Кредитный рейтинг Тюменской области (далее — Тюменская область, Область, Регион) обусловлен высокими показателями развития региональной экономики, минимальным уровнем долговой нагрузки и высоким уровнем ликвидности бюджета. Поддержку рейтингу оказывает высокая степень гибкости бюджета наряду с большой долей капитальных расходов, финансируемых Областью самостоятельно.

Тюменская область находится в Уральском федеральном округе. В состав Области входят Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО-Югра) и Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), которые являются одновременно равноправными субъектами Российской Федерации. В Регионе проживает 1,5 млн человек (1% населения РФ) без учета населения автономных округов. Валовый региональный продукт (ВРП) Области без учета автономных округов по итогам 2019 года составил 1,3% совокупного ВРП регионов РФ.

Ключевые факторы оценки

Исполнение бюджета с промежуточным профицитом связано с улучшением ситуации в нефтеперерабатывающем секторе. В 2021 году усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов Региона сократится на 7 п. п. (до 11%) в годовом сопоставлении, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов в 2021 году останется отрицательным. Это по-прежнему свидетельствует о достаточности текущих доходов Региона для финансирования его текущих расходов, однако для финансирования капитальных расходов появляется необходимость в привлечении заемных средств или использовании накопленной ликвидности.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Расходы бюджета отличаются высокой гибкостью: усредненная в 2018–2022 годах доля капитальных расходов в совокупных расходах (без учета субвенций) составит 28%. Регион финансирует порядка 95% своих капитальных расходов за счет собственных средств, что, по мнению АКРА, является дополнительным резервом по сокращению расходов.

Бюджет Тюменской области характеризуется высокой долей собственных доходов в совокупном объеме доходов (без учета субвенций): в период с 2018 по 2022 год усредненное соотношение данных показателей составит 95%.

В соответствии с Законом о бюджете на текущий год, в 2021 году прогнозируется снижение поступлений по налогу на прибыль организаций на 12% к показателю 2020 года и на 42% — к показателю 2019 года, что продолжит оказывать негативное влияние на динамику налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД). В 2021 году объем безвозмездных поступлений сократится на 21% (до 14 млрд руб.), в результате чего совокупные доходы снизятся по итогам 2021-го на 11%, а совокупные расходы вырастут на 3%.

За восемь месяцев 2021 года ННД бюджета Области выросли на 30% к показателю за аналогичный период 2020–го, но оказались на 10% ниже, чем за восемь месяцев 2019 года. Наиболее ощутимое влияние на динамику ННД оказывали поступления по налогу на прибыль организаций в нефтеперерабатывающем секторе. Учитывая рост поступлений по налогу на прибыль организаций за восемь месяцев текущего года к аналогичному периоду 2020 года более чем на 40%, ожидается перевыполнение планового назначения, что, в свою очередь, окажет позитивное влияние на динамику ННД.

Вместе с тем совокупные расходы с января по август 2021 года сократились на 4%, что привело к исполнению бюджета с промежуточным профицитом на уровне 23% ННД.

В оставшийся до окончания 2021 года период даже в случае значительного роста расходов поддержку бюджету Области окажут высокая гибкость бюджетных расходов, очень низкий уровень долговой нагрузки и значительный объем накопленной ликвидности.

Минимальный уровень долговой нагрузки. В 2020 году отношение долга Региона к текущим доходам составило минимальные 2%, и на 01.01.2021 долг Тюменской области оказался на уровне 2,8 млрд руб. На начало 2021–го на бюджетный кредит, подлежащий погашению в период с 2025 по 2034 год, приходилось 12% долга, а оставшаяся часть — на госгарантии по обязательствам предприятий Области. По состоянию на 01.08.2021 объем государственного долга сократился на 2 млрд руб. за счет госгарантий, доля которых снизилась до 60%, остальная часть долга по-прежнему приходилась на бюджетный кредит. Расходы на обслуживание госдолга минимальны и являются необременительными для бюджета Региона.

Как следует из Закона о бюджете Области, в 2021 году государственный долг вырастет до 14 млрд руб., но долговая нагрузка останется на низком уровне и не окажет влияния на кредитный рейтинг Региона.

Объем накопленной ликвидности многократно превышает платежи по обязательствам. Тюменская область обладает значительным объемом средств на бюджетных счетах и депозитах, который по состоянию на 01.08.2021 многократно превышает объем совокупного долга и более чем в пять раз — среднемесячные расходы бюджета за последние 12 месяцев.

Высокая оценка социально-экономических показателей Региона. Экономика Тюменской области характеризуется высоким уровнем ВРП на душу населения: в 2016–2019 годах усредненное значение данного показателя в 1,3 раза превышало усредненное среднестрановое значение.

В 2017–2020 годах отношение усредненной заработной платы к усредненному региональному прожиточному минимуму стабильно росло (в 2020 году превысило четырехкратное значение), а уровень безработицы (по методологии МОТ) в 2017–2020 годах был ниже среднероссийского показателя.

Экономика Региона основана на добыче и переработке углеводородов, обеспечивающих большую часть налоговых поступлений. Кроме того, значимая доля налоговых поступлений приходится на организации госсектора, научно-техническую деятельность, строительство, оптовую торговлю, на сухопутный и трубопроводный транспорт.

Между органами государственной власти Тюменской области и автономных округов заключен договор, который регламентирует реализацию областных программ социальной, инфраструктурной и инвестиционной направленности, результатами которых может пользоваться население Области (включая жителей ХМАО-Югры и ЯНАО), действующий до 31.12.2025. В соответствии с договором на финансирование вышеупомянутых программ в бюджет Тюменской области направляется 29,5% поступлений по налогу на прибыль, собираемых на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.

Ключевые допущения

  • сокращение капитальных расходов в случае снижения доходов бюджета;

  • финансирование дефицита бюджета текущего года преимущественно за счет использования накопленной ликвидности;

  • планируемый рост государственного долга в 2021 году до 10% от объема текущих доходов;

  • охранение действия договора между органами власти Тюменской области и автономных округов и удержание текущей пропорции распределения поступлений по налогу на прибыль, собранных на территории ХМАО-Югры и ЯНАО.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • изменение политики управления бюджетными расходами в пользу наращивания текущих расходов;

  • сокращение ликвидности до уровня ниже ежемесячных расходов бюджета;

  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ.

Рейтинги выпусков

Эмиссии в обращении отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Тюменской области был опубликован АКРА 21.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Тюменской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Тюменской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Тюменской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Тюменской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.