АКРА присвоило АО «СГ-транс» кредитный рейтинг A+(RU), прогноз «Стабильный»

Кредитный рейтинг АО «СГ-транс» (далее — СГ-транс, Компания) с учетом его дочерних предприятий (далее совместно именуемые — Группа) обусловлен сильной рыночной позицией в сегменте перевозок сжиженных углеводородных газов (СУГ), сильным бизнес-профилем Группы в силу специализации на перевозке высокомаржинальных грузов, высокой степенью загрузки парка подвижного состава и средней степенью его изношенности. Широкая географическая диверсификация маршрутной сети и обширная клиентская база также способствуют сильной оценке бизнес-профиля. Ограничивающими факторами рейтинговой оценки являются размер бизнеса при средних оценках долговой нагрузки и обслуживания долга.

Группа является крупнейшим в России оператором на рынке перевозок СУГ. Объем перевозок в 2020 году составил около 15 млн тонн. СГ-транс, наряду с операционной деятельностью в сфере перевозок грузов, является холдинговой компанией, которая контролирует: 1) 100% в АО «ХимИнвестТранс» (собственник парка платформ, который оказывает услуги по организации мультимодальных перевозок наливных опасных грузов в танк-контейнерах на железнодорожных платформах); 2) 100% в ООО «Спецтрансгарант» (крупнейший в России оператор по перевозке сжиженных газов, наливных химических, в т. ч. опасных, и пищевых грузов в танк-контейнерах); 3) 100% в ООО «Башкирская перевозочная компания» (арендатор подвижного состава); 4) 50% в ООО «НХТК» (СП с ПАО «СИБУР Холдинг» по оказанию услуг железнодорожных перевозок); 5) 41% в ТОО «Рейл Гарант Казахстан» (владелец более 2,6 тыс. вагонов и является оператором по перевозке грузов в Казахстане). 41,75% акций Компании являются казначейскими, оставшиеся 58,25% уставного капитала распределены среди физических лиц. Крупнейшими акционерами Компании являются С. Р. Смыслов и А. Р. Тайчер.

Ключевые факторы рейтинговой оценки

Сильный операционный риск-профиль Группы. Оценка операционного риск-профиля Группы на уровне «аа» определяется ее лидирующими позициями на высокомаржинальном рынке перевозки СУГ в цистернах. Транспортировка СУГ — один из самых стабильных и высокомаржинальных сегментов перевозок грузов по железной дороге с точки зрения изменения грузовой базы. Широкая географическая диверсификация и обширная клиентская база обеспечивают высокую степень загрузки парка подвижного состава. При этом средний возраст принадлежащих Группе цистерн составляет около 19 лет, что в два раза меньше установленного срока эксплуатации и соответствует среднему значению по отрасли. Собственный парк подвижного состава насчитывает 22,5 тыс. единиц, а общий парк под управлением Группы составляет более 32 тыс. единиц. Фактором, усиливающим операционный риск-профиль Группы, являются ее лидирующие позиции в сегменте перевозок химических грузов в танк-контейнерах. Благодаря приобретению АО «ХимИнвестТранс» в 2017 году и ООО «Спецтрансгарант» в 2019 году Группа в настоящее время контролирует 24% всего парка химических танк-контейнеров, используемых на сети ОАО «РЖД». В последние годы в России наблюдается устойчивый рост объема перевозок с использованием этого инновационного вида тары. Группа оперирует самым крупным в России парком танк-контейнеров. Перевозки наливных химических грузов в этом виде подвижного состава — относительно новый и быстрорастущий сегмент рынка, который характеризуется большим количеством грузоотправителей.

Субфакторы оценки корпоративного управления оказывают нейтральное влияние на операционный риск-профиль Группы, так как соответствуют среднему уровню в сравнении с аналогичными компаниями в Российской Федерации. Группа реализует стратегию по усилению конкурентных позиций в высокомаржинальных сегментах перевозки грузов. Решения по всем стратегическим вопросам Группы принимаются советом директоров Компании, состоящим из пяти членов. При совете директоров созданы комитеты по стратегии, аудиту и финансам, назначениям и вознаграждениям. Следует отметить, что не все существенные процедуры деятельности Компании формализованы решениями совета директоров. В частности, отсутствуют дивидендная политика и политика в отношении целевой долговой нагрузки.

