Кредитный рейтинг Новгородской области (далее — Новгородская область, Область, Регион) обусловлен умеренными показателями бюджетного профиля и развития региональной экономики, умеренно низкой долговой нагрузкой при неравномерном графике погашения долга, а также средним уровнем ликвидности бюджета.

Новгородская область расположена в Северо-Западном федеральном округе, имеет границы с четырьмя регионами РФ. В 2019 году в Регионе проживало 0,4% населения РФ, а его валовый региональный продукт (ВРП) составил 0,3% суммарного российского ВРП. По территории Области проходят основные железнодорожные и автомобильные магистрали, связывающие Москву с Санкт-Петербургом и странами Балтии.

Ключевые факторы оценки

Умеренно низкий уровень долговой нагрузки при неравномерном графике погашения долга. По оценкам АКРА, вследствие привлечения новых заимствований для финансирования дефицита, предусмотренного законом о бюджете, на конец 2021 года долг Области может увеличиться до 54% ее текущих доходов (по методологии АКРА). В связи с этим долговая нагрузка Новгородской области сохранится на умеренно низком уровне.

По состоянию на 01.08.2021 долг Региона был представлен бюджетными и банковскими кредитами (66 и 34% соответственно). Расходы на обслуживание долга необременительны для регионального бюджета благодаря высокой доле бюджетных кредитов в структуре долга (соотношение усредненных1 процентных расходов и совокупных расходов бюджета без учета субвенций в 2018–2022 годах составит менее 2%).


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

До конца текущего года Области предстоит погасить или рефинансировать менее 1% своей задолженности, а в 2022-м — 37%, в том числе весь банковский долг. В 2021 году Правительством РФ была проведена реструктуризация бюджетного кредита, предоставленного Области в 2020 году для рефинансирования кредита Управления Федерального казначейства (УФК). Кроме того, часть банковского долга Области будет замещена бюджетным кредитом. По оценке АКРА, объем бюджетного кредита не превысит 40% коммерческого долга Области.

Данные меры позволят отчасти снизить риски рефинансирования долговых обязательств Региона. Однако в связи с практикой привлечения банковских кредитов, срочность которых не превышает полутора лет, доля банковского долга, оцениваемого АКРА как краткосрочный, останется значительной.

Средний уровень ликвидности бюджета. Новгородская область располагает объемом ликвидности, который позволяет ей своевременно выполнять расходные обязательства, включая процентные платежи. По состоянию на 01.08.2021 остатки на счетах в 1,7 раза превысили среднемесячные расходы областного бюджета за шесть месяцев 2021 года.

Умеренные показатели бюджетного профиля. Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) Региона в общем объеме его доходов без учета субвенций за период с 2018 по 2022 год составит 70%. Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов в указанный период будет на уровне 4%, а соотношение модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит -6%. Данные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и необходимости привлечения заемных средств только на цели финансирования капитальных расходов. Усредненные капитальные расходы в 2018–2022 годах составляют 15% совокупных расходов бюджета и в значительной степени финансируются за счет трансфертов из федерального бюджета.

Закон об областном бюджете предусматривает исполнение бюджета в 2021 году с дефицитом 8% ННД. За первую половину текущего года объем доходов бюджета Области на 24% превысил доходы за аналогичный период 2020–го, ННД увеличились на 38%, а расходы выросли на 7%. Промежуточный профицит бюджета за шесть месяцев 2021–го составил 1,9 млрд руб. (годом ранее дефицит достигал 1,0 млрд руб.).

Диверсифицированная экономика с развитой химической промышленностью. Крупнейшим предприятием Новгородской области является ПАО «Акрон» (производство удобрений), на долю которого приходится порядка 40% отгруженной продукции обрабатывающих производств, расположенных на территории Области. Доля налоговых поступлений в бюджет Региона от предприятий химической промышленности составляла от 6 до 15% его налоговых доходов за 2016–2019 годы, в 2020 году доля поступлений от указанных предприятий снизилась до 4%. Другие крупные отрасли экономики Области — транспорт и торговля, а также обработка древесины и производство бумаги и бумажных изделий. ВРП Региона на душу населения в 2019 году составил 71% среднестранового показателя. Средняя заработная плата в Области в 2020 году превысила региональный прожиточный минимум в 2,6 раза. Уровень безработицы в Регионе в 2016–2019 годах был ниже среднероссийских показателей и в 2019–м составил 3,6%. В 2020 году безработица в Новгородской области выросла до 5,8%, сравнявшись со средним для России уровнем.

Ключевые допущения

  • исполнение бюджета в пределах параметров, предусмотренных законом о бюджете;

  • сокращение расходов областного бюджета в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • улучшение графика погашения долга (снижение риска рефинансирования значительной доли долга в течение двух лет);

  • достижение устойчивого соотношения долга и текущих доходов на уровне ниже 50%;

  • устойчивый рост ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • увеличение текущих расходов бюджета Области, не сопровождающееся ростом текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Отсутствуют.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Новгородской области был опубликован АКРА 27.07.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Новгородской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Новгородской области, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Новгородской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Новгородской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.