Кредитный рейтинг Свердловской области (далее — Свердловская область, Область, Регион) обусловлен сильным экономическим профилем Региона, стабильными показателями бюджетного профиля с высокой долей собственных доходов и растущей долей капитальных расходов в составе бюджета.

Рейтинг ограничен возрастающим уровнем долговой нагрузки, при этом график погашения долга не создает рисков рефинансирования.

Свердловская область входит в состав Уральского федерального округа, граничит с семью субъектами РФ. В Области проживает порядка 4,3 млн человек (3% населения страны). По оценке Правительства Области, в 2020 году ее валовый региональный продукт (ВРП) составил 2,5 трлн руб. (регулярно ВРП Региона составляет примерно 3% совокупного ВРП регионов России).

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Экономический профиль Региона определяется умеренной концентрацией на металлургическом секторе. Величина усредненного1 подушевого ВРП Региона в сопоставлении со среднестрановым показателем стабильно превышает 90%. Соотношение усредненных значений заработной платы и регионального прожиточного минимума в 2017–2020 годах составило 3,6.

По итогам 2020 года усредненный за четыре последних года уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, в Области составил 5,2%.

Основой экономики Области является обрабатывающий сектор с умеренной концентрацией на металлургическом комплексе. В 2020 году деятельность 9 из 20 крупнейших по выручке предприятий Региона была связана с обработкой металла. Однако, по оценке АКРА, прямой вклад отрасли «Металлургическое производство» в налоговые поступления Региона в 2020 году составил 18,5%.


1 Здесь и далее усреднение осуществляется в соответствии с методикой, установленной Методологией присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации.

Долговая нагрузка возрастает, но меры Правительства РФ по реструктуризации части долга субъектов позволят сохранить плавный график погашения долга. Соотношение долга и текущих доходов Области, по оценке АКРА, на конец 2021 года превысит 0,5. В соответствии с законом Области о бюджете на текущий год2 Область планирует увеличить долю банковских кредитов до 29% (трехкратный прирост показателя), сократив долю бюджетных кредитов до 13%, доля облигаций при этом не изменится (58%). В 2021 году государственный долг Области увеличится на 23% и составит 140,2 млрд руб. Однако в 2021 году, по ожиданиям АКРА, будет реализован ряд правительственных мер: часть коммерческого долга будет рефинансирована, а также будет реструктурирован бюджетный кредит, выданный в конце 2020 года. Указанные меры положительно повлияют на график погашения госдолга, несмотря на рост долговой нагрузки.

В настоящий момент (до реализации правительственных мер) график погашения долга в 2021–2024 годах предполагает, что ежегодно Область будет погашать или рефинансировать в среднем по 16% долга (максимальное значение приходится на 2021 год — 21% совокупного долга), что не создает рисков рефинансирования.

Соотношение усредненных процентных расходов и усредненных совокупных расходов бюджета без учета субвенций за период 2017–2021 годов находится на невысоком уровне и составляет порядка 2,2%.

Низкая долговая нагрузка муниципальных образований Региона продолжает сокращаться. Отношение совокупного долга к совокупной величине налоговых и неналоговых доходов (далее — ННД) муниципальных образований снизилось с 13% в 2016 году до 5% в 2020-м. Абсолютное значение долга муниципальных образований сократилось за указанный период на 3 млрд руб., до 3,5 млрд руб.


2 Закон Свердловской области от 10.12.2020 № 144-ОЗ (ред. от 17.06.2021) «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» (принят Законодательным собранием Свердловской области 08.12.2020).

Самодостаточный бюджет с высокой долей капитальных расходов. Закон Области о бюджете на текущий год предусматривает исполнение ее бюджета в 2021 году с дефицитом в размере 40,6 млрд руб. (17% ННД). Безвозмездные поступления сократятся на 21%, что наряду с ростом ННД на 10% приведет к увеличению совокупных доходов на 3%, до 294,5 млрд руб. Совокупные расходы возрастут на 6% (до 335,1 млрд руб.).

Вместе с тем бюджет Области характеризуется умеренно высокой долей собственных доходов: усредненное за период 2017–2021 годов соотношение ННД и доходов без учета субвенций будет равно 86,4%. Усредненная доля капитальных расходов в расходах бюджета без учета субвенций стабильно растет и в 2017–2021 годах составит 19,5%.

