Повышение кредитного рейтинга АО «ГТЛК» (далее — ГТЛК, Компания) связано с ростом оценки влияния государства на кредитоспособность Компании; данная оценка сформирована на базе «Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой», действующей с 19.04.2021. Кредитный рейтинг ГТЛК обусловлен высокой вероятностью экстраординарной поддержки Компании со стороны государства. Оценка собственной кредитоспособности (ОСК) находится на удовлетворительном уровне. Компания обладает высоким уровнем кредитоспособности в сравнении с другими эмитентами в Российской Федерации.

ГТЛК — специализированная лизинговая компания, ориентированная на предоставление услуг финансового и операционного лизинга преимущественно транспортных средств. Являясь полностью государственной компанией (единственный акционер — Правительство РФ в лице Министерства транспорта), ГТЛК выступает как инструмент реализации государственной политики по развитию российской транспортной отрасли.

По оценкам АКРА, Компания — лидер по размеру лизингового портфеля и объема нового лизингового бизнеса в Российской Федерации по итогам 2020 года.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Очень высокая вероятность оказания экстраординарной поддержки со стороны Правительства РФ. По мнению АКРА, в случае необходимости государство может предоставить Компании долгосрочное и краткосрочное финансирование, а также осуществить увеличение капитала, учитывая следующие факторы:

  • ГТЛК играет важную роль для реализации государственной промышленной политики и политики в области развития транспортной отрасли;
  • Компания является одним из лидеров в сегменте лизинга авиационного, железнодорожного и водного транспорта в части реализации государственных и национальных программ;
  • ГТЛК входит в перечни системообразующих организаций российской экономики и системообразующих организаций транспортного сектора РФ;
  • государство — 100%-ный акционер ГТЛК — осуществляет полный стратегический и операционный контроль над Компанией; в совет директоров ГТЛК входят представители различных министерств, включая министра транспорта;
  • капитал ГТЛК сформирован за счет неоднократно предоставленного Компании бюджетного финансирования (совокупно около 120 млрд руб., из них 5 млрд руб. — в первом квартале 2021 года).

Учитывая важную роль Компании в обеспечении потребностей транспортной отрасли РФ, АКРА высоко оценивает вероятность дальнейшей докапитализации ГТЛК. Вместе с тем ухудшение финансового положения Компании окажет сравнительно ограниченное негативное влияние на национальную экономику и социальный сектор. Это может ограничить объем и приоритетность поддержки, которую государство будет готово предоставить ГТЛК.

Мнение АКРА об итоговом уровне поддержки Компании со стороны государства выражается в том, что финальный рейтинг ГТЛК устанавливается на уровне паритета с РФ минус три ступени.

Адекватный бизнес-профиль обусловлен очень сильными позициями ГТЛК на лизинговом рынке и в сегментах лизинга железнодорожного, водного и авиационного транспорта. Оценку фактора ограничивает сохраняющаяся концентрация лизингового портфеля на лизингополучателях. На конец 2020 года на десять наиболее крупных лизингополучателей приходилось 59% лизингового портфеля (63% годом ранее), а на долю крупнейшего клиента — 25% портфеля (26% на конец 2019-го). Рост доли лизингового портфеля, приходящейся на водный транспорт, способствовал более равномерной диверсификации портфеля. В целом распределение долей в лизинговом портфеле Компании на конец 2020 года выглядит следующим образом: на железнодорожный транспорт приходится 42,3%, на воздушный транспорт и аэропортовое обслуживание — 41,2%, на водный транспорт — 11,7%.

Снижение буфера абсорбции убытков при сохранении ограниченных возможностей по внутренней генерации капитала. Быстрый рост бизнеса Компании продолжает оказывать давление на показатель достаточности капитала (ПДК). На конец 2020 года значение ПДК снизилось до 11,6% по сравнению с 13,4% на конец 2019 года. АКРА допускает, что снижение ПДК может продолжиться из-за быстрого роста бизнеса Компании, несмотря на ее планируемую докапитализацию, что приведет к снижению оценки достаточности капитала. В то же время собственные возможности ГТЛК по генерации капитала остаются слабыми. Прибыль Компании до налогообложения в 2020 году составила около 0,5 млрд руб., а коэффициент усредненной генерации капитала (КУГК) за 2016–2020 годы по-прежнему находится на уровне минус 15 б. п. Прибыльность Компании во многом ограничена в связи с реализацией программ некоммерческого (льготного) лизинга. АКРА отмечает, что цели ГТЛК как агента по реализации государственной политики не предполагают поддержания высокой рентабельности.

