Кредитный рейтинг Акционерного общества «Западный скоростной диаметр» (далее — Компания, АО «ЗСД») обусловлен сохранением очень высокой степени поддержки Компании со стороны Санкт-Петербурга (рейтинг АКРА — AAA(RU), прогноз «Стабильный»; далее — Санкт-Петербург, Город, поддерживающее лицо).

Уровень кредитного рейтинга был определен без расчета собственной кредитоспособности Компании, так как деятельность АО «ЗСД» полностью подчинена достижению региональных целей и задач, при этом способность Компании своевременно обслуживать свои долговые обязательства главным образом зависит от поддержки, оказываемой Компании Правительством Санкт-Петербурга. В связи с этим АКРА считает расчет собственной кредитоспособности Компании нецелесообразным и использует только Методологию анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой.

Кредитный рейтинг АО «ЗСД» находится на две ступени ниже рейтинга Города, что отражает возможность технических задержек со стороны региональных властей при оказании Компании помощи в случае финансовых затруднений.

АО «ЗСД» было создано в 1997 году Комитетом по управлению имуществом Санкт-Петербурга (ныне — Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга), которому в настоящий момент принадлежит 100% акций Компании.

АО «ЗСД» является собственником одной из крупнейших в России внутригородских платных автомагистралей «Западный скоростной диаметр» (далее — Автомагистраль), которая была построена и эксплуатируется в рамках проекта, реализованного на основе трехстороннего соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенного между Правительством Санкт-Петербурга, АО «ЗСД» и ООО «Магистраль северной столицы» на срок до 2042 года.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Очень высокая степень поддержки. Государство осуществляет прямой акционерный и операционный контроль над деятельностью Компании. Кроме того, Город оказывает существенное влияние на ее кредитоспособность.

Основным источником финансирования деятельности Компании в настоящее время является бюджет Города. В частности, АО «ЗСД» получает ежегодную государственную поддержку со стороны Правительства Санкт-Петербурга в размере полного покрытия купонных платежей по существующим выпускам облигационных займов. Кроме того, предоставляются бюджетные инвестиции на строительство развязок, позволяющих увеличить пропускную способность Автомагистрали, что в будущем может привести к увеличению трафика и выручки Компании. Государственная поддержка оказывается путем увеличения уставного капитала АО «ЗСД».

Строительство действующей части Автомагистрали осуществлялось при значительной поддержке со стороны государства; объем федеральных инвестиций составил более 40%, а весь номинальный объем выпущенных Компанией долговых обязательств в размере 25 млрд руб. был гарантирован Минфином России.

На данный момент государство в лице Города играет важную роль в формировании тарифной политики Автомагистрали и напрямую влияет на уровень финансовой устойчивости Компании.

Агентство обращает внимание, что в случае изменения размеров платежей, взимаемых с пользователей Автомагистрали, величина государственной поддержки может быть пересмотрена, поскольку при росте выручки за счет возможного увеличения тарифов и трафика размер предоставляемой поддержки может быть сокращен.

Агентство также отмечает, что поскольку Город является стороной соглашения о государственно-частном партнерстве, то неисполнение Компанией своих обязательств по этому соглашению несет значительный финансовый риск для бюджета Города.

Компания планирует привлечь дополнительные заимствования в рамках действующего кредитного договора с ЕАБР (далее — Кредитор). В настоящий момент общий размер лимита составляет не более 7,5 млрд руб. Расходы на возврат займа должны быть включены в Государственную программу «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» (далее — Госпрограмма). Исполнение обязательств АО «ЗСД» также гарантировано условиями акционерного соглашения между Городом и Кредитором (далее — Акционерное соглашение). АКРА отмечает, что по условиям кредитного договора предусмотрен льготный период уплаты процентов. Оставшийся срок — 1,5 года.

Высокая степень зависимости АО «ЗСД» и поддерживающего лица от однородных факторов риска подразумевает, что основным источником финансирования деятельности Компании выступает бюджет Города. Макроэкономические факторы, которые определяют наполняемость доходной части бюджета Города, будут оказывать ощутимое влияние и на объем средств, выделяемых на финансирование дорожного строительства.

Ключевые допущения

  • внесение в Госпрограмму изменений, предусматривающих обеспечение привлекаемого в 2021 году займа и покрытие купонных платежей по выпускам облигаций в обращении в полном объеме в период с 2021 по 2023 год;
  • кредитный договор не будет аннулирован до истечения периода доступности лимита (60 месяцев);
  • выполнение условий Акционерного соглашения, а также кредитного договора;
  • выполнение всех отлагательных условий по кредитному договору;
  • сохранение объемов выделяемых бюджетных инвестиций и гарантий из федерального бюджета и бюджета Города.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • повышение системной значимости Компании для региона и существенное расширение ее функционала.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • значительное снижение объема выделяемых бюджетных инвестиций, в частности средств на обслуживание долговых обязательств;
  • увеличение объема заимствований, основной долг по которым не обеспечивается Городом или иными гарантами с сопоставимым с ним кредитным качеством;
  • снижение уровня системной значимости Компании, в частности перераспределение ее функций на других участников рынка;
  • реструктуризация кредитного договора, в том числе предусматривающая ухудшение базовых предпосылок, учитываемых при определении кредитного рейтинга Компании;
  • признание Акционерного соглашения недействительным;
  • выпуск Компанией облигаций, расходы на погашение основного долга по которым не включены в Госпрограмму.

Компоненты рейтинга

ОСК: отсутствует.

Поддержка: Санкт-Петербург — паритет с Городом минус 2 ступени.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Впервые кредитный рейтинг Акционерного общества «Западный скоростной диаметр» был опубликован АКРА 04.08.2020. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных Акционерным обществом «Западный скоростной диаметр», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг является запрошенным, Акционерное общество «Западный скоростной диаметр» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Акционерному обществу «Западный скоростной диаметр» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Альфия Васильева
Заместитель директора - руководитель направления проектного финансирования, группа рейтингов проектного и структурированного финансирования
+7 (495) 139 04 80, доб. 178
Елена Анисимова
Старший директор - руководитель Группы региональных рейтингов
+7 (495) 139 04 86

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.