Кредитный рейтинг Республики Татарстан (далее — Республика Татарстан, Республика, Регион) обусловлен умеренно низким уровнем долговой нагрузки с минимальными рисками рефинансирования, высокими показателями развития региональной экономики, сильным бюджетным профилем и существенным объемом доступной ликвидности, достаточным для финансирования возможного дефицита.

Республика Татарстан расположена в Приволжском федеральном округе. В Регионе проживает 3,9 млн человек (2,7% населения РФ). В 2019 году валовый региональный продукт (ВРП) Республики достиг 2 796 млрд руб. По оценке Региона, по итогам 2020 года его ВРП составил 2 588 млрд руб.

Ключевые факторы оценки

Сильный бюджетный профиль с незначительной потребностью в использовании свободной ликвидности. Усредненное1 соотношение баланса текущих операций и текущих доходов за 2018–2022 годы составит 28%. Баланс текущих операций по итогам 2021 года останется положительным, что свидетельствует о достаточности текущих доходов для финансирования текущих расходов и соответствует наивысшей категории в оценке операционной эффективности бюджета (по методологии АКРА).


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Усредненное значение доли капитальных расходов в совокупных расходах за 2018–2022 годы составит порядка 38%, что, согласно методологии АКРА, соответствует высокому уровню гибкости бюджетных расходов. Капитальные расходы по большей части финансируются Республикой Татарстан за свой счет.

Усредненная доля налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) в доходах Региона (без учета субвенций) составит 84% по итогам 2021 года, что выше аналогичного показателя за 2020 год ввиду снижения объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета.

Соотношение усредненных за 2018–2022 годы модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов составит менее -1%. Это говорит о том, что Регион финансирует капитальные расходы в основном за счет доходов бюджета, но ему может потребоваться частичное использование накопленной ликвидности.

За семь месяцев текущего года объем доходов бюджета Республики на 20% превысил доходы за аналогичный период 2020–го. ННД бюджета за аналогичный период увеличились на 40% к прошлогоднему уровню: налоги на прибыль и доходы выросли более чем в полтора раза, налоги на совокупный доход — на 68%, налоги на имущество — на 27%. Безвозмездные поступления снизились на 34% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. Расходы бюджета на 01.08.2021 остались на прошлогоднем уровне, а промежуточный профицит бюджета составил более 12% ННД, или около 18,0 млрд руб. (годом ранее дефицит был равен 11,0 млрд руб.).

Исходя из актуальных оценок Республики, в текущем году ННД могут вырасти на 10% при одновременном сокращении объема безвозмездных поступлений на 30% к показателям предыдущего года. Предполагается, что расходная часть бюджета сократится на 5%. Ожидаемый дефицит в 6% ННД будет полностью профинансирован за счет остатков на счетах. Принимая во внимание темпы прироста налоговых поступлений, доходная часть бюджета Республики может увеличиться более существенно, чем следует из оценок Региона. Бюджетные расходы при этом могут сократиться менее значительно.

Некоммерческий характер долга с минимальными рисками рефинансирования. На 01.08.2021 долг Республики Татарстан составлял 97,4 млрд руб., что на 0,8 млрд руб. меньше показателя на начало года. Снижение абсолютной величины долга в текущем году обусловлено валютной переоценкой государственных гарантий Региона. Исторически большую часть долга (порядка 89%) составляют бюджетные кредиты, оставшаяся часть приходится на гарантии, предоставленные в 2005 году ПАО «КАМАЗ» (рейтинг АКРА — А+(RU), прогноз «Стабильный») по обязательствам перед федеральным бюджетом. График погашения долга сбалансирован, а периоды значительных пиковых выплат отсутствуют. В ближайшие два года Республике необходимо погашать 0,4% объема долга ежегодно (390 млн руб.). Основной объем погашений приходится на период после 2025 года.

На конец 2021 года соотношение долга и текущих доходов Республики составит 36%, что соответствует умеренно низкому уровню долговой нагрузки (по методологии АКРА). Процентные расходы необременительны для Региона: усредненный за 2018–2022 годы уровень процентных расходов не превысит 0,03% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

С начала 2021 года остатки на счете бюджета Республики покрывали порядка 70% ежемесячных расходов. Снижение объема свободных средств было вызвано финансированием значительного дефицита прошлого года. Однако сейчас уровень доступной ликвидности постепенно возвращается к уровню 2020 года. Промежуточный профицит бюджета позволяет Республике продолжать накапливать средства в текущем году.

В среднесрочной перспективе, по оценкам АКРА, вероятность того, что компаниям и финансовым организациям, имеющим стратегическое значение для экономики Республики или существенно зависящим от ее бюджета, потребуется адресная финансовая поддержка, не является высокой.

Развитая экономика с умеренной концентрацией на добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. По расчетам АКРА, в период с 2017 по 2020 год максимальную долю (порядка 25%) налоговых поступлений (усредненная доля за указанный период) в бюджет Республики обеспечивала добыча нефти и газа. Эта доля значительно снизилась по итогам 2020 года из-за волатильности цен на топливно-энергетические ресурсы в первой половине года и снижения налоговой базы нефтедобывающих компаний. Порядка 12% налоговых поступлений за аналогичный период приходилось на оптовую и розничную торговлю, тогда как обрабатывающие отрасли в совокупности формировали около 20% налоговых поступлений Региона. Усредненный ВРП Региона на душу населения в сопоставлении со среднестрановым показателем составил 110%.

АКРА отмечает, что реальный и подушевой ВРП Республики в 2014–2019 годах в целом росли быстрее, чем в среднем по стране. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2017–2020 годах превышало 350%. Усредненный показатель безработицы за 2017-2020 годы, рассчитываемой по методологии МОТ, составил 3,5%.

Ключевые допущения

  • прирост доходной части бюджета на 3% при незначительном снижении расходов относительно показателей 2020 года;

  • финансирование прогнозного бюджетного дефицита за счет использования накопленной ликвидности;

  • отсутствие необходимости в привлечении дополнительного долгового финансирования;

  • отсутствие необходимости в погашении государственных гарантий Республики в текущем году.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • возникновение необходимости предоставления правительством Республики экстраординарной поддержки компаниям и финансовым организациям государственного сектора экономики;

  • существенное изменение системы межбюджетных отношений в РФ;

  • возникновение необходимости исполнения гарантийных обязательств перед Минфином России;

  • исполнение бюджета по итогам 2021 года с дефицитом, превышающим объем остатков на счетах Региона.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Республики Татарстан был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Республики Татарстан был опубликован АКРА 17.11.2017. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Татарстан ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных правительством Республики Татарстан, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, правительство Республики Татарстан принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало правительству Республики Татарстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Илья Цыпкин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Максим Паршин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139-0480, доб. 225
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.