительства в отношении снижения подоходного налога, повышения социальных выплат и заработной платы, а также увеличения социальных трансфертов. Предстоящие парламентские выборы 2021 года также отчасти стали причиной увеличения социальных расходов. Сохраняющийся структурный дефицит и проблемы, сопряженные с его снижением, могут привести к ухудшению финансового положения страны в будущем. Однако смягчающим фактором являются накопленные государством ликвидные активы, которые к концу 2020 года составили порядка 16% ВВП.

Несмотря на рост долга, его доступность остается высокой. Отношение процентных выплат к доходам бюджета составило 1,9% в 2020 году. Агентство ожидает, что в 2021 году это соотношение составит 2,3%.

По мнению АКРА, государство сможет без затруднений покрывать возросшие потребности в финансировании за счет заимствований. Благодаря развитому и относительно глубокому внутреннему рынку дефицит бюджета успешно финансировался в основном за счет средне- и долгосрочных облигаций в местной валюте с фиксированной ставкой. В отличие от других центральных банков стран ЦВЕ, ЧНБ не покупал государственные облигации на вторичном рынке. В 2019 году чешское правительство начало выпуск ограниченного объема облигаций, номинированных в иностранной валюте, но не планирует увеличивать объем эмиссии. Возможно, новые выпуски будут размещаться исключительно для рефинансирования. Кроме того, Минфин страны заявил о готовности выпустить еврооблигации в случае необходимости. С учетом того, что последний выпуск еврооблигаций состоялся в 2012 году, спрос на потенциальный новый выпуск будет высоким. В текущем году инвесторы-нерезиденты проявляют большую активность на рынке гособлигаций: их доля в общем государственном долге, выраженном в облигациях, достигла 31,0% в июле 2021 года против 29,2% в декабре 2020 года.

Долгосрочной проблемой для страны является рост расходов в связи со старением населения, а именно расходов на выплату пенсий, здравоохранение, уход за пожилыми людьми и образование. Согласно EU 2021 Aging Report, такие расходы увеличатся на 6,1 п. п. и достигнут 24,7% ВВП в 2070 году против 18,6% ВВП в настоящее время. По росту указанных расходов Чехия занимает третье место среди сопоставимых стран после Словакии и Словении.

Банковский сектор Чехии смог успешно преодолеть кризис 2020 года. Фундаментальные показатели банковской системы страны были устойчивыми перед кризисом. Такие меры, как шестимесячные «каникулы» по социальным выплатам и мораторий на погашение кредитов и ипотечных займов, были отменены в конце 2020 года. Тем не менее соотношение проблемных кредитов к валовым кредитам увеличилось только до 2,6% в июле 2021 года по сравнению с 2,4% (самый низкий показатель) в октябре 2020-го. Кредитование частного сектора увеличилось на 8,3% на конец июля 2021 года по сравнению с июлем 2020-го. Рост ипотечных кредитов составил 10,8% и был обусловлен низкими ставками. К концу второго квартала 2021 года цены на жилую недвижимость в Чехии выросли на 8,0% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в связи с дефицитом предложения. Капитализация банковской системы остается высокой (отношение регуляторного капитала к активам, взвешенным по риску, составило 21,3% в первом квартале 2021 года). Рентабельность существенно снизилась — показатель ROA сократился с 1,2% в 2019 году до 0,6% в первом квартале 2021-го. Снижение рентабельности, вероятно, обусловлено более высокими резервами, которые позволят уменьшить потенциальные риски, связанные с качеством активов. Недавно ЧНБ провел стресс-тест, который показал, что в двух рассматриваемых сценариях (базовом и неблагоприятном) необходимость в дополнительном капитале отсутствует. По мнению АКРА, правительству не понадобится поддерживать банковский сектор.

В первом полугодии 2021 года экспорт и импорт товаров и услуг увеличились на 15,6 и 17,0% соответственно (без поправки на сезонность) за счет восстановления внешнего спроса. Существенный (более чем на 30%) рост наблюдался во втором квартале 2021 года: на 31,9% по экспорту и на 32,7% по импорту. Основными драйверами роста были машины и транспортное оборудование, а также промышленные товары. Профицит счета текущих операций увеличился до 5,2 млрд долл. США по сравнению с 4,3 млрд долл. США в первой половине 2020-го.

Высокий уровень резервов — 140,8 млрд евро, или 62,7% ВВП в июле 2021 года — позволяет Чехии противостоять внешним шокам. В первом квартале 2021 года валютные резервы страны покрывали 84,9% общего внешнего долга, покрытие краткосрочного (подлежит погашению через год) внешнего долга составляет 8,0х (в 2020 году); с учетом краткосрочных депозитов нерезидентов покрытие составляет 2,8х (в 2020 году). С 2019 года внешний долг сократился на 4,5% и на конец первого квартала 2021 года составлял 164,8 млрд евро.

Институциональная среда в Чехии оценивается как устойчивая и является наиболее развитой среди стран ЦВЕ. Почти все индикаторы оценки государственного управления Чехии находятся на исторически высоком уровне, при этом некоторые из них несколько улучшились в последние годы. С июня 2021 года популярность правящей партии (АНО, «Акция недовольных граждан») восстанавливается в преддверии парламентских выборов, которые пройдут в октябре текущего года. Несмотря на то что центристские Pirates and Mayors, а также правоцентристская Together Alliance, вероятно, сформируют коалицию, АКРА ожидает, что страна будет и в дальнейшем придерживаться сильной экономической политики.

Результаты применения суверенной модели

Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Чехии определен на уровне AA-. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели позволяют повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:

  • эффективность монетарной политики;

  • фискальная политика и бюджетная гибкость.

С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Чехии повышается. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне AA. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим долгосрочный рейтинг в иностранной валюте остается на уровне AA.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • Превышение ожидаемых темпов роста экономики.

  • Улучшение бюджетной позиции в ближайшие годы.

  • Сокращение расходов, связанных со старением населения, и сглаживание проблем экономической конкурентоспособности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • Дальнейшее ухудшение фискальной позиции.

  • Более низкие темпы роста экономики, чем ожидается.

Регуляторное раскрытие

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены Чешской Республике по международной шкале на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые суверенные кредитные рейтинги Чешской Республики были опубликованы АКРА 29.10.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Чешской Республики не принимало участия в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Чешской Республики дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Михаил Николаев
Директор, группа суверенных рейтингов и макроэкономического анализа
+7 (495) 139 04 80, доб. 179
Жаннур Ашигали
Заместитель директора, группа суверенных рейтингов и макроэкономического анализа
+7 (495) 139 03 02
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.