Структура Группы выглядит понятной и логичной. Компания, как верхнеуровневая структура, является центральным казначейством для дочерних зависимых компаний, привлекая внешние займы и распределяя их вниз по Группе. Кроме того, Компания передает принадлежащий ей подвижной состав в аренду дочерним компаниям. Компания регулярно составляет проверяемую аудитором финансовую отчетность по МСФО (но не публикует ее), а также отчет о результатах своей операционной деятельности.

Финансовый риск-профиль Группы является сдерживающим фактором для финальной оценки собственной кредитоспособности (ОСК). Масштаб бизнеса Группы, измеряемый абсолютным значением FFO до фиксированных платежей и налогов и объемом перевозок грузов (менее 30 млрд руб. и менее 25 млн тонн соответственно), находится ниже среднего уровня для корпоративного сегмента в Российской Федерации. Однако сильный бизнес-профиль Группы обеспечивает очень высокую оценку рентабельности бизнеса. Рентабельность по FFO до фиксированных платежей и налогов составила 55% по результатам 2020 года. Уровень долговой нагрузки Компании с учетом капитализации арендных платежей (показатель скорректированного общего долга к FFO до чистых процентных платежей) составил 3,4х по результатам 2020 года против 4,5х в 2019 году. Агентство ожидает повышения показателя до 4,3х в 2021 году вследствие умеренного роста банковского долга. Показатель обслуживания фиксированных платежей Компании (отношение FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам) увеличился до 3,6х в 2020 году против 2,9х в 2019–м. По результатам 2021 года показатель составит, по оценке АКРА, около 3,5х. Показатель свободного денежного потока (FCF) получил высокую оценку вследствие умеренных капитальных расходов и дивидендных выплат в период 2022–2024 годов. Ликвидность Компании находится на высоком уровне благодаря положительному денежному потоку и наличию нескольких кредитных линий с существенным объемом невыбранных лимитов.

Ключевые допущения

  • среднегодовой темп роста выручки в 2021–2024 годах — 6%;
  • умеренные дивидендные выплаты в 2022–2024 годах;
  • взвешенное за период с 2021 по 2024 год значение доли капитальных расходов в выручке — 7,4%.

Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга

«Стабильный» прогноз предполагает с наиболее высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.

К позитивному рейтинговому действию может привести:

  • снижение уровня долговой нагрузки (скорректированный общий долг/FFO до фиксированных платежей) ниже 2,0х при одновременном росте показателя FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам выше 5х.

К негативному рейтинговому действию может привести:

  • рост долговой нагрузки Компании (скорректированный общий долг/FFO до фиксированных платежей) выше 4,0х при одновременном снижении отношения FFO до фиксированных платежей к фиксированным платежам ниже 2,5х.

Компоненты рейтинга

ОСК: а+.

Корректировки: отсутствуют.

Рейтинги выпусков

Рейтинги эмиссиям в обращении не присвоены.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг был присвоен по национальной шкале для Российской Федерации на основе Методологии присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, а также Основных понятий, используемых Аналитическим Кредитным Рейтинговым Агентством в рейтинговой деятельности.

Кредитный рейтинг был присвоен АО «СГ-транс» впервые. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по кредитному рейтингу АО «СГ-транс» ожидается в течение одного года с даты опубликования настоящего пресс-релиза.

Кредитный рейтинг был присвоен на основании данных, предоставленных АО «СГ-транс», информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Кредитный рейтинг был присвоен на основании отчетности АО «СГ-транс» по РСБУ. Кредитный рейтинг является запрошенным, АО «СГ-транс» принимало участие в процессе присвоения кредитного рейтинга.

При присвоении кредитного рейтинга использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.

АКРА не оказывало АО «СГ-транс» дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения кредитного рейтинга выявлены не были.

Вход

Забыли пароль

Регистрация

Восстановление пароля

Восстановление пароля

Termsofuse

Полное использование материалов сайта разрешается только с письменного согласия правообладателя, АКРА (АО). Частичное использование материалов сайта (не более 30% текста статьи) разрешается только при условии указания гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте www.acra-ratings.ru . Гиперссылка должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала. Размер шрифта гиперссылки не должен быть меньше шрифта текста используемого материала.