Усредненный за 2017–2021 годы показатель операционной эффективности бюджета Региона будет находиться на уровне 9,7%. Соотношение усредненных за указанный период модифицированного бюджетного дефицита и текущих доходов Региона будет отрицательным (-8%). Это свидетельствует о потребности в дополнительном финансировании капитальных расходов путем привлечения заимствований и/или использования остатков средств на счетах бюджета.

Рост промежуточной ликвидности. На 01.06.2021 объем остатков на бюджетных и депозитных счетах Области покрывал 90,6% среднемесячных расходов Региона за последние 12 месяцев или 22,1% его совокупного долга по состоянию на 01.06.2021. Также указанный объем остатков в 1,1 раза превышает госдолг, который необходимо погасить в 2021 году (по состоянию на 01.06.2021). На протяжении 2017–2021 годов модифицированный свободный денежный поток имеет отрицательное значение (за исключением 2018 года). В этой связи у Региона стабильно возникает потребность в привлечении ликвидности, поэтому Регион ежегодно наращивает долг.

Ключевые допущения

  • рост ННД в 2021 году на 10% относительно 2020-го;
  • рост совокупных расходов в 2021 году на 6% относительно 2020-го и их последующее снижение в 2022 году;
  • сокращение капитальных расходов в случае снижения фактических доходов по сравнению с запланированными;
  • рост долга не более чем на 23% в 2021 году;
  • сохранение социально-экономических показателей на текущем уровне.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию могут привести:

  • улучшение показателей экономического профиля;
  • рост уровня доступной ликвидности;
  • исполнение сбалансированного бюджета;
  • сокращение долговой нагрузки.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • сокращение доли ННД в совокупных доходах (без учета субвенций);
  • рост текущих расходов, не сопровождающийся увеличением текущих доходов.

Рейтинги выпусков

Свердловская область, 35003 (ISIN RU000A0JWZ77), срок погашения — 15.11.2024, объем эмиссии — 5 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35004 (ISIN RU000A0ZYDU3), срок погашения — 22.10.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35005 (ISIN RU000A0ZZQH9), срок погашения — 23.10.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35006 (ISIN RU000A1016N9), срок погашения — 15.12.2026, объем эмиссии — 5 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 34007 (ISIN RU000A101UG7), срок погашения — 28.06.2025, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35008 (ISIN RU000A101Z17), срок погашения — 29.07.2027, объем эмиссии — 12 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 35009 (ISIN RU000A102CT6), срок погашения — 17.11.2027, объем эмиссии — 8 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 34010 (ISIN RU000A102DQ0), срок погашения — 23.11.2024 объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Свердловская область, 34011 (ISIN RU000A102HF4), срок погашения — 16.12.2023, объем эмиссии — 10 млрд руб., — А+(RU).

Обоснование. Облигационные выпуски Свердловской области, по мнению Агентства, имеют статус старшего необеспеченного долга, кредитный рейтинг которого соответствует кредитному рейтингу Свердловской области.

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги Свердловской области и облигационных выпусков Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9, RU000A101UG7, RU000A101Z17, RU000A102CT6, RU000A102DQ0, RU000A102HF4) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов субъектам и муниципальным образованиям Российской Федерации и Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитного рейтинга указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг Свердловской области и кредитный рейтинг государственных ценных бумаг Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9, RU000A101UG7, RU000A101Z17, RU000A102CT6, RU000A102DQ0, RU000A102HF4) были опубликованы АКРА 08.09.2017, 24.10.2017, 24.10.2017, 18.10.2018, 11.12.2019, 29.06.2020, 24.07.2020, 18.11.2020, 20.11.2020 и 11.12.2020 соответственно.

Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу Свердловской области, а также кредитного рейтинга государственных ценных бумаг Свердловской области (ISIN RU000A0JWZ77, RU000A0ZYDU3, RU000A0ZZQH9, RU000A1016N9, RU000A101UG7, RU000A101Z17, RU000A102CT6, RU000A102DQ0, RU000A102HF4) ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем планового пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных Свердловской областью, информации из открытых источников (Минфин России, Росстат, ФНС), а также баз данных АКРА. Кредитные рейтинги являются запрошенными, Правительство Свердловской области принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало Правительству Свердловской области дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Максим Паршин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139-0480, доб. 225
Илья Цыпкин
Старший аналитик, группа региональных рейтингов
+7 (495) 139 03 45

Методологии

Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.