Оценку риск-профиля сдерживает доля проблемных активов в лизинговом портфеле Компании. По итогам 2020-го доля просроченной задолженности в лизинговом портфеле составляла 1,4%. При этом общая сумма обязательств по договорам с лизингополучателями, допустившими просрочку более 90 дней, достигала 12,7%. Отдельные лизингополучатели после оценки финансовых показателей деятельности за 2020 год были признаны потенциально проблемными, что увеличивает оценку АКРА доли потенциально проблемных активов в лизинговом портфеле до 32%.

Сбалансированная структура фондирования. Диверсификация структуры фондирования Компании остается стабильной. На конец 2020 года ее обязательства формировались преимущественно за счет выпущенных облигаций (47%) и банковских кредитов (35%). Зависимость Компании от отдельных кредиторов оценивается как приемлемая: требования крупнейшего кредитора составили на конец 2020-го 6,9% совокупных обязательств ГТЛК, пяти крупнейших кредиторов — 21,6%.

Адекватная позиция по ликвидности. В базовом сценарии АКРА (с учетом планов ГТЛК по росту лизингового бизнеса) Компания имеет положительный запас денежных средств (прогнозный коэффициент текущей ликвидности на горизонте 12 месяцев незначительно выше 1,0). Временная структура активов и обязательства сбалансирована, а в стрессовых сценариях АКРА потребность ГТЛК в привлечении экстренной ликвидности умеренная. В начале 2020 года Компания существенно увеличила располагаемый объем денежных средств, что значительно снижает риски привлечения дополнительных заимствований в ситуации стресса.

Опорная роль ГТЛК для Минтранса России в плане реализации ряда государственных программ в транспортной сфере обуславливает гарантированный спрос на услуги Компании, прежде всего в сегменте авиатранспорта, а также в нишевых сегментах транспортной отрасли. В 2020 году Правительство РФ приняло решение о формировании на базе ГТЛК единой лизинговой компании в рамках реформы институтов развития. АКРА оценивает данные факторы как значимое конкурентное преимущество, которое не отражено в ОСК Компании. Это обуславливает более высокий уровень кредитоспособности ГТЛК, что выражается в добавлении дополнительной рейтинговой ступени к уровню ОСК.

Ключевые допущения

  • сохранение принятой бизнес-модели Компании на горизонте 12–18 месяцев;
  • ПДК не ниже 11% на горизонте 12–18 месяцев;
  • сохранение текущей структуры фондирования.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности сохранение рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • дальнейшее повышение системной значимости Компании вследствие увеличения масштабов государственного финансирования и роста вовлеченности Компании в реализацию государственной политики в сфере транспорта.

К негативному рейтинговому действию могут привести:

  • потеря акционерного контроля со стороны Российской Федерации либо снижение готовности акционера оказывать поддержку Компании;
  • снижение системной значимости Компании для государства.

Компоненты рейтинга

ОСК: bb-.

Корректировки: плюс 1 ступень к уровню ОСК.

Поддержка: поддержка государства, паритет с РФ минус 3 ступени.

Рейтинги выпусков

АО «ГТЛК», серия 002Р-01 (RU000A102VRO), срок погашения — 03.03.2036, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-19 (RU000A101SD8), срок погашения — 23.05.2035, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-18 (RU000A101SC0), срок погашения — 23.05.2035, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-17 (RU000A101QL5), срок погашения — 14.05.2035, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-16 (RU000A101GD3), срок погашения — 17.02.2028, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-15 (RU000A100Z91), срок погашения — 21.10.2025, объем эмиссии — 25 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-14 (RU000A100FE5), срок погашения — 25.05.2034, объем эмиссии — 10 млрд руб., — AA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-13 (RU000A1003A4), срок погашения — 20.01.2034, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001Р-12 (RU000A0ZZV11), срок погашения — 04.11.2033, объем эмиссии — 5 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-11 (RU000A0ZZAL5), срок погашения — 03.06.2033, объем эмиссии — 150 млн долл. США, — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-10 (RU000A0ZZ984), срок погашения — 20.05.2033, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-09 (RU000A0ZZ1J8), срок погашения — 18.03.2033, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-08 (RU000A0ZYR91), срок погашения — 18.01.2033, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-07 (RU000A0ZYNY4), срок погашения — 31.12.2032, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-06 (RU000A0ZYAP9), срок погашения — 01.09.2032, объем эмиссии — 20 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-04 (RU000A0JXPG2), срок погашения — 06.04.2032, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-03 (RU000A0JXE06), срок погашения — 22.01.2032, объем эмиссии — 10 млрд руб., — АA-(RU).

