Кредитный рейтинг Пензенской области (далее — Пензенская область, Область, Регион) обусловлен умеренными показателями развития экономики и стабильным бюджетным профилем. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывает низкий уровень ликвидности.

Изменение прогноза по кредитному рейтингу Пензенской области связано с опережением темпов роста налоговых поступлений относительно темпов роста расходной части бюджета и ожидающимся АКРА сохранением этой тенденции, что может привести к значительному росту баланса текущих операций, а также к положительному значению усредненного1 модифицированного бюджетного дефицита. Дополнительную поддержку региональному бюджету оказывает плавный график погашения государственного долга.

Область входит в состав Приволжского федерального округа.  На территории Региона проживает 1,3 млн чел. (около 0,9% населения РФ). По оценке Области, объем валового регионального продукта (ВРП) составил за 2020 год порядка 457,1 млрд руб.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Стабильные показатели бюджетного профиля. Закон об областном бюджете2 в 2021 году предусматривает рост налоговых и неналоговых доходов (ННД) Региона на 5% при одновременном сокращении безвозмездных поступлений на 17%. Снижение совокупных расходов планируется на уровне 6%, что в дальнейшем приведет к исполнению бюджета с минимальным дефицитом.

Если в 2021 году совокупные расходы вырастут на 1% и более при одновременном сокращении совокупных доходов на 6%, это приведет к исполнению бюджета с дефицитом (от 14% ННД), который будет профинансирован преимущественно заемными средствами.

Однако за шесть месяцев 2021 года рост ННД составил 33% относительно аналогичного периода 2020 года и 21% относительно указанного периода 2019 года. Основное влияние на динамику ННД оказало увеличение поступлений по налогу на прибыль организаций почти в два раза. Также существенный рост отмечается в поступлениях по налогам на совокупный доход (54%), налогам на имущество (16%), налогу на доходы физических лиц (14%) и налогам на товары и услуги (13%). Совокупные доходы бюджета Области выросли на 16%, совокупные расходы — лишь на 4%. Таким образом, по итогам полугодия бюджет Региона исполняется с профицитом в размере 11% ННД. Сохранение данной динамики исполнения бюджета положительно отразится на значениях баланса текущих операций и усредненного модифицированного бюджетного дефицита, что в свою очередь может привести к повышению кредитного рейтинга Пензенской области.

В случае исполнения бюджета на запланированном уровне усредненный за период 2017–2021 годов показатель соотношения баланса текущих операций и текущих доходов возрастет до 9,7% (на 1,5 п. п.), а соотношение усредненных за указанный период модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов останется на прежнем уровне и составит 0,8%, что в совокупности может привести к снижению долга или накоплению остатков средств на счетах.

Соотношение ННД и доходов (без учета субвенций) находится на умеренно высоком уровне, усредненное значение которого за период 2017–2021 годов составит 61,6%.

Показатель гибкости бюджетных расходов оценивается на умеренно высоком уровне, усредненное значение которого за 2017–2021 годы будет равно 17,3%.


2 Закон Пензенской области № 3595-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (ред. от 15.06.2021).

Снижение рисков рефинансирования. По состоянию на 01.01.2021 долг Региона составил 20 млрд руб. и в основном был представлен банковскими (53%) и бюджетными (47%) кредитами. В марте 2020 года Область рефинансировала обязательства по банковским кредитам, снизив при этом процентные платежи и сдвинув основную часть выплат по долгу с 2021-го на 2024 год: в 2021 году Области необходимо погасить 4% долга, в 2024-м — 26%. По ожиданиям АКРА, в 2021 году будет реализован ряд правительственных мер, которые позволят Региону реструктуризировать бюджетный кредит, выданный в конце 2020 года, результатом чего станет более плавный график погашения госдолга.

Остатки на счетах Региона невелики: на 01.07.2021 объем остатков на бюджетных счетах составил 1,5 млрд руб. и покрывал 8% госдолга, за 12 последних месяцев они покрывали порядка 25% ежемесячных расходов Области. Использование кредитов УФК позволяет избежать кассовых разрывов.

На конец 2020 года соотношение долга и текущих доходов Области составило 31%.
По итогам 2021 года, по прогнозу АКРА, данный показатель не изменится несмотря на снижение долга, что связано с планируемым сокращением безвозмездных поступлений, значительный объем которых предоставлялся для покрытия текущих расходов. Процентные расходы для Региона необременительны: усредненный уровень процентных расходов в 2017–2021 годах составит порядка 1% совокупных расходов бюджета (без учета субвенций).

Диверсифицированная структура налоговых поступлений с небольшой концентрацией на государственном секторе. На долю предприятий государственного сектора стабильно приходится порядка 24% налоговых поступлений. Оптовая и розничная торговля вносит максимальный вклад в налоговые доходы Региона среди негосударственных секторов. По итогам 2020 года шесть из десяти наиболее крупных по объему выручки региональных предприятий работали в сфере торговли. Тем не менее значительной концентрации налоговых поступлений от этой отрасли не наблюдается: по оценкам АКРА, за пять месяцев 2021 года на данную сферу приходилось порядка 14% налоговых поступлений Области, 7% налоговых поступлений обеспечила отрасль «Транспортировка и хранение», 7% — «Сельское хозяйство». Суммарные поступления по отрасли «Обрабатывающие производства» составили 30%, однако данная отрасль достаточно диверсифицирована: на сектор производства компьютеров, электронных и оптических изделий (формирует максимальный вклад среди остальных секторов указанной отрасли) приходится порядка 8% налоговых поступлений.

Усредненный ВРП на душу населения Области в 2016–2019 годах составил 52% среднестранового показателя. Соотношение усредненных заработной платы и регионального прожиточного минимума в Регионе в 2017–2020 годах превышало 3,1.

Ключевые допущения

  • сохранение усредненного соотношения баланса текущих операций и текущих доходов в пределах от 5 до 10%;
  • снижение совокупных доходов бюджета Области на 6% относительно показателей 2020 года при росте ННД на 5% и снижении безвозмездных поступлений на 17%;
  • сохранение долговой нагрузки в 2021 году на умеренно низком уровне;
  • сохранение социально-экономических показателей на текущем уровне.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Позитивный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности изменение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • устойчивый рост ликвидности бюджета;
  • сокращение долговой нагрузки;
  • положительная динамика доходов, опережающая темп роста расходов;
  • сохранение усредненного модифицированного бюджетного дефицита на положительном уровне.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • значительное снижение ННД относительно 2020 года;
  • существенное ухудшение графика погашения государственного долга;
  • снижение доли собственных доходов бюджета.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Пензенской области был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Пензенской области был опубликован АКРА 20.09.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Пензенской области ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Пензенской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Правительство Пензенской области принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Пензенской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Першин
Заместитель директора, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 85
Илья Цыпкин
Эксперт, группа суверенных и региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.