Кредитный рейтинг Братска (далее — Братск, Город) обусловлен низким уровнем относительной долговой нагрузки с умеренными рисками рефинансирования обязательств и стабильными показателями городской экономики, ограниченной в возможностях по увеличению доходной базы бюджета. Рейтинг сдерживается отрицательным модифицированным бюджетным дефицитом в прогнозном периоде и низкой операционной эффективностью бюджета в совокупности с низким уровнем остатков на счетах.

Братск расположен в Иркутской области (Сибирский федеральный округ). Население Города в 2020 году составило 226 тыс. человек. По оценке АКРА, доля Города в объеме отгруженной продукции Иркутской области составляет порядка 10% ежегодно.

Ключевые факторы оценки

Умеренный бюджетный профиль с возрастающей потребностью в привлечении долгового финансирования. Соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в 2021 году составит -3%, при этом АКРА ожидает, что усредненное1 соотношение данного показателя за 2018–2022 годы останется слабоотрицательным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования большей части текущих расходов.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Доля капитальных расходов в совокупных расходах Города оценивается как умеренно высокая. Усредненное значение этого показателя за 2018–2022 годы составит порядка 16%, однако АКРА отмечает, что ежегодно капитальные расходы примерно на две трети финансируются за счет трансфертов из вышестоящего бюджета.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (ННД) в доходах Братска (без учета субвенций) составит 66%.

Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов, по прогнозу АКРА, останется отрицательным, достигнув отметки -3%. Отрицательное значение показателя указывает на рост потребности бюджета в привлечении дополнительного долгового финансирования.

Исходя из актуальных оценок Города на 01.08.2021, в текущем году предусматривается рост ННД и объема безвозмездных поступлений на 11%. Увеличение объема ННД ожидается в том числе благодаря росту поступлений по НДФЛ. Расходная часть бюджета возрастет на 10%. Ожидаемый дефицит в 7% ННД будет профинансирован частично за счет свободной ликвидности и частично за счет привлечения заемного финансирования.

На 01.08.2021 объем доходов бюджета Братска составлял 5,4 млрд руб., что на 24% превышает показатель за аналогичный период предыдущего года. ННД бюджета увеличились на 30% к прошлогоднему уровню: налоги на совокупный доход выросли на 39%, НДФЛ — на 11%, а безвозмездные поступления увеличились на 21%. Расходы бюджета за семь месяцев 2021 года выросли на 19%, а промежуточный дефицит бюджета составил 5% ННД, или 88 млн руб. (годом ранее дефицит был на уровне 243 млн руб.).

АКРА исходит из предположения, что в течение оставшегося периода 2021 года темпы роста расходной части бюджета будут превышать прогнозируемые Городом показатели, а растущие доходы бюджета не смогут в полной мере это компенсировать. Подобная ситуация может привести к увеличению дефицита относительно уровня, отраженного в актуальных оценках Города. Дефицит, превышающий объем остатков на счетах, по мнению АКРА, будет профинансирован за счет привлечения долга.

Низкая долговая нагрузка сопряжена с умеренными рисками рефинансирования. На начало 2021 года долг Братска составлял 1,1 млрд руб. и был представлен коммерческими и бюджетными кредитами (54 и 46% соответственно). На 01.08.2021 долг Города увеличился на 283 млн руб. (до 1,4 млрд руб.), а большая часть привлеченного финансирования пришлась на банковские кредиты. При текущем объеме долга бюджетные кредиты стали занимать 43% долгового портфеля (с учетом краткосрочных кредитов Управления Федерального казначейства (УФК)), оставшаяся часть долга приходится на банковские кредиты. Текущий график погашения долга Братска сбалансирован, пик выплат приходится на 2023 год, когда Городу необходимо погасить или рефинансировать треть своих долговых обязательств. В оставшийся период 2021 года погашению подлежит 21% долга, включая бюджетные кредиты, полученные от Иркутской области и от УФК.

Относительная долговая нагрузка на городской бюджет невысока: на конец 2021 года, по прогнозу АКРА, долг Братска может составить 18% его текущих доходов, или 48% ННД (в соответствии с оценками Города долг не превысит 43% его ННД). Значительная разница в показателях объясняется большим объемом доходов, поступающих в виде трансфертов, что характерно для бюджетов большинства муниципальных образований.

Процентные расходы необременительны и по итогам года не превысят 1,5% расходов (без учета субвенций). Однако в связи с тем, что часть бюджетных кредитов, выданных областью, выплачивается Городом досрочно в результате повторного невыполнения дополнительных соглашений с Минфином Иркутской области по итогам 2020 года, стоимость обслуживания долга увеличится, поскольку бюджетные кредиты будут замещены коммерческим долгом.

Среднемесячные остатки на счетах бюджета Братска в течение 2021 года покрывали в среднем четверть объема его ежемесячных расходов, что соответствует прошлогоднему уровню свободной ликвидности. По состоянию на 01.08.2021 объем средств на счетах Города составлял около 180 млн руб. Для покрытия кассовых разрывов Город использует короткие кредиты УФК, а также привлекает долгосрочные кредитные линии в банках.

Сравнительно высокие показатели развития экономики обусловлены наличием крупных предприятий на территории Города. В Братске расположены крупные промышленные объекты: филиал АО «Группа «Илим» (выпуск целлюлозно-бумажной продукции), ПАО «РУСАЛ Братск» (МКПАО «ОК РУСАЛ»), ООО «Братский завод ферросплавов» (ПАО «Мечел»), а также Братская ГЭС (ПАО «Иркутскэнерго»). В структуре отгруженной продукции наибольшую долю (усредненное за 2017–2020 годы значение составляет порядка 40%) занимает сфера транспортировки и хранения, второй по объему сферой является металлургическое производство (около 28%). По мнению Агентства, усредненный за 2016–2019 годы скорректированный подушевой валовой региональный продукт Города может составлять 114% от среднестранового показателя.

Усредненная за 2017–2020 годы номинальная начисленная заработная плата по полному кругу организаций на территории Города более чем в три раза превысила прожиточный минимум Братска.

Ключевые допущения

  • объем доходов бюджета в 2021 году не ниже запланированного на текущий момент уровня;

  • рост расходов бюджета не выше 12% по сравнению с показателем 2020–го;

  • использование остатков на счетах в полном объеме для финансирования дефицита бюджета;

  • рост уровня долговой нагрузки по итогам года;

  • постепенное замещение бюджетных кредитов коммерческими займами.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • повышение операционной эффективности бюджета за счет опережения темпов роста текущих доходов над текущими расходами;

  • исполнение бюджета без дефицита по итогам 2021 года при снижении потребности в привлечении дополнительного финансирования на капитальные цели;

  • значительный рост ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • снижение доли ННД бюджета в связи с недополучением собственных доходов;

  • рост текущих расходов бюджета Города, не сопровождающийся ростом доходов;

  • дальнейший рост потребности бюджета в привлечении долгового финансирования;

  • рост долговой нагрузки выше 30% текущих доходов;

  • снижение объема доступной ликвидности.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Братска был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Братска был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Братска ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Братском, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, администрация Братска принимала участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало администрации Братска дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.