24 июня 2021 года АО «МИнБанк» (далее — МИнБанк, Банк) изменило организационно–правовую форму с публичного акционерного общества (ПАО) на акционерное общество (АО). По мнению АКРА, смена организационно-правовой формы не оказывает существенного влияния на уровень кредитного рейтинга Банка.

Снятие статуса «Рейтинг на пересмотре — развивающийся» обусловлено отсутствием у АКРА ожиданий в отношении изменения кредитного рейтинга МИнБанка на горизонте до 90 дней.

Повышение кредитного рейтинга МИнБанка отражает улучшение оценки вероятности предоставления экстраординарной поддержки со стороны государства и повышение оценки собственной кредитоспособности (ОСК) Банка с «bb-» до «bb» на фоне поэтапной реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства МИнБанка (далее — План участия).

МИнБанк — небольшой по размеру капитала банк (занимает 71-е место по размеру капитала среди российских кредитных организаций на 1 июня 2021 года), обладающий достаточно широкой филиальной сетью в стране.

29 апреля 2021 года единственный акционер МИнБанка — Банк России (весь пакет акций находится в доверительном управлении ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора») — сообщил о рассмотрении передачи 100% акций Банка в Росимущество для дальнейшей передачи их в ПАО «Промсвязьбанк» (далее — ПСБ, рейтинг АКРА — АА(RU), прогноз «Стабильный») в соответствии с подготовленными изменениями в федеральные законы. 2 июля 2021 года был издан соответствующий федеральный закон, разрешающий такую передачу (Федеральный закон № 326-ФЗ от «О внесении изменений в статьи 16 и 19 Федерального закона «О страховании вкладов в банках Российской Федерации»).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Повышение оценки экстраординарной поддержки со стороны государства обусловлено вступлением в силу Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой. Высокая вероятность оказания Банку поддержки обусловлена: 1) наличием акционерного контроля со стороны Банка России; 2) фактами финансовой поддержки Банка как в форме предоставления капитала (в июле 2019 года была проведена докапитализация на сумму 128,7 млрд руб.), так и ликвидности (в первом квартале 2019 года в целях обеспечения непрерывности деятельности МИнБанка Банком России были предоставлены средства в размере 40 млрд руб.); 3) гарантированием Банком России с 21 января 2019 года непрерывности деятельности Банка в течение срока реализации Плана участия.

Степень взаимной зависимости МИнБанка и Банка России от однородных факторов риска оценивается как средняя.

С учетом вышеизложенного при определении кредитного рейтинга МИнБанка к уровню ОСК добавляются три ступени.

Удовлетворительная оценка бизнес-профиля (bbb-) определяется занимаемыми Банком рыночными позициями и умеренной диверсификацией операционного дохода (индекс Херфиндаля — Хиршмана составляет 0,3 по итогам 2020 года). Ввиду ожидаемого присоединения МИнБанка к ПСБ в основу стратегии закладывается цель по синхронизации продуктов и перенастройке внутренних процессов в соответствии с подходами ПСБ. Кроме того, планируется, что Банк будет продолжать развиваться как универсальная кредитная организация, не допуская переход в операционную убыточность. Качество управления оценивается как удовлетворительное.

Ухудшение оценки достаточности капитала со слабой до критической обусловлено продолжительным нарушением МИнБанком обязательных нормативов достаточности капитала, что связано как с развитием деятельности, так и с доформированием резервов по проблемным активам. По мнению АКРА, сопряженные с этим риски в значительной мере смягчаются наличием гарантии непрерывности деятельности со стороны Банка России (решение принято Советом директоров Банка России).

