Соответствие планируемого выпуска Положению Банка России от 19.12.2019 № 706-П

В рамках выпуска социальных облигаций ООО «СФО Транспортная инфраструктура» (далее — Эмитент, СФО Транспортная инфраструктура) АКРА осуществило верификацию соответствия проекта, планируемого к рефинансированию за счет привлекаемых от указанного выпуска денежных средств, на цели, связанные с финансированием и/или рефинансированием проектов, направленных на развитие общественной жизни и соответствующих международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования и/или устойчивого развития (условие о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций) (в соответствии с Положением Банка России от 19.12.2019 № 706-П). Представленный Эмитентом проект представляет собой рефинансирование ранее понесенных затрат на строительство третьего пускового комплекса Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (далее — ЦКАД-3).

Реализация проекта позволит достичь следующих целей:

  1. Разгрузка радиальных выходов из Москвы и уличной сети города от движения большегрузного и транзитного транспорта, что окажет положительное влияние на состояние атмосферного воздуха, экологическую ситуацию и комфорт проживания жителей города.
  2. Формирование условий комплексного развития транспортной и социальной инфраструктуры и территорий Москвы и Московской области, а также смежных областей — Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской и Смоленской — на основе мультипликативного эффекта от строительства ЦКАД (в том числе третьего участка — ЦКАД-3).
  3. Укрепление социальных, хозяйственных, межрегиональных и международных связей, повышение уровня мобильности населения и субъектов рынка.
  4. Повышение безопасности дорожного движения и качества обслуживания пользователей автомобильной дороги.
  5. Снижение себестоимости перевозок и уровня транспортных издержек для грузоотправителей.

В рамках реализации проекта предусматривается развитие крупных логистических центров на важнейших железнодорожных и автомобильных направлениях Московской области и затрагиваемых проектом территорий.

Дальнейшая реализация проекта строительства ЦКАД-3 может суммарно обеспечить создание около 50 тыс. рабочих мест на территории Московской области (по оценкам Эмитента), в том числе в рамках создания на прилегающих территориях жилых комплексов, офисных и бизнес-площадок, торговых центров, мини-отелей, кафе, АЗС и пр.

Строительство ЦКАД-3 позволит расширить социально-экономические возможности населения за счет образования в срединной зоне Московской области нового индустриально-селитебного пояса, который в свою очередь приведет к значительным трансформациям в системе расселения, пропорциях размещения населения и трудовых маятниковых миграциях.

Строительство ЦКАД-3 окажет положительное влияние на шесть муниципальных образований Московской области (Солнечногорский, Дмитровский, Пушкинский и Щелковский муниципальные районы, а также городской округ Черноголовка и Богородский городской округ) за счет снижения загрузки областных дорог и уровня загрязнения воздуха в указанных муниципальных образованиях, а также улучшения транспортной доступности для населения.

Проект строительства предусматривает проведение мероприятий, направленных на снижение последствий негативного воздействия от автомобильной дороги на окружающую среду, в том числе возведение шумозащитных экранов, строительство локальных очистных сооружений, устройство экодуков. Указанные и иные технические параметры проекта получили положительное заключение Главгосэкспертизы России. Кроме того, реализация проекта контролируется международной инжиниринговой компанией AECOM, что подтверждает качественную проработку экономического, экологического и социального аспектов строительства.

Количественными критериями результата реализации проекта будут являться:

  • средняя интенсивность движения к 2030 году: не менее 40 тыс. авт./сут., большая часть которого будет приходиться на грузоперевозки;
  • количество выгодополучателей в лице жителей муниципальных образований, по территории которых проходит ЦКАД-3: не менее 900 тыс. человек.

В рамках данного выпуска привлечение средств осуществляется для рефинансирования уже понесенных расходов по проекту. Отбор новых проектов не предусмотрен. Таким образом, АКРА отмечает соответствие реализуемого проекта целям, связанным с финансированием и/или рефинансированием проектов, направленных на развитие общественной жизни и соответствующих международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования и/или устойчивого развития (условие о целевом использовании денежных средств, полученных от размещения облигаций).

АКРА подтверждает, что планируемый выпуск облигаций Эмитента соответствует всем базовым Принципам социальных облигаций (ПСО) Международной ассоциации рынков капитала (ICMA). Направление использования средств, процесс оценки и отбора проектов, подходы к управлению средствами и предоставлению отчетности Эмитентом, отраженные в документе «Концепция выпуска социальных облигаций» (далее — Social Bond Framework), в полной мере отвечают критериям ПCО, в связи с чем планируемый выпуск облигаций Эмитента можно считать социальным.

Ключевые характеристики выпуска

Эмитент

ООО «СФО Транспортная инфраструктура»

Кредитный рейтинг эмитента

-

Ожидаемый кредитный рейтинг программы/эмиссии

eAA(RU)

Тип ценной бумаги

-

Планируемый объем эмиссии

до 14 млрд руб.

ISIN

На дату публикации не определен

Планируемая дата начала размещения

На дату публикации не определена

Планируемая дата погашения

05.04.2033

 

Эмитент — ООО «СФО Транспортная инфраструктура». Предметом деятельности Эмитента является в том числе приобретение прав требования по части синдицированного кредита, выданного на реализацию проекта строительства ЦКАД-3 в рамках Концессионного соглашения.

Концессионное соглашение было заключено 16.09.2016 между Обществом с ограниченной ответственностью «Автодорожная строительная корпорация» (далее — Концессионер, ООО «АСК») и Российской Федерацией в лице Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (далее — Концедент, ГК «Автодор»; AA(RU), прогноз «Стабильный»). ООО «АСК» входит в группу компаний «Автобан» (далее — ГК «Автобан»; A-(RU), прогноз «Стабильный»).

Для реализации проекта Концессионеру было предоставлено долговое финансирование, в том числе синдикатом банков — Банк ГПБ (АО) (далее — Оригинатор, Газпромбанк; AA+(RU), прогноз «Стабильный»), ПАО Сбербанк (AAА(RU), прогноз «Стабильный»), Евразийский банк развития (AAА(RU), прогноз «Стабильный»). Они предоставили Концессионеру совокупный кредитный лимит на сумму 39,9 млрд руб. (далее — Синдицированный кредит). Общий объем затрат на строительство ЦКАД-3, согласно Концессионному соглашению, равен 100,8 млрд руб.

Поступления от планируемого выпуска социальных облигаций Эмитента будут использованы для частичного рефинансирования заемных средств, полученных на строительство ЦКАД-3.

Ключевые факторы оценки

Эмитент предоставил АКРА документы, отражающие социальные и экологические критерии приемлемости проекта в области устойчивого развития, финансируемого Концессионером и Оригинатором, которые определяли выбор ключевых характеристик реализуемого проекта (строительство ЦКАД-3). Характеристики реализуемого проекта позволяют отнести его к объектам, оказывающим значимый положительный социальный эффект и не оказывающим существенного негативного воздействия на окружающую среду. Среди них — процесс отбора допустимых проектов в области устойчивого развития, финансируемых Оригинатором, подходы к управлению средствами и составлению будущей отчетности. На основании данных документов АКРА были сделаны заключения по соответствию выпуска облигаций четырем ПСО.

Оценка соответствия планируемого выпуска облигаций ПСО

Источник: АКРА

Использование средств

Цели планируемого выпуска социальных облигаций Эмитента четко сформулированы и соответствуют ПСО. Поступления от планируемого выпуска социальных облигаций будут направлены на частичное рефинансирование заемных средств, полученных на строительство ЦКАД-3, реализация которого значительно улучшает качество жизни более 900 тыс. человек, проживающих в зоне расположения объекта инфраструктуры, а также обеспечивает создание до 50 тыс. рабочих мест за счет прямых и косвенных эффектов (согласно оценкам Эмитента).

Помимо этого, в целях соответствия требованиям Положения Банка России от 19.12.2019 № 706-П в случае нецелевого использования средств, полученных от размещения социальных облигаций, у инвесторов есть право требовать досрочного погашения принадлежащих им облигаций. АКРА полагает, что данное обязательство дополнительно свидетельствует о намерении Эмитента использовать средства, привлеченные в рамках планируемого выпуска облигаций, на рефинансирование социального проекта строительства ЦКАД-3.

Процесс оценки и отбора проектов

В рамках планируемого выпуска облигаций Эмитент выбрал для себя несколько приемлемых категорий проектов ICMA, которые соответствуют ее текущей специализации. К ним относятся:

  • создание доступной базовой инфраструктуры;
  • обеспечение доступа к социально значимым услугам;
  • развитие и создание более благополучных социально-экономических условий.

ЦУР ООН1, которым должен соответствовать приемлемый проект:

  • ЦУР № 8: содействие неуклонному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.
  • ЦУР № 9: создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций.

1 ЦУР — Цели в области устойчивого развития ООН (https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/).

В качестве ключевых показателей достижения результата Эмитент планирует использовать следующие показатели:

  • разгрузка трафика на перегруженных Московской кольцевой автомобильной дороге и автодороге федерального значения А-107 «Московское малое кольцо» путем соединения районов между собой на северо-востоке области и перераспределения потока транзитного транспорта в обход указанных дорог;
  • развитие транспортной инфраструктуры северо-восточной части Московской области, развитие экономических связей между районами Московской области, повышение мобильности населения и субъектов рынка;
  • обеспечение высокоскоростного межрегионального и внутрирегионального транспортного сообщения с большой пропускной способностью;
  • создание дополнительной базы налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за счет расширения хозяйственной и инвестиционной деятельности в смежных с транспортной отраслью секторах экономики, повышения социальной активности и мобильности населения.

Данный подход в полной мере соответствует ПСО.

Управление средствами

Согласно Social Bond Framework, поступления от размещения облигаций будут использованы для приобретения прав требования по части Синдицированного кредита, выданного Концессионеру Газпромбанком. Средства, направляемые Концедентом в качестве обслуживания и возврата заемных инвестиций, согласно условиям Концессионного соглашения (в части рефинансируемого транша Оригинатора), будут зачисляться на залоговый счет, права по которому передаются держателям облигаций. Таким образом, обеспечивается контроль учета средств, поступающих от размещения облигаций.

Согласно действующим в России правилам выпуска «зеленых» и социальных облигаций, временно неиспользуемые средства, привлеченные за счет размещения социальных облигаций, не должны направляться на финансирование проектов, которые не направлены на развитие общественной жизни. В данном случае, в силу единовременного направления поступлений на рефинансирование долга перед Оригинатором, возникновение временно свободных средств, полученных от размещения социальных облигаций, не предполагается.

Отчетность

Согласно Social Bond Framework, все расходы на рефинансирование уже понесены в рамках Синдицированного кредита. Тем не менее на весь период обращения социальных облигаций Эмитент будет публиковать ежегодные отчеты по социальным облигациям на своем корпоративном сайте.

Эмитент намерен раскрывать информацию об использовании средств, привлеченных за счет выпуска социальных облигаций, а также о влиянии, которое оказывает на общественную среду и устойчивое развитие региона функционирующая дорога ЦКАД-3.

В рамках описания использования средств будет раскрываться следующая информация:

  • сумма осуществленных инвестиций в проект;
  • данные о ходе реализации проекта;
  • данные о результате, достигнутом благодаря реализации проекта.

Регулярные отчеты Эмитента по социальному финансированию будут размещаться на его сайте.

Дополнительные факторы оценки

Организационная структура проекта и стратегия

Поскольку Эмитент является специализированным финансовым обществом, АКРА полагает, что контроль за использованием средств характеризуется высокой надежностью и прозрачностью, так как Эмитент не ведет иной деятельности, кроме выпуска и обслуживания настоящего облигационного займа.

Уровень стратегического планирования ГК «Автобан» можно оценить как высокий. ГК «Автобан» имеет долгосрочную программу развития до 2024 года, предполагающую увеличение доли рынка и контрактной базы при сохранении стабильно высокой рентабельности. Для достижения стратегических целей ГК «Автобан» намерена совершенствовать компетенции в проектировании, а также в строительстве и эксплуатации инфраструктурных объектов. ГК «Автобан» активно работает в сфере проектов ГЧП, включая концессионное направление.

Важно отметить, что ГК «Автобан» осуществляет полный комплекс дорожно-строительных работ, а также ведет активную деятельность в сфере строительства социальных объектов, проектирования и строительства жилья и деловых центров. За последние 20 лет было построено 34 объекта общей площадью 170 тыс. кв. м, в том числе 20 жилых домов общей площадью более 60 кв. м каждый, семь детских садов, три школы, спортивный комплекс на 500 мест с ледовой ареной общей площадью 5 тыс. кв. м, рыбоперерабатывающий завод и Музей природы и человека.

Все это позволяет охарактеризовать стратегическую направленность ГК «Автобан» на реализацию целей устойчивого развития как сильную.

Финансовая реализуемость проектов

Проект строительства ЦКАД-3 прошел многочисленные проверки со стороны Оригинатора проекта. Кроме того, за ходом строительства и процессом эксплуатации проекта ведется контроль со стороны внешнего подрядчика — компании AECOM. С учетом этого АКРА считает проект, рефинансируемый СФО Транспортная инфраструктура в рамках выпуска социальных облигаций, финансово реализуемым.

Ключевые допущения

Потенциальные социально-экологические риски реализации проекта учтены в проектной документации и не приведут к ухудшению качества жизни жителей районов, подпадающих под воздействие объекта инфраструктуры, имеющего социальную направленность.

Компоненты оценки

Соответствие выпуска ПСО: соответствует.

Уровень оценки: SR1.

Раскрытие информации

Оценка проекта, рефинансируемого в рамках выпуска социальных облигаций ООО «СФО Транспортная инфраструктура», на соответствие международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования и/или устойчивого развития, а также самих облигаций — на соответствие ПСО была проведена на основании Методологии оценки социальных долговых обязательств и долговых обязательств в области устойчивого развития в части оценки социальных облигаций.

Мнение АКРА о соответствии проекта, рефинансируемого Эмитентом, международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования и/или устойчивого развития, а также о соответствии облигаций ООО «СФО Транспортная инфраструктура» ПСО публикуется Агентством впервые. Пересмотр оценки соответствия возможен в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Мнение АКРА о соответствии проекта, рефинансируемого Эмитентом, международно признанным принципам и стандартам в области социального финансирования и/или устойчивого развития, а также о соответствии выпуска социальных облигаций ПСО основано на данных, предоставленных ООО «СФО Транспортная инфраструктура», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Оценка соответствия социальных облигаций и проекта, рефинансируемого Эмитентом, была запрошенной, ООО «СФО Транспортная инфраструктура» принимало участие в процессе оценки.

При присвоении оценки использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

Конфликты интересов в рамках процесса оценки выявлены не были.


Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Владимир Горчаков
Заместитель директора, группа оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 132
Агата Постнова
Эксперт, группа оценки рисков устойчивого развития
+7 (495) 139 04 80, доб. 157
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.