АКРА подтвердило кредитный рейтинг Республики Коми на уровне A-(RU), прогноз «Стабильный», и выпусков облигаций Республики — на уровне A-(RU)

Кредитный рейтинг Республики Коми (далее — Республика Коми, Республика, Регион) обусловлен умеренно высокой долей собственных доходов бюджета, умеренной долговой нагрузкой и средним уровнем ликвидности бюджета. Рейтинг ограничен зависимостью бюджета от сектора добычи полезных ископаемых, а также ожиданиями роста долговой нагрузки.

Республика расположена в Северо-Западном федеральном округе. Часть территории относится к районам Крайнего Севера. В Регионе проживает порядка 820 тыс. человек (0,6% населения РФ), в 2019 году на долю Республики приходилось 0,8% суммарного валового регионального продукта (ВРП) субъектов РФ.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Умеренные показатели бюджетного профиля. Закон о республиканском бюджете на 2021 год и плановый период с 2022 по 2023 год предусматривает исполнение бюджета с дефицитом порядка 8–11 млрд руб. ежегодно, основным источником финансирования которого станут облигационные займы и банковские кредиты. За четыре месяца 2021 года промежуточный дефицит республиканского бюджета составил 4,1 млрд руб. при росте доходов и расходов на 18 и 14% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

В 2018–2022 годах усредненная1 доля собственных доходов в совокупном объеме доходов Региона без учета субвенций составит 84%. Усредненная доля капитальных расходов
в указанном периоде составит порядка 14% совокупных расходов (без учета субвенций). Усредненное соотношение баланса текущих операций и текущих доходов
(по методологии АКРА) в 2018–2022 годах составит 5%, а соотношение усредненных модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов будет отрицательным
(-9%). Указанные показатели свидетельствуют о достаточности текущих доходов для покрытия текущих расходов и необходимости привлечения долга для финансирования капитальных расходов.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Увеличение долговой нагрузки продолжится в 2021 году, однако ее уровень будет оставаться умеренным. В 2021 году соотношение долга Региона и его текущих доходов может увеличиться с 42 до 60%, что соответствует умеренному уровню долговой нагрузки. На 01.06.2021 долг представлен облигациями (44%), бюджетными кредитами (37%) и банковскими кредитами (19%). По состоянию на указанную дату Республике в текущем году предстояло выплатить 38% своих долговых обязательств, однако почти 40% из них приходится на бюджетный кредит, который будет реструктурирован до 2029 года в рамках оказания мер федеральной поддержки. Расходы на обслуживание долга являются необременительными для регионального бюджета (соотношение усредненных процентных расходов и совокупных расходов бюджета без учета субвенций в 2018–2022 годах составит 3%). АКРА отмечает сохраняющуюся вероятность возникновения необходимости поддержки предприятий госсектора, погашение финансовой задолженности которых может в той или иной степени затронуть республиканский бюджет.

Республика Коми располагает достаточным объемом ликвидности для своевременного выполнения своих обязательств. Остатки средств на счетах бюджета на 01.06.2021 с учетом невыбранных остатков по открытым кредитным линиям в 1,8 раза превышают среднемесячные расходы республиканского бюджета за четыре месяца 2021 года.

Волатильность бюджетных показателей Региона обусловлена зависимостью от крупнейших налогоплательщиков в добывающем секторе. Добыча полезных ископаемых (нефть, газ, уголь), на которую в 2019 году приходилось 43,8% ВРП, является основным фактором, влияющим на динамику промышленного производства и ВРП Республики. Вместе с подотраслью «Производство нефтепродуктов» добывающий сектор в 2019 году формировал более 70% промышленного производства Республики Коми. ВРП на душу населения является высоким (в 2019 году по данному показателю Республика Коми занимала 12–е место среди субъектов РФ), а соотношение усредненных за период 2017–2020 годов среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума (для трудоспособного населения) составило 366%. Усредненный уровень безработицы в 2017–2020 годах составил 7,5%.

Ключевые допущения

  • рост ННД в 2021 году на 3% по сравнению с 2020–м с последующим ростом в 2022 году на 5%;
  • сохранение собственной ликвидности на достаточном уровне. 

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • минимальный рост долговой нагрузки по итогам 2021 года;
  • устойчивый рост уровня собственной ликвидности бюджета.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • рост текущих расходов бюджета Республики, не сопровождающийся ростом текущих доходов бюджета;
  • увеличение долговой нагрузки до уровня более 70% текущих доходов;
  • изменение долговой политики в пользу привлечения краткосрочных банковских кредитов;
  • снижение соотношения усредненных среднемесячной заработной платы и регионального прожиточного минимума ниже 350%.

Рейтинги выпусков

Республика Коми, 35013 (ISIN RU000A0JWZM1), срок погашения — 16.11.2022, объем эмиссии — 6,18 млрд руб., — А-(RU).

Республика Коми, 35014 (ISIN RU000A0JXUD9), срок погашения — 25.06.2024, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А-(RU).

Обоснование кредитного рейтинга. Перечисленные облигационные выпуски Республики Коми, по мнению АКРА, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Республики Коми.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Республики Коми и облигационных выпусков Республики Коми (ISIN RU000A0JWZM1, RU000A0JXUD9) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Республики Коми был опубликован АКРА 05.09.2017, государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JWZM1, RU000A0JXUD9) — 05.03.2018. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Республики Коми, а также кредитного рейтинга выпусков государственных ценных бумаг Республики Коми (ISIN RU000A0JWZM1, RU000A0JXUD9) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Республикой Коми, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Республики Коми принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Республики Коми дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.