Изменение оценки риск-профиля с критической на удовлетворительную обусловлено внесением изменений в Методологию присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации в части определения доли проблемной задолженности. На фоне поэтапной реализации Плана участия значительная часть кредитов Стадии 3 «старого» ссудного портфеля была зарезервирована более чем на 90%. Без учета таких кредитов текущая доля проблемной задолженности в кредитном портфеле МИнБанка определена на уровне 9,7% (покрытие резервами — около 80%). В краткосрочной перспективе АКРА ожидает передачу существенной доли проблемных и непрофильных активов (преимущественно прав требования, инвестиционной недвижимости, вложений в акции и доли организаций) Банка в группу Банка «ТРАСТ» (ПАО), что, по информации Банка России, планируется завершить к 1 ноября 2021 года (ранее планировалось к 1 августа 2021 года). С учетом предстоящей «расчистки» баланса от проблемных активов текущая концентрация кредитов МИнБанка на десяти крупнейших группах заемщиков не превышает 30% кредитов, на высокорисковых отраслях — около 0,4х основного капитала. При этом объем вложений в непрофильные активы (формируется в основном достаточно ликвидной жилой недвижимостью) составляет около 19% основного капитала.

Кредитное качество портфеля ценных бумаг (50% активов) в целом является высоким, а уровень принятого рыночного риска — повышенным (135% основного капитала), в том числе за счет небольшого объема капитала.

Система риск-менеджмента Банка оценивается как удовлетворительная.

Адекватная позиция по ликвидности. АКРА оценивает способность МИнБанка исполнять обязательства на горизонте 90 дней как сильную (Банк обладает профицитом краткосрочной ликвидности в базовом и стрессовом сценариях). При этом показатель дефицита долгосрочной ликвидности, ПДДЛ, на 31 марта 2021 года находился на приемлемом уровне. В июле 2021 года произошел отток ликвидности в размере около 22 млрд руб. (9% обязательств на 31 марта 2021 года , привлечены от Банка России для поддержания ликвидности), который в случае необходимости может быть замещен средствами, полученными в рамках сделок РЕПО с НКО НКЦ (АО) (далее — НКЦ, AAA(RU), прогноз «Стабильный»).

Удовлетворительный профиль фондирования. Основой ресурсной базы Банка являются вклады физических лиц (58% обязательств на 31 марта 2021 года), что обусловливает невысокую концентрацию на десяти крупнейших группах кредиторов (19% обязательств). Вместе с тем НКЦ является крупнейшим кредитором МИнБанка — 17% обязательств.

Ключевые допущения

  • сохранение акционерного контроля за деятельностью Банка со стороны государства;
  • оказание финансовой поддержки со стороны государства в форме капитала и/или ликвидности в случае необходимости;
  • сохранение выбранной бизнес-модели Банка.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • значительное укрепление позиции Банка по капиталу;
  • завершение передачи проблемных активов с баланса МИнБанка;
  • значительное повышение эффективности деятельности.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • потеря акционерного контроля над Банком со стороны государства;
  • повышение концентрации ресурсной базы на крупнейших группах кредиторов и/или источниках, а также ухудшение позиции по ликвидности.

Компоненты рейтинга

ОСК: bb.

Корректировки: отсутствуют.

Поддержка: +3 ступени, поддержка со стороны государства.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг АО «МИнБанк» был опубликован АКРА 12.08.2019. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АО «МИнБанк» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Раскрытие отступлений от утвержденных методологий. Проведено отступление от Методологии присвоения кредитных рейтингов банкам и банковским группам по национальной шкале для Российской Федерации: при определении оценки риск-профиля для расчета ряда показателей был использован подход, аналогичный определению доли проблемной задолженности в кредитном портфеле, то есть без учета зарезервированных кредитной задолженности и иных проблемных активов, сформированных до перехода АО «МИнБанк» под контроль Банка России.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АО «МИнБанк», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности АО «МИнБанк» по МСФО и отчетности АО «МИнБанк», составленной в соответствии с требованиями Указания Банка России от 08.10.2018 № 4927-У. Кредитный рейтинг является запрошенным, АО «МИнБанк» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА оказывало АО «МИнБанк» дополнительные услуги. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Ирина Носова
Директор, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 81
Валерий Пивень
Старший директор - руководитель группы рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 93

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.