АО «ГТЛК», серия 001P-02 (RU000A0JX199), срок погашения — 24.11.2031, объем эмиссии — 7,78 млрд руб., — АA-(RU).

Обоснование. Эмиссии являются старшим необеспеченным долгом АО «ГТЛК». По причине отсутствия структурной и контрактной субординации выпусков АКРА оценивает эти облигации как равные по приоритетности исполнения другим существующим и будущим необеспеченным и несубординированным обязательствам Компании. В соответствии с методологией АКРА, уровень возмещения по необеспеченному долгу соответствует II категории, в связи с чем кредитный рейтинг указанных выше эмиссий приравнивается к кредитному рейтингу АО «ГТЛК».

Регуляторное раскрытие

Кредитные рейтинги АО «ГТЛК» и облигационных выпусков АО «ГТЛК» (ISIN RU000A0JX199, RU000A0JXE06, RU000A0JXPG2, RU000A0ZYAP9, RU000A0ZYNY4, RU000A0ZYR91, RU000A0ZZ1J8, RU000A0ZZ984, RU000A0ZZAL5, RU000A0ZZV11, RU000A1003A4, RU000A100FE5, RU000A100Z91, RU000A101GD3, RU000A101QL5, RU000A101SC0, RU000A101SD8, RU000A102VRO) были присвоены по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов лизинговым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, Методологии анализа рейтингуемых лиц, связанных с государством или группой, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности. При присвоении кредитных рейтингов указанным выпускам также использовалась Методология присвоения кредитных рейтингов отдельным выпускам финансовых инструментов по национальной шкале для Российской Федерации.

Впервые кредитный рейтинг АО «ГТЛК» был опубликован АКРА 28.06.2017; кредитные рейтинги облигационных выпусков АО «ГТЛК»: RU000A0JX199, RU000A0JXE06, RU000A0JXPG2 — 25.07.2017; RU000A0ZYAP9 — 21.09.2017; RU000A0ZYNY4 — 23.01.2018; RU000A0ZYR91 — 06.02.2018; RU000A0ZZ1J8 — 06.04.2018; RU000A0ZZ984 — 08.06.2018; RU000A0ZZAL5 — 22.06.2018, RU000A0ZZV11 — 23.11.2018, RU000A1003A4 — 07.02.2019, RU000A100FE5 — 11.06.2019, RU000A100Z91 — 28.10.2019, RU000A101GD3 — 27.02.2020, RU000A101QL5 — 29.05.2020, RU000A101SC0 — 09.06.2020, RU000A101SD8 — 09.06.2020, RU000A102VRO — 19.03.2021. Очередной пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АО «ГТЛК», а также кредитных рейтингов облигационных выпусков АО «ГТЛК» (RU000A0JX199, RU000A0JXE06, RU000A0JXPG2, RU000A0ZYAP9, RU000A0ZYNY4, RU000A0ZYR91, RU000A0ZZ1J8, RU000A0ZZ984, RU000A0ZZAL5, RU000A0ZZV11, RU000A1003A4, RU000A100FE5, RU000A100Z91, RU000A101GD3, RU000A101QL5, RU000A101SC0, RU000A101SD8, RU000A102VRO) ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитные рейтинги были присвоены на основании данных, предоставленных АО «ГТЛК», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Рейтинговый анализ был проведен с использованием консолидированной отчетности АО «ГТЛК» по МСФО и отчетности АО «ГТЛК», составленной в соответствии с требованиями РСБУ. Кредитные рейтинги являются запрошенными, АО «ГТЛК» принимало участие в процессе присвоения кредитных рейтингов.

При присвоении кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало АО «ГТЛК» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитных рейтингов выявлены не были.

Версия для печати
Скачать PDF

Аналитики

Алла Борисова
Заместитель директора, группа рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 80, доб. 153
Валерий Пивень
Старший директор - руководитель группы рейтингов финансовых институтов
+7 (495) 139 04 93
Мы защищаем персональные данные пользователей и обрабатываем Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с условиями использования файлов cookie на этом веб-сайте, перейдя по